Эколого-экономическое воспитание в технологической подготовке школьников в процессе преподавания элективного курса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 17.03.2016

Статья просмотрена: 433 раза

Библиографическое описание:

Богданова, А. В. Эколого-экономическое воспитание в технологической подготовке школьников в процессе преподавания элективного курса / А. В. Богданова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.2 (110.2). — С. 21-25. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27176/ (дата обращения: 16.12.2024).



Annotation. The article discusses the possibility of ecological-economical education of pupils in the educational field "Technology" in conducting the elective course. Presents the results of experimental work on formation of ecologic-economic competence of pupils of an average link.

Key words: the technological education, the ecological and economic upbringing, the ecological and economic competence, elective course.

Вся история человечества – это история углубления противоречия между всеобщим экологическим законом, согласно которому все природные существа приспосабливаются к среде их обитания, и поведенческими стратегиями человека по отношению к природе. По мере развития материального производства природопреобразующая деятельность человека превысила возможности саморегуляции природных систем, создавая угрозу глобальной экологической катастрофы. Поэтому сегодня, как никогда остро, перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования подрастающего поколения.

Современная школа обязана научить детей комплексно подходить к выбору способов и оценке результатов своей деятельности в природной среде. Выбор зависит от того, каковы будут методы принятия решения, а методы зависят, в свою очередь, от тех ценностных ориентаций, которые сформированы в процессе обучения. В системе трудовой подготовки детей ценностная система традиционно строилась на основе преобразовательной деятельности человека. Новая ценностная система в технологической подготовке школьников формируется на основе не только преобразовательной деятельности, но и деятельности по оптимизации взаимоотношения общества и природы. Это положение отражено в современном понимании технологии, которая определяется сегодня «как область знаний об оптимальном преобразовании и использовании материи, энергии и информации по плану и в интересах человека, общества и охраны природы» [2]. Таким образом, эколого-экономическое образование, органично входящее в систему современной технологической подготовки школьников призвано внести вклад в понимание ими того, что сохранение и улучшение среды обитания человека в процессе преобразовательной деятельности должно стать сегодня главной ценностью общества и каждого человека.

Проблемы теории и практики эколого-экономического образования и воспитания школьников рассматривались в исследованиях Н.П. Рябининой, А.А. Саламатова, О.И.Салтыковой, З.И. Тюмасевой и др. Рекомендации этих ученых мы использовали в нашей работе. Нормативно-правовую основу нашего исследования составили: Закон РФ «Об образовании», Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования от 18.07.2002 г., Постановление Правительства РФ от 9.06.2003 г. № 334 «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования».

Наиболее емким понятием эколого-экономического образования, на наш взгляд, является то, где оно представлено как «общая область экологического и экономического образования, которая обеспечивает формирование общественного сознания, на уровне отдельной личности — типа мышления и мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи человека и природы, взаимозависимости хозяйственно-эконо­мической деятельности человека и ее последствий для природы и условий проживания самого человека» [3]. При этом автор – Н.П.Рябинина отмечает, что термин «эколого-экономическое образование» является наиболее приемлемым для обозначения понятия интеграции экологического и экономического образования, но не характеризует появление нового вида образования.

Тенденции интеграции гуманитарного (экономического) и естественнонаучного (экологического) знания в эколого-экономическом образовании определили тему нашего исследования «Элективные курсы по технологии как средство эколого-экономического воспитания учащихся среднего звена». В связи с этим мы определяем эколого-экономическое воспитание как процесс целенаправленного воздействия на сознание и поведение человека с целью формирования эколого-экономических понятий, принципов и ценностных ориентаций личности, определяющих установки к действию при которых экономические интересы человека соотносятся с интересами сохранения и бережного отношения к природе.

Результатом эколого-экономического воспитания является достижение определенного уровня эколого- экономической воспитанности личности обучаемого. Эколого- экономическая воспитанность – это интегральное качество личности, отражающее характер ее отношения к природной среде, проявляющееся в ценностных ориентациях, мотивирующих экономическую деятельность и умении объективно оценивать последствия этой деятельности для окружающей среды [5]. Основными компонентами этого личностного качества являются, на наш взгляд, гуманность, бережливость, ответственность, требовательность к себе и окружающим, то есть общепризнанные качества рачительного хозяина. Мы полагаем, что именно с формирования в учебном процессе качеств рачительного хозяина должен начинаться иерархический ряд качеств экологически и экономически культурной личности. Именно настоящему хозяину, а не исполнителю чужих интересов присуще экономическое и экологическое мышление, потребность в высокой дисциплине и ответственности по отношению к природе и ее ресурсам.

Все эти качества на уроках технологии и во внеурочной деятельности можно развивать используя, так называемый, «бросовый» материал или отходы производства. Анализ педагогических источников (И Л. Базик, Э.К. Гульянц, JI.A. Парамонова, Л.С. Тезавровская, Ф.П. Филенко, Л.К. Шлегер и др.) позволяет утверждать, что конструирование из "бросового" материала – является в настоящее время одним из актуальных видов школьной деятельности, который полностью отвечает психологическим особенностям детей среднего школьного возраста в плане формирования их эколого-экономической культуры. Поделки из бросового материала почти не требуют финансовых затрат. Дети становятся волшебниками, превращая ненужный мусор в полезную вещь или красивую поделку. На уроках технологии ученики могут изготовлять объекты труда из таких бросовых материалов, как бумага, древесина, пластмассы, текстиль, кожа, резина, стекло и т.д. Так, например, многочисленные техники использования отходов швейного и вязального производства появилась много столетий назад, когда наши предки стремились использовать каждый лоскуток из-за соображений экономии. На протяжении следующих столетий человечество активно развивало эти техники, делая акцент уже и на эстетической составляющей. Конечно, первое время люди делали исключительно утилитарные вещи, которые помогли бы им в быту, но со временем швейные отходы превратились в настоящие шедевры. В начале же XXI века увлечение искусством превращения многочисленных старых лоскутков в произведения искусства стало активно завоёвывать ума и сердца людей и в том числе пришло в школу.

К сожалению, отведенного на школьные уроки технологии времени не всегда хватает на определенные программой объекты труда, не говоря о реализации всех задумок учителя создавать из отходов производства что-то новое. С этой целью помимо профильных общеобразовательных предметов в школе вводятся элективные курсы для посещения по выбору учащихся. Элективные учебные курсы выполняют три основных функции:

1.Развитие содержания одного из базовых учебных предметов

2.Надстройка профильного учебного предмета, когда такой дополнительный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным.

3.Удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности [1].

Для достижения цели нашего исследования, мы разработали программу элективного курса эколого-экономического содержания по технологии использования текстильных отходов для учащихся 5-6 классов общеобразовательных школ «Использование вторичных материалов. Рачительная хозяйка». Цель курса: способствовать формированию основ экологической и экономической культуры учащихся. Формирование и развитие интереса у учащихся к использованию вторичных материалов и сохранению природной среды.

Программа курса включает следующие разделы:

  1. Эколого-экономическое значение использования бросовых и вторичных материалов и технология их использования в проектной деятельности.
  2. Технология изготовления изделий из обрезков тканей.
  3. Технология изготовления изделий из остатков меха.
  4. Технология изготовления изделий их обрезков кожи.
  5. Технология использования остатков пряжи и ниток.
  6. Реставрация, ремонт, обновление и дизайн текстильных изделий.

Изучение курса позволит школьникам научиться сохранять окружающую среду, экономически подходить к семейному бюджету, овладеть безопасными приемами работы с оборудованием и инструментами; получить специальные знания и умения в области технологии обработки вторичных текстильных материалов, художественного оформления швейных изделий, оценить свои потребности и возможности в области обновления текстильных изделий, как в интерьере дома, так и в одежде.

В процессе реализации программы через проектную деятельность осуществляется развитие технического и художественного мышления учащихся, творческих способностей личности, формируется экологическое и экономическое мировоззрение, улучшаются показатели эколого-экономической воспитанности.

Изучение понятийного аппарата эколого-экономической воспитанности в работе О.И.Салтыковой [4], позволяет выделить следующие основные критерии определения ее уровня у школьников:

  • когнитивный – отражающий уровень владения эколого-экономическими знаниями;
  • мотивационный– позволяющий выявить характер мотивов, отражающих отношение школьников к природе и определяющих тип их поведения в природной среде при осуществлении хозяйственной деятельности;
  • деятельностный – отражающий уровень овладения эколого-экономическими умениями и навыками в деятельности по переработке отходов текстильного производства.

В диагностике выделенных компонентов эколого-экономической воспитанности мы пользовались тремя уровнями их сформированности: высоким, средним и низким. Поскольку объем выборок в нашем исследовании невелик (40 чел.) для обработки результатов мы использовали непараметрические статистические методы, в частности, критерий Фишера на уровне значимости ρ= 0,05.

На гистограмме 1 представлен исходный уровень сформированности эколого-экономической воспитанности учащихся 5 классов (в процентном соотношении), а на гистограмме 2 приведены результаты заключительного этапа педагогического эксперимента по осуществлению эколого-экономического воспитания учащихся.

Гистограмма 1

Исходный уровень эколого-экономической воспитанности учащихся

Гистограмма 2.

Уровень сформированности эколого-экономической воспитанности по результатам итогового среза

Как можно заметить, из приведенных результатов просматривается тенденция положительного влияния элективного курса на все выделенные показатели эколого-экономической воспитанности. Подтверждением является то, что эмпирическое значение критерия Фишера превышает критическое в экспериментальной группеφ (φ* = 2,957) при уровне значимости ρ = 0,05. Таким образом, экспериментальная проверка показала, что элективные курсы являются эффективным средством эколого-экономической подготовки школьников среднего звена.

Литература:

  1. Каспржак, А.Г. Проблема выбора: элективные курсы в школе /А.Г. Каспржак. – М.: Новая шк., 2004. – 160 с.
  2. Методика обучения технологии : кн. для учителя / под ред. В.Д. Симоненко. – Брянск; Ишим : Изд-во ИГПИ. НМЦ «Технология», 1998. - 296 с.
  3. Рябинина, Н.П. Теория и практика подготовки будущего учителя к осуществлению эколого-экономического образования школьников : дис. ... д-ра пед. наук / Н.П. Рябинина. - М., 1998. - 396 с.
  4. Салтыкова, О.И. Проблема метода изучения экологической воспитанности учащихся : дис….канд. пед. наук / О.И. Салтыкова. – М.., 1991. –103 с.
  5. Шутова, И.П. Методические основы формирования экологической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства : дисс. …канд. пед. наук. / И.П. Шутова. - М, 2001. – 262 с.
Основные термины (генерируются автоматически): эколого-экономическая воспитанность, природная среда, эколого-экономическое образование, природа, технология изготовления изделий, исходный уровень, общее образование, преобразовательная деятельность, проектная деятельность, рачительный хозяин.


Ключевые слова

технологическое образование, элективный курс, экологическое и экономическое воспитание, эколого-экономическая воспитанность

Похожие статьи

Методика формирования знаний по экологической безопасности при изучении дисциплины "Основы экологической безопасности" как важная составляющая подготовки бакалавров направления "Естественнонаучное образование

В статье в сокращенном варианте продемонстрирована методика формирования знаний по экологической безопасности в подготовке бакалавров направления «Естественнонаучное образование» через освоение дисциплины «Основы экологической безопасности».

Повышение естественнонаучной грамотности учащихся через концептуальное обучение

Исследование направлено на повышение научных навыков студентов с использованием метода концептуального обучения. Практическое исследование состоит из серии уроков, включающих обзор литературы, метод концептуального обучения. Результаты исследования в...

Проектная деятельность со школьниками по экологической безопасности при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

В статье поднимается вопрос о необходимости формирования знаний основ экологической безопасности у школьников через активизацию познавательной и исследовательской деятельности школьников в учебном проекте по экологической безопасности.

Опыт применения образовательных технологий в процессе обучения дисциплине «Экология» студентов физического факультета ФГБОУ ВПО ИГУ на примере семинара «Основные экологические проблемы современности и пути их решения»

В данной статье рассматривается опыт применения современных методов новых инновационных педагогических технологий, применяемых на практических занятиях со студентами физического факультета ФГБОУ ВПО ИГУ при обучении дисциплине «Экология».

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Конвергенция личностно-ориентированных и групповых образовательных технологий при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов-бакалавров направления подготовки «Прикладная математика и информатика»

Статья посвящена вопросам организации современного образовательного процесса в вузе посредством личностно-ориентированного подхода, что является наиболее эффективным при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Рассмотрены ос...

Педагогические условия организации элективного курса «Образовательная робототехника» в общеобразовательной школе

Данная статья посвящена изучению педагогических условий организации элективного курса «Образовательная робототехника» в общеобразовательной школе. Автором рассматривается понятие образовательная робототехника, его актуальность и роль в технологическо...

Опыт организации проектной деятельности гимназистов по экологии в условиях реализации ФГОС

Рассматривается опыт организации проектной деятельности по экологии в условиях реализации ФГОС. Определены проблемы проектной деятельности гимназистов, возможности создания условий для мотивации школьников средствами проектировании.

Использование интеллект-карт в проектной деятельности обучающихся основной школы при изучении хозяйства России на этапе предпрофильного обучения

В статье автор рассматривает метод, помогающий определить ключевые мотивы профильного самоопределения обучающихся на этапе предпрофильного обучения в проектной деятельности основной школы при изучении хозяйства России.

Практическая направленность подготовки студентов к обучению школьников безопасному поведению на уроках ОБЖ

В статье рассматривается опыт развития готовности студентов бакалавриата и магистратуры педагогического образования к профессиональной деятельности в современной школе в области безопасности жизнедеятельности.

Похожие статьи

Методика формирования знаний по экологической безопасности при изучении дисциплины "Основы экологической безопасности" как важная составляющая подготовки бакалавров направления "Естественнонаучное образование

В статье в сокращенном варианте продемонстрирована методика формирования знаний по экологической безопасности в подготовке бакалавров направления «Естественнонаучное образование» через освоение дисциплины «Основы экологической безопасности».

Повышение естественнонаучной грамотности учащихся через концептуальное обучение

Исследование направлено на повышение научных навыков студентов с использованием метода концептуального обучения. Практическое исследование состоит из серии уроков, включающих обзор литературы, метод концептуального обучения. Результаты исследования в...

Проектная деятельность со школьниками по экологической безопасности при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

В статье поднимается вопрос о необходимости формирования знаний основ экологической безопасности у школьников через активизацию познавательной и исследовательской деятельности школьников в учебном проекте по экологической безопасности.

Опыт применения образовательных технологий в процессе обучения дисциплине «Экология» студентов физического факультета ФГБОУ ВПО ИГУ на примере семинара «Основные экологические проблемы современности и пути их решения»

В данной статье рассматривается опыт применения современных методов новых инновационных педагогических технологий, применяемых на практических занятиях со студентами физического факультета ФГБОУ ВПО ИГУ при обучении дисциплине «Экология».

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Конвергенция личностно-ориентированных и групповых образовательных технологий при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов-бакалавров направления подготовки «Прикладная математика и информатика»

Статья посвящена вопросам организации современного образовательного процесса в вузе посредством личностно-ориентированного подхода, что является наиболее эффективным при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Рассмотрены ос...

Педагогические условия организации элективного курса «Образовательная робототехника» в общеобразовательной школе

Данная статья посвящена изучению педагогических условий организации элективного курса «Образовательная робототехника» в общеобразовательной школе. Автором рассматривается понятие образовательная робототехника, его актуальность и роль в технологическо...

Опыт организации проектной деятельности гимназистов по экологии в условиях реализации ФГОС

Рассматривается опыт организации проектной деятельности по экологии в условиях реализации ФГОС. Определены проблемы проектной деятельности гимназистов, возможности создания условий для мотивации школьников средствами проектировании.

Использование интеллект-карт в проектной деятельности обучающихся основной школы при изучении хозяйства России на этапе предпрофильного обучения

В статье автор рассматривает метод, помогающий определить ключевые мотивы профильного самоопределения обучающихся на этапе предпрофильного обучения в проектной деятельности основной школы при изучении хозяйства России.

Практическая направленность подготовки студентов к обучению школьников безопасному поведению на уроках ОБЖ

В статье рассматривается опыт развития готовности студентов бакалавриата и магистратуры педагогического образования к профессиональной деятельности в современной школе в области безопасности жизнедеятельности.

Задать вопрос