Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством якутского фольклора | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (521) май 2024 г.

Дата публикации: 02.06.2024

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Борохина, Ф. Я. Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством якутского фольклора / Ф. Я. Борохина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 22 (521). — С. 565-568. — URL: https://moluch.ru/archive/521/115092/ (дата обращения: 30.06.2024).



В данной статье исследовано развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством якутского фольклора. Раскрыты понятия: интерес, познавательный интерес. Проведена исследовательская работа в МБДОУ ЦРР Детский сад «Жемчужинка» № 22 г. Якутска, РС (Я) с целью выявления уровня развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. А также предлагается развить познавательный интерес у детей старшего дошкольного возраста посредством якутского фольклора. Авторы утверждают, что якутский фольклор играет огромную роль в развитии познавательного интереса старших дошкольников.

Ключевые слова: познавательный интерес, развитие познавательного интереса, дошкольник, старший дошкольник, фольклор, якутский фольклор, дошкольное образование.

Современные педагогические проблемы вносят в воспитательный и образовательный процесс все новые задачи. Соответственно, не являются исключением проблема развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, который без сомнения является важным периодом в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности, создаются условия для умственного, нравственного и физического развития ребенка.

Познавательный интерес, как установлено Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) — это избирательная направленность на понимание явлений, предметов и событий окружающего мира, активизация психических процессов, познавательных способностей и деятельности человека [5].

Как отмечает В. А. Петровский, интерес — это форма проявления познавательных потребностей, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентации и знакомству с новыми фактами, наиболее полно отражающих окружающую действительность [2, с. 64].

Познавательный интерес, по мнению Г. И. Щукиной, является внутренним, своеобразным процессом самой личности, затрагивающий наиболее значимые её стороны, характеризующийся объективными условиями появления и формирования [6, с. 26].

Познавательный интерес взаимосвязан с личной направленностью и мотивационной стороной личности. Именно благодаря интересу возникает желание что-то узнавать и изучать. Познавательный интерес — систематическое стремление к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям.

Можно выделить следующие особенности развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста:

— в дошкольном возрасте процесс развития познавательного интереса характеризуется постепенностью, накоплением позитивных впечатлений и новых видов деятельности и основывается на ориентировочно- исследовательском рефлексе;

— развитию познавательного интереса в дошкольном возрасте способствует правильно организованная познавательная деятельность, во время которой дети имеют возможность дополнить и расширить свои представления о мире, а также овладеть различными способами получения знаний [1, с. 209].

Мы провели исследовательскую работу в МБДОУ ЦРР Детский сад «Жемчужинка» № 22 г. Якутска, РС (Я) с целью выявления уровня развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. К исследованию были привлечены 14 детей старшей группы в возрасте 5–6 лет.

Нами были выбраны следующие методики:

  1. «Древо желаний» (В. С. Юркевич);
  2. «Отгадай предмет» (Э. А. Баранова);
  3. «Опиши картинку» (Э. А. Баранова).

Мы проанализировали уровень развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста на основе трех методик. Представим результаты общего уровня развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в виде рис. 1.

Результаты общего уровня развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Рис. 1. Результаты общего уровня развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Таким образом, были получены данные, позволяющие судить об уровне развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Высокий уровень- 16 %, средний уровень- 58 %, низкий уровень- 26 %. На приведенной диаграмме четко виден общий уровень в группе. Мы сделали вывод, что уровень развития познавательного интереса в данных группах средний. Высоких показателей нет. Планируется проведение работы по развитию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.

Среди возможных средств развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста особого внимания заслуживает якутский фольклор. С помощью фольклора ребенок овладевает родным языком, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней; фольклор — незаменимый источник нравственного познавательного и эстетического развития личности детей.

О значимости фольклора в развитии личности дошкольника говорится в трудах многих педагогов и психологов: В. П. Аникин, М. Загрутдинова, Ф. С. Капица, О. Л. Князева, М. Д. Маханева, М. А. Некрасова, Н.Орлова, А. Г. Новиков, Д. А. Данилов, В. Ф. Афанасьев, А. Г. Корнилов, Н. Д. Неустроев, У. А. Винокурова, М. И. Баишева, А. А. Григорьева и другие авторы, отмечают, что через фольклор дети дошкольного возраста овладевают родным языком, осваивают его красоту и лаконичность. Фольклор открывает и объясняет дошкольнику жизнь общества и природы, с помощью фольклора познается мир человеческих чувств и взаимоотношений; усваивается суть нравственных понятий и человеческих ценностей; происходит развитие мышления и воображения ребенка, обогащается его эмоциональная сфера [4].

Но вместе с тем исследователи отмечают, что успешность воспитательных функций фольклора возможна лишь при наличии у детей интереса к фольклору. Познавательный интерес является необходимым условием любой деятельности дошкольника, и именно от его наличия зависит успешность этой деятельности. Именно поэтому, чтобы воспитательные функции фольклора проявились в полной мере, необходимо активизировать познавательный интерес детей к фольклору.

Якутский философ А. Г. Новиков писал, что в этом огромном мире вера в одухотворенность природы позволила нашим предкам находиться в более гармоничных отношениях с окружающей средой [4, с. 87]. Для якутов особенно характерно художественное, а затем шаманское осмысление мира. Именно поэтому якутский фольклор, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Возможность использования якутского фольклора в дошкольном учреждении для развития познавательного интереса детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества якутского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их несложности, мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Знакомство детей с произведениями искусства, с лучшими образцами якутского фольклора необходимо начинать с первых дней посещения ребенка в детском саду, так как период раннего и дошкольного детства — определяющий этап в развитии человеческой личности. Работу можно начать с потешек и песенок, в которых используется различные части тела ребёнка и взрослого, по характеру их исполнения, потешка забавляет ритмом — потешает, веселит. Затем можно перейти к ознакомлению с потешками о природе и природных явлениях. А также считалки для распределения ролей в игре. Все дети во время игр, чтобы справедливо назначить водящего могут выбираться считалкой. Использование в игре считалки развивает в детях моральные качества: уметь быть справедливым, не хитрить, не быть выскочкой. Использование в работе с детьми закличек поможет не только привлечь внимание детей к природе, но и развить интерес к народному творчеству, родному языку, самостоятельным наблюдениям.

При работе с пословицами и поговорками надо подбирать их так, чтобы смысл можно было проверить путём наблюдений, в ходе беседы, постановки опытов и т. д. Некоторые пословицы и поговорки помогают раскрыть причинно-следственные связи в природе. Можно рассуждать с детьми о прямом и переносном смысле пословицы и приходили к выводу, что истину говорит поговорка [26].

Особое внимание надо уделить знакомству детей с якутскими народными играми и забавами. Они несут в себе культуру общения, учат быть внимательными, добрыми, сохранять местные традиции и обычаи. Во время проведения народных подвижных расширяются представления детей о родной республике, о народных праздниках, формируется интерес к событиям в стране, воспитывается любовь к Родине, к родному краю.

Загадки служат средством проверки мудрости. Загадки надо использовать практически на всех занятиях для проверки знаний, наблюдательности, сообразительности. Ценность загадок в том, что дети начинают размышлять, их внимание направлено на предметы и явления и их признаки, повышается способность и определённость мышления, и сила воображения.

Основным средством формирования познавательного средства считаем сказку. Потому что только сказку, или игру в сказку можно противопоставить игре, как ведущей деятельности в дошкольном возрасте. С любимыми героями сказки ребенок, незаметно для себя, решает многие задачи, охотно преодолевает трудности при овладении новыми знаниями. Сказка с великой щедростью дарит детям радость, веселье, счастье. Общаясь со сказочными героями, дети глубже чувствуют взаимоотношения, нормы поведения, начинают понимать элементарные причинно-следственные связи, переносят сказочные события в реальную жизнь.

В свое время русский писатель и педагог К. Д. Ушинский высоко ценил народную сказку, считая ее замечательным методом воздействия на ребенка: «Это первые и блестящие попытки народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться с педагогическим гением народа» [5, с. 84].

С целью расширения познавательного интереса детей можно проводить работу с семьями воспитанников, используя для этого разнообразные формы: праздники, конкурсы и фотовыставки, совместные экскурсии. Также обязательно надо проводить разъяснительные работы с родителями о необходимости дома вместе с детьми рассматривать картинки и картины, читать литературу и фольклорные произведения для детей, показывать серии картинок, подбор произведений для детей определённого возраста. А также для развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста важную роль играет предметно — пространственная среда и оформление уголка якутского фольклора в группе.

Таким образом, развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Учитывая особенности дошкольного возраста, как сензитивного периода в усвоении знаний, необходимым является создание психолого-педагогических условий для формирования познавательного интереса детей, что служит основой для подготовки к дальнейшему обучению в школе. Для того, чтобы обучение и воспитание способствовали становлению личности, необходимо «разбудить» в ребенке познавательную потребность, являющуюся источником его познавательной активности и лежащую в основе формирования познавательного интереса человека. Якутский фольклор является важным фактором воспитания подрастающего поколения, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. А также на формировании познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.

Литература:

  1. Егорова, О. Л. Некоторые аспекты формирования у дошкольников познавательного интереса средствами технологий / О. Л. Егорова // Акмеология профессионального образования. — Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2021 — С. 209–213.
  2. Общая психология: учеб. для студентов пед. ин-тов. /А.В Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.; под ред. А. В. Петровского. − 3-e изд. − М.: Просвещение, 1986. — 464 с.
  3. Поликарпова, Е. М. Олоҥхонон оонньуу дьарыктар, уруоктар /Е. М. Поликарпова, Нь.Г.Никитина. — Дани Алмас, 2009. — 80 с.
  4. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т. 1. Теоретические проблемы педагогики / К. Д. Ушинский; отв. ред. А. И. Пискунова. Москва: Педагогика, 1974. -584 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 с изменениями и дополнениями, внесенными Приказами Минпросвещения России от 21.01.2019 № 31, от 08.11.2022 № 955, вступившими в силу в 2023 г.
  6. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. — Москва: Педагогика, 2019. — 216 с.
Основные термины (генерируются автоматически): познавательный интерес, старший дошкольный возраст, ребенок, якутский фольклор, познавательный интерес детей, дошкольный возраст, детский сад, развитие, родной язык, уровень развития.


Похожие статьи

Задать вопрос