Проектная деятельность как одна из форм воспитательной работы в современной школе
Автор: Тюнина Валентина Михайловна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (47) февраль 2024 г.
Дата публикации: 19.12.2023
Статья просмотрена: 200 раз
Библиографическое описание:
Тюнина, В. М. Проектная деятельность как одна из форм воспитательной работы в современной школе / В. М. Тюнина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 1 (47). — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/262/8874/ (дата обращения: 15.11.2024).
В настоящее время в обществе происходят качественные изменения, которые затрагивают все сферы жизнедеятельности человека. Перед обществом, в первую очередь, стоит проблема личностного развития подрастающих поколений, в особенности детей школьного возраста.
Выпускник школы, который будет жить, и трудиться в XXI веке, должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.
В соответствии с новыми тенденциями в образовании предполагается усилить, воспитательную функцию образовательного процесса. ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным запросам личности, общества и государства.
Поиск новых средств и методов, способствующих формированию творческой, активной личности, которая способна к самостоятельному регулированию своего поведения и действий, стремящейся к саморазвитию и к свободному определению себя не только в профессии, но и в обществе, и в культуре, как никогда обусловленная потребностями современного общества.
В связи с этим наибольшее значение приобретает поиск новых подходов в обучении и воспитании, которые бы интегрировали в себе теоретические и эмпирические исследования всестороннего развития личности школьников в образовательном процессе.
Одним из существующих сегодня способов формирования профессиональной, социальной, учебной и творческой личности является метод проектов. Метод проектов и проектная деятельность учащихся стали предметом педагогического исследования и полем инновационной образовательной практики. Проектную деятельность рассматривают как технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащихся и как организацию образовательных ситуаций, в рамках которых ребенок ставит и решает собственные проблемы. Включение именно в эту деятельность позволяет учащимся в полном объеме раскрыть и проявить свой творческий потенциал, исследовательские и поисковые способности, самостоятельность, активность, целеустремленность, настойчивость, умение стратегически планировать свою деятельность, добиваться ожидаемых результатов, а самое главное уметь применять на практике полученные знания. Важно понять то, что технология проектной деятельности не сводится к методу проектов. Метод проектов направлен на достижение определенного, оформленного строгими процедурами и выраженного в виде продукта деятельности результата. А технология проектной деятельности превращает самого участника деятельности в «продукт» собственной активности, заставляет учащихся формировать личностные компетенции на каждом этапе проектирования.
Проектная деятельность является одним из эффективных методов развивающего обучения в рамках учебно-воспитательного процесса, направленных на развитие самостоятельных исследовательских умений и навыков, включающих в себя постановку проблемы, сбор и обработку информации и в конце анализ полученных результатов. Способствует развитию у учащихся креативности, логического мышления, создает условия для самоопределения, творческой самореализации, формированию личностных компетенций учащихся.
Цели проектной деятельности в образовании:
включение проектной деятельности в современный образовательный процесс;
изменение взаимоотношений участников образовательного процесса, ориентация на партнерство и сотрудничество ученика и учителя, их совместный поиск новых знаний, а также овладение умениями использовать эти знания на практике при достижении необходимого результата, востребованного сообществом;
формирование личностных компетенций.
Проектный метод ориентирован на связь со школой, для достижения поставленных целей образования, на взаимодействие учителя и ученика, при реализации конкретных проектов, но и продуктивное общение самих участников образовательного процесса, которое направлено на совместное разрешение поставленных проблем, формулирование целей, планирование этапов деятельности и достижение значимых результатов. Результатом является формирование личностных компетентностей, обеспечивающих успех практической деятельности.
На сегодняшний день школа обладает всеми необходимыми средствами для развития проектной деятельности. И проектный метод в обучении получил широкое распространение и применяется в любой учебной дисциплине. Он позволяет сочетать все формы работы: индивидуальные и групповые. Реализация на практике проектного метода ведет к изменению функции и роли педагога. Учитель выступает в роли организатора, консультанта и партнера познавательной деятельности своих учеников.
В процессе работы над созданием и реализацией проекта у учащихся формируется потребность в поиске и приобретении новых знаний и умений. В результате происходит закрепление полученных навыков работы над крупным блоком курса или его отдельной темой.
Участие школьников в проекте, позволяет им приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения, так же идет формирование современных компетенций: общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, социальной, компетенции личностного самосовершенствования.
Возросший интерес к методу проектов объясняется тем, что он позволяет реализовать основные направления модернизации общего образования:
интеграцию учебного содержания;
развитие пользовательских навыков в информационных технологиях;
формирование информационных, коммуникативных, социальных и личностных компетенций;
формирование у учащихся особого отношения к себе как к субъекту знаний, практических умений и способностей.
Актуальность овладения учащимися основами проектирования еще обусловлена тем, что проектная деятельность имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Овладение технологией и логикой проектной деятельности в школьный период может стать одним из факторов развития социальной активности учащихся, а также в дальнейшем может обеспечить конкурентоспособность на рынке труда.
Достижение успеха во многом зависит от способности человека организовывать свою жизнь как проект: необходимо определить перспективу развития, далее наметить план действий, которые предстоит осуществить и, осуществив его, оценить, насколько удалось достичь поставленных целей. Результаты некоторых исследований, которые проходили как у нас, так и за рубежом, показали, что большая часть современных лидеров в бизнесе, спорте, политике и искусстве — это люди, которые обладают проектным типом мышления.