Особенности формирования основ финансовой грамотности младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (522) июнь 2024 г.

Дата публикации: 03.06.2024

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Кондакова, К. И. Особенности формирования основ финансовой грамотности младших школьников / К. И. Кондакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 23 (522). — С. 264-265. — URL: https://moluch.ru/archive/522/115190/ (дата обращения: 30.06.2024).



В статье обоснована необходимость формирования основ финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста. Проанализировав понятие «финансовая грамотность» в отечественной литературе, можно утверждать, что до сих пор нет однозначного понимания данного термина. В работе используются методы анализа научной литературы, обобщения и систематизации данных по вышеперечисленным вопросам. Автор приводит рекомендации по развитию финансовой грамотности у обучающихся в начальной школе через актуальные образовательные технологии, применяемые у младших школьников. Результаты могут использоваться при дальнейшем изучении рассматриваемого понятия.

Ключевые слова: образование, финансовая грамотность, младший школьный возраст, экономическое воспитание, образовательные технологии.

В современном мире, который стремительно меняется изо дня в день, вопросы финансовой стороны жизни являются особо актуальными, поскольку уровень финансовой грамотности населения не соответствует постоянно меняющейся ситуации на финансовом рынке и в экономике страны в целом. Из-за того, что люди недостаточно осведомлены о возможных угрозах, способах планирования и эффективного сбережения своих денежных средств, в совокупности сказывается не только на их личном финансовом благополучии, но всей страны в целом.

Научно доказано, что именно в младшем школьном возрасте формируется общая картина мира, и в период обучения с 1 по 4 класс дети сталкиваются с опытом расходования первых денежных средств и чаще всего, нецелесообразным. Поэтому крайне важно, чтобы основные представления о финансовой грамотности ребенок получил в период обучения на начальной ступени образования. Всё это подчёркивает актуальность формирования финансовой грамотности у ребёнка младшего школьного возраста.

В современном научном фонде уже имеется определенный опыт в области формирования основ финансовой грамотности у детей начальной школы. Это труды Е. Л. Рутковской, Н. Н. Зыковой, И. А. Сасовой, Г. Гловели, Е. Е. Гоппе, О. Н. Исуповой, А. А. Козловой, М. И. Подболотовой и др.

Однако, на наш взгляд, несмотря на большое количество периодических изданий по вышеизложенной проблеме, можно говорить о том, что она недостаточно освещена, поскольку структура, содержание, педагогический инструментарий касательно младших школьников чаще всего упущен.

С. Г. Юсупова считает, что основы финансовой грамотности это: теоретические знания по экономике, понимание современной экономической ситуации, сформированное экономическое мышление, ценностное отношение к труду и к собственности. Исследователь считает, что сформированное понимание об основах финансовой грамотности будет способствовать благоприятной социализации учащихся начальной школы [4].

Н. Н. Зыкова, А. В. Сиротюк определяют финансовую грамотность как «социальную компетентность человека, в структуру которой включены экономические знания, умения, ценностные установки, личностные качества, позволяющие ему успешно реализовывать на практике основные экономические роли: домохозяина, налогоплательщика, заемщика, инвесторa» [1]. Также, авторы смогли выделить инновационные технологии, взаимодействие учителя с родителями и школы с финансовыми организациями в качестве педагогических условий формирования финансовой грамотности.

В исследовании С. Сулеймановой, С. А. Кухар приводится модель, которая состоит из 2 элементов — финансовая культура и финансовое поведение. В свою очередь, финансовая культура рассматривается как интеграция финансовых знаний и соответствующих установок [3].

Таким образом, основываясь на вышеприведенных подходах, получаем следующее понятие финансовой грамотности младшего школьника (ФГМШ) : «интегративное личностное образование, включающее в себя элементарный набор знаний в финансовой сфере (когнитивный компонент) и умений применения данных знаний в повседневной жизни (практический компонент) на основе способности осознанного принятия ребенком данного возраста экономически безопасных решений (личностный компонент)» [2].

При рассматривании такого понятия как ФГМШ, крайне важно обращать внимание на то, какими методами, формами и средствами должен владеть педагог при обучении детей начальной школы.

Если говорить об особенностях формирования основ финансовой грамотности младших школьников, то здесь стоит отметить необходимость интеграции материальной и духовно-нравственных ценностей. Поскольку с одной стороны дети должны овладеть основной экономической терминологией, осознать значимость денег в качестве средств благополучной жизни в будущем. А с другой, понимать каким трудом они зарабатываются и уметь рационально их расходовать. Стоит учесть и профориентационный аспект, ориентируя детей выбирать работу, учитывая не только заработную плату, но и личные предпочтения.

Для формирования финансовой грамотности педагоги могут использовать различные образовательные технологии, например, проектная и исследовательская деятельность, игровые и кейс — технологии.

Использование проектно-исследовательской деятельности позволит младших школьникам в увлекательной и интересной форме овладеть новой информацией на доступном для них уровне. Кроме того, вышеназванная деятельность способствует развитию умений рационально распределять обязанности каждого участника группы.

Игровые технологии, на наш взгляд, являются самыми привлекательными для учащихся начальной школы, с помощью которых в нестандартной форме можно объяснить детям сложные по восприятию темы. В данной технологии актуализируется профориентационный аспект, который мы затрагивали раньше, ведь в таких играх ребенок может примерить на себя различные роли: продавец, покупатель, сотрудник банковской компании и т. д. Данные игровые ситуации способствуют более быстрому осознанию значимости правильного поведения в конкретных ситуациях для материального благополучия человека.

Кейс-технология, в последнее время очень полюбилась молодым педагогам особенно при изучении новой темы. Ведь данная технология позволяет учащимся анализировать ситуации, которые будут способствовать применению правильных установок в отношении материальных средств.

В современном мире учитель не может обойтись без цифровых образовательных технологий, ведь это так удобно и более того, увлекательно и не только для младших школьников. Использование таких платформ как LearningApps.org, Learnis, Genially, Scratch, Wordwall и др. позволит педагогу разработать систему интерактивных творческих заданий, web-квестов для младших школьников по актуальным проблемам развития финансовой грамотности.

Таким образом, мы можем сказать, что формирование основ финансовой грамотности учащихся начальной школы является приоритетным направлением образовательного процесса именно в системе начального образования. И оно будет успешно реализовано при правильном и рациональном содержании программы, связанной с интеграцией материальной и духовно-нравственной составляющих, а также на применении комплекса современных образовательных технологий.

Литература:

  1. Зыкова, Н. Н., Сиротюк А. В. Формирование основ финансовой грамотности детей как проблема современного образования. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-osnov-finansovoy-gramotnosti-deteykak-problema-sovremennogo-obrazovaniya/viewer (дата обращения: 12.01.2024).
  2. Милованова, Л. Ю. Характеристика понятия и педагогического инструментария развития финансовой грамотности у младших школьников/ Л. Ю. Милованова// Проблемы современного педагогического образования. — 2022. — № 75–2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-ponyatiya-i-pedagogicheskogo-instrumentariya-razvitiya-finansovoy-gramotnosti-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 11.01.2024)
  3. Сулейманова, С., Кухар, С. А. Формирование финансовой грамотности младших школьников в условиях дополнительного образования. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-finansovoy-gramotnostimladshih-shkolnikov-v-usloviyah-dopolnitelnogo-obrazovaniya/viewer (дата обращения: 12.01.2024)
  4. Юсупова, С. Г. Теоретические основы экономического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности/ С. Г. Юсупова// Фундаментальные исследования. — 2014. — № 1. — С. 143–146.
Основные термины (генерируются автоматически): финансовая грамотность, начальная школа, младший школьный возраст, ребенок, период обучения, профориентационный аспект, современный мир, финансовая культура, школьник.


Похожие статьи

Задать вопрос