Данная статья посвящена проблеме использования интерактивных методов на уроках экономики. В ходе исследования нами были рассмотрены четыре основных направления: важность изучение учениками предмета экономики, преимущества использования интерактивных методов на уроках экономики, практические примеры методов, реализация программы, включающая интерактивные уроки, результаты усвоения учениками. На практике был проведены интерактивные уроки по данной дисциплине, целью которых являлось: ознакомление обучающихся с интерактивными практическими методами работы на уроках экономики, видами интеллектуальных и развивающих игр в онлайн режиме; обоснование доказательства, что интерактивная среда является более эффективной в процессе обучения, нежели устная. Для реализации были взят 6 класс в составе 21 человека. Ребята принимали активное участие, с интересом выходили к интерактивной доске, внимательно выполняли каждое упражнение, участвовали в обсуждении на тему различных приемов обращения с пластиковой картой или картой в «online» режиме, дискуссировали, разбирали решения различных задач, самостоятельно выполнили задание на мобильном устройстве, познакомились с темой урока на практике, написали проверочную работу на положительные оценки.
Ключевые слова: интерактивность, методы, экономика, финансовая грамотность, уроки экономики .
Уроки экономики являются важной частью образовательной программы в школе. Однако, чтобы сделать этот предмет более интересным и понятным для учеников, необходимо использовать активные и интерактивные методы обучения. В данной статье мы рассмотрим преимущества и практические примеры использования интерактивных методов на уроках экономики.
Давайте рассмотрим, почему же так важны экономические уроки. Мы подробно изучили вопрос и составили пять причин, в подтверждение значимости:
Понимание основных экономических принципов: учащиеся узнают о закономерностях спроса и предложения, стоимости производства, инфляции и других ключевых понятиях. Это помогает им понять, как функционирует экономика, какие факторы влияют на рынок и как принимать обоснованные экономические решения в жизни.
Формирование финансовой грамотности: уроки экономики помогают ученикам разобраться в финансовых аспектах жизнедеятельности, таких как управление бюджетом, понимание процента, заем и инвестиций. Этот навык важен для успешной финансовой жизни как в личной, так и в профессиональной сфере.
Развитие критического мышления: ученики учатся анализировать и оценивать информацию о экономике из различных источников. Они развивают способность рассуждать логически, сравнивать и принимать обоснованные решения, что будет помогать им разбираться в сложных экономических ситуациях в будущем.
Подготовка к профессиональной жизни: уроки экономики могут помочь ребятам определить свои интересы и способности в области экономики и бизнеса, что может стать основой для дальнейшего образования и карьеры в экономической или финансовой сфере.
Понимание взаимодействия стран в глобальной экономике: уроки экономики помогают понять роль экономики в мировых отношениях, изучая глобализацию, торговлю между странами, международные экономические организации и другие важные аспекты мировой экономики.
В целом, уроки экономики помогают развивать важные навыки и понимание экономической сферы, что полезно как в повседневной жизни, так и в долгосрочной перспективе.
Жизнь меняется, появляются разные приемы интерактивного характера обращения с деньгами и способами виртуальной транзакции. Растут потребности, а значит, очень важно уметь рационально и правильно обращаться с деньгами. На уроках экономики в школе этому, непосредственно, учат.
Однако, стоит обратить внимание, что экономика включает в себя как гуманитарные предметы, такие как: обществознание, история, география, так и практические: математика, геометрия. Это делает данный предмет сложным и многогранным в понимание школьников.
Именно поэтому, наглядное изучение экономики, с использованием интерактивных методов и технологий, становится очень важным и актуальным аспектом, позволяющим качественно, быстро и легко понять столь сложный предмет.
Такими методами могут стать ролевые игры, в которых организуется симуляция экономических процессов, где ученики играют роли предпринимателей, потребителей или государственных служащих. Проектная деятельность, в которой происходит разработка и реализация экономических проектов, например, создание бизнес-плана или проведение исследования рынка. Дискуссии и дебаты между обучающимися, на тему обсуждения экономических проблем и спорных вопросов, где ученики представляют разные точки зрения и аргументируют свои позиции. Игры и симуляции, такие как работа с интерактивной доской, онлайн-симуляторами, мобильными устройствами, монополией, которые позволяют ученикам практически применить полученные знания.
Для подтверждения вышесказанного нами были проведены уроки экономики, для обучающихся 6 класса, на которых мы опробовали использование интерактивных методов работы. Темой урока стало «Финансовая грамотность, как, сколько и где тратить денег?». Для ее реализации мы спроектировали в программе Learning apps интерактивные упражнения и задания: разложи по возрастающей или убывающей деньги; посчитай, как настоящий кассир, используя раритетные счеты, сумму покупки; научись копить, заполняя таблицу и прибавляя 5, 10, 15… рублей каждый день; рассмотри, как выглядит карта, что на ней написано, а чего не хватает; открой мобильный телефон и посчитай свои расходы за месяц, используя смс-оповещения о транзакциях; составь схему, начиная с самой важной покупки в этом месяце, заканчивая самой не важной, с указанием цен. Ответь на вопрос: разумно ли ты тратил деньги; разрекламируйте вещь, которую мы вам раздали в начале урока; используя «ненастоящие» макетные деньги, инсценируйте покупку понравившейся вещи, если возникнет спор, постарайтесь его компромиссно решить.
Рис. 1. Урок экономики в 5-м классе, работа с интерактивной доской
По окончании проведения двух уроков, ребятам была дана небольшая проверочная работа, включающая вопросы пройденного материала. Для улучшения качества понимания, мы снова использовали интерактивную доску, выводя на нее вопросы и задания.
Мы получили прекрасные результаты. Из 21 человека, участвовавшего в уроке, только у трех человек была оценка 4 — «хорошо», остальные написали работу на 5 — «отлично».
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что использование интерактивных технологий на уроках экономики, является эффективным в системе обучения современных школьников, для более глубокого понимания предмета.
Литература:
- Гончаренко, В. М. Математические методы в экономике и финансах. Учебник / В. М. Гончаренко. — М.: КноРус, 2016. — 570 c.
- Гражданское образование: технологии, интерактивные формы работы. — Москва: ИЛ, 2016. — 768 c
- Зинченко, Н. Н. География. Интерактивные формы работы с учащимися 6–8 классов. Продуктивный уровень. ФГОС / Н. Н. Зинченко. — М.: Учитель, 2018. — 248 c.
- Кашлев, С. С. Интерактивные методы обучения / С. С. Кашлев. — М.: ТетраСистемс, 2013. — 224 c.
- Яновицкая, Е. В. Как учить и учиться на уроке так, чтобы учиться хотелось, и удавалось учиться успешно в условиях коллективного обучения в современной общеобразовательной массовой школе. Альбом-справочник / Е. В. Яновицкая. — М.: Школьная лига, 2013. — 458 c