Annotation. The article discusses the possibility of ecological-economical education of pupils in the educational field "Technology" in conducting the elective course. Presents the results of experimental work on formation of ecologic-economic competence of pupils of an average link.
Key words: the technological education, the ecological and economic upbringing, the ecological and economic competence, elective course.
Вся история человечества – это история углубления противоречия между всеобщим экологическим законом, согласно которому все природные существа приспосабливаются к среде их обитания, и поведенческими стратегиями человека по отношению к природе. По мере развития материального производства природопреобразующая деятельность человека превысила возможности саморегуляции природных систем, создавая угрозу глобальной экологической катастрофы. Поэтому сегодня, как никогда остро, перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования подрастающего поколения.
Современная школа обязана научить детей комплексно подходить к выбору способов и оценке результатов своей деятельности в природной среде. Выбор зависит от того, каковы будут методы принятия решения, а методы зависят, в свою очередь, от тех ценностных ориентаций, которые сформированы в процессе обучения. В системе трудовой подготовки детей ценностная система традиционно строилась на основе преобразовательной деятельности человека. Новая ценностная система в технологической подготовке школьников формируется на основе не только преобразовательной деятельности, но и деятельности по оптимизации взаимоотношения общества и природы. Это положение отражено в современном понимании технологии, которая определяется сегодня «как область знаний об оптимальном преобразовании и использовании материи, энергии и информации по плану и в интересах человека, общества и охраны природы» [2]. Таким образом, эколого-экономическое образование, органично входящее в систему современной технологической подготовки школьников призвано внести вклад в понимание ими того, что сохранение и улучшение среды обитания человека в процессе преобразовательной деятельности должно стать сегодня главной ценностью общества и каждого человека.
Проблемы теории и практики эколого-экономического образования и воспитания школьников рассматривались в исследованиях Н.П. Рябининой, А.А. Саламатова, О.И.Салтыковой, З.И. Тюмасевой и др. Рекомендации этих ученых мы использовали в нашей работе. Нормативно-правовую основу нашего исследования составили: Закон РФ «Об образовании», Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования от 18.07.2002 г., Постановление Правительства РФ от 9.06.2003 г. № 334 «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования».
Наиболее емким понятием эколого-экономического образования, на наш взгляд, является то, где оно представлено как «общая область экологического и экономического образования, которая обеспечивает формирование общественного сознания, на уровне отдельной личности — типа мышления и мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи человека и природы, взаимозависимости хозяйственно-экономической деятельности человека и ее последствий для природы и условий проживания самого человека» [3]. При этом автор – Н.П.Рябинина отмечает, что термин «эколого-экономическое образование» является наиболее приемлемым для обозначения понятия интеграции экологического и экономического образования, но не характеризует появление нового вида образования.
Тенденции интеграции гуманитарного (экономического) и естественнонаучного (экологического) знания в эколого-экономическом образовании определили тему нашего исследования «Элективные курсы по технологии как средство эколого-экономического воспитания учащихся среднего звена». В связи с этим мы определяем эколого-экономическое воспитание как процесс целенаправленного воздействия на сознание и поведение человека с целью формирования эколого-экономических понятий, принципов и ценностных ориентаций личности, определяющих установки к действию при которых экономические интересы человека соотносятся с интересами сохранения и бережного отношения к природе.
Результатом эколого-экономического воспитания является достижение определенного уровня эколого- экономической воспитанности личности обучаемого. Эколого- экономическая воспитанность – это интегральное качество личности, отражающее характер ее отношения к природной среде, проявляющееся в ценностных ориентациях, мотивирующих экономическую деятельность и умении объективно оценивать последствия этой деятельности для окружающей среды [5]. Основными компонентами этого личностного качества являются, на наш взгляд, гуманность, бережливость, ответственность, требовательность к себе и окружающим, то есть общепризнанные качества рачительного хозяина. Мы полагаем, что именно с формирования в учебном процессе качеств рачительного хозяина должен начинаться иерархический ряд качеств экологически и экономически культурной личности. Именно настоящему хозяину, а не исполнителю чужих интересов присуще экономическое и экологическое мышление, потребность в высокой дисциплине и ответственности по отношению к природе и ее ресурсам.
Все эти качества на уроках технологии и во внеурочной деятельности можно развивать используя, так называемый, «бросовый» материал или отходы производства. Анализ педагогических источников (И Л. Базик, Э.К. Гульянц, JI.A. Парамонова, Л.С. Тезавровская, Ф.П. Филенко, Л.К. Шлегер и др.) позволяет утверждать, что конструирование из "бросового" материала – является в настоящее время одним из актуальных видов школьной деятельности, который полностью отвечает психологическим особенностям детей среднего школьного возраста в плане формирования их эколого-экономической культуры. Поделки из бросового материала почти не требуют финансовых затрат. Дети становятся волшебниками, превращая ненужный мусор в полезную вещь или красивую поделку. На уроках технологии ученики могут изготовлять объекты труда из таких бросовых материалов, как бумага, древесина, пластмассы, текстиль, кожа, резина, стекло и т.д. Так, например, многочисленные техники использования отходов швейного и вязального производства появилась много столетий назад, когда наши предки стремились использовать каждый лоскуток из-за соображений экономии. На протяжении следующих столетий человечество активно развивало эти техники, делая акцент уже и на эстетической составляющей. Конечно, первое время люди делали исключительно утилитарные вещи, которые помогли бы им в быту, но со временем швейные отходы превратились в настоящие шедевры. В начале же XXI века увлечение искусством превращения многочисленных старых лоскутков в произведения искусства стало активно завоёвывать ума и сердца людей и в том числе пришло в школу.
К сожалению, отведенного на школьные уроки технологии времени не всегда хватает на определенные программой объекты труда, не говоря о реализации всех задумок учителя создавать из отходов производства что-то новое. С этой целью помимо профильных общеобразовательных предметов в школе вводятся элективные курсы для посещения по выбору учащихся. Элективные учебные курсы выполняют три основных функции:
1.Развитие содержания одного из базовых учебных предметов
2.Надстройка профильного учебного предмета, когда такой дополнительный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным.
3.Удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности [1].
Для достижения цели нашего исследования, мы разработали программу элективного курса эколого-экономического содержания по технологии использования текстильных отходов для учащихся 5-6 классов общеобразовательных школ «Использование вторичных материалов. Рачительная хозяйка». Цель курса: способствовать формированию основ экологической и экономической культуры учащихся. Формирование и развитие интереса у учащихся к использованию вторичных материалов и сохранению природной среды.
Программа курса включает следующие разделы:
- Эколого-экономическое значение использования бросовых и вторичных материалов и технология их использования в проектной деятельности.
- Технология изготовления изделий из обрезков тканей.
- Технология изготовления изделий из остатков меха.
- Технология изготовления изделий их обрезков кожи.
- Технология использования остатков пряжи и ниток.
- Реставрация, ремонт, обновление и дизайн текстильных изделий.
Изучение курса позволит школьникам научиться сохранять окружающую среду, экономически подходить к семейному бюджету, овладеть безопасными приемами работы с оборудованием и инструментами; получить специальные знания и умения в области технологии обработки вторичных текстильных материалов, художественного оформления швейных изделий, оценить свои потребности и возможности в области обновления текстильных изделий, как в интерьере дома, так и в одежде.
В процессе реализации программы через проектную деятельность осуществляется развитие технического и художественного мышления учащихся, творческих способностей личности, формируется экологическое и экономическое мировоззрение, улучшаются показатели эколого-экономической воспитанности.
Изучение понятийного аппарата эколого-экономической воспитанности в работе О.И.Салтыковой [4], позволяет выделить следующие основные критерии определения ее уровня у школьников:
- когнитивный – отражающий уровень владения эколого-экономическими знаниями;
- мотивационный– позволяющий выявить характер мотивов, отражающих отношение школьников к природе и определяющих тип их поведения в природной среде при осуществлении хозяйственной деятельности;
- деятельностный – отражающий уровень овладения эколого-экономическими умениями и навыками в деятельности по переработке отходов текстильного производства.
В диагностике выделенных компонентов эколого-экономической воспитанности мы пользовались тремя уровнями их сформированности: высоким, средним и низким. Поскольку объем выборок в нашем исследовании невелик (40 чел.) для обработки результатов мы использовали непараметрические статистические методы, в частности, критерий Фишера на уровне значимости ρ= 0,05.
На гистограмме 1 представлен исходный уровень сформированности эколого-экономической воспитанности учащихся 5 классов (в процентном соотношении), а на гистограмме 2 приведены результаты заключительного этапа педагогического эксперимента по осуществлению эколого-экономического воспитания учащихся.
Гистограмма 1
Исходный уровень эколого-экономической воспитанности учащихся
Гистограмма 2.
Уровень сформированности эколого-экономической воспитанности по результатам итогового среза
Как можно заметить, из приведенных результатов просматривается тенденция положительного влияния элективного курса на все выделенные показатели эколого-экономической воспитанности. Подтверждением является то, что эмпирическое значение критерия Фишера превышает критическое в экспериментальной группеφ (φ* = 2,957) при уровне значимости ρ = 0,05. Таким образом, экспериментальная проверка показала, что элективные курсы являются эффективным средством эколого-экономической подготовки школьников среднего звена.
Литература:
- Каспржак, А.Г. Проблема выбора: элективные курсы в школе /А.Г. Каспржак. – М.: Новая шк., 2004. – 160 с.
- Методика обучения технологии : кн. для учителя / под ред. В.Д. Симоненко. – Брянск; Ишим : Изд-во ИГПИ. НМЦ «Технология», 1998. - 296 с.
- Рябинина, Н.П. Теория и практика подготовки будущего учителя к осуществлению эколого-экономического образования школьников : дис. ... д-ра пед. наук / Н.П. Рябинина. - М., 1998. - 396 с.
- Салтыкова, О.И. Проблема метода изучения экологической воспитанности учащихся : дис….канд. пед. наук / О.И. Салтыкова. – М.., 1991. –103 с.
- Шутова, И.П. Методические основы формирования экологической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства : дисс. …канд. пед. наук. / И.П. Шутова. - М, 2001. – 262 с.