В работе рассматриваются некоторые интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы. Они и являются предметом данного исследования. Тема актуальна по причине того, что уровень образования в общеобразовательных школах необходимо увеличивать. Цель работы — показать способы применения интерактивных методов на уроках русского языка и литературы. В работе были использованы методы: анализа, индукции, дедукции, обобщения.
Ключевые слова: интерактивное обучение, интерактивные методы, активность учеников, способы обучения, познавательная деятельность.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) сформировали новые цели обучения — теперь нужно не просто передать знания, а научить ребенка получать их самостоятельно. В результате, появилась потребность в новых методиках обучения. Интерактивные методы стали в этом направлении незаменимыми.
Под интерактивными методами обучения следует понимать форму организации образования, при которой применяются различные методы, формирующие диалог, взаимодействие между учеником, учителем и одноклассниками. Активность учеников становится основой образовательного процесса, педагоги в большей степени лишь направляют деятельность, создают план проведения уроков [1, с. 143]. Интерактивных методов выделяют много, это может быть парное или групповое решение заданий, игровая форма обучения, применение методики «мозговой штурм», предоставление кейсов, создание «дерева решений», применение ПОПС-формулы для разных заданий и так далее [3, с. 508].
На уроках русского языка и литературы интерактивные методы могут и должны применяться. Можно рекомендовать несколько основных методов. Первый — парная работа. Здесь варианты могут быть совершенно различными. Например, сначала ученики придумывают несколько орфографических слов на разные случаи написания, предположим, не с глаголами пишется раздельно — (не)бегать, ча- ща- пишется через «а» — рощ…, исключения при написании двойного «н» в –ян — деревян(н)ый и так далее. После этого, ученики за одной партой обмениваются заданиями, каждый должен не только написать, но и верно определить орфографическое правило. Получив результаты, они оглашаются педагогу.
Второй вариант — «эстафеты». Преподаватель, закрепляя полученные знания по теме, дает каждой последней парте по листку, где все ученики обязаны записать по одному примеру на правило. Предположим, при написании –ча, -ща, можно предложить примеры «туча», «сейчас», «дача» и так далее. Первый листок, дошедший до учителя, знаменует победу ряда. При этом важно, чтобы количество учеников за рядами было максимально одинаковое.
Третий формат — «займи позицию». Он наиболее подходит для уроков по литературе. Суть его заключается в том, что учитель пишет на доске слова «да» и «нет» или формулировки, являющиеся противопоставлением друг другу. Предположим, при изучении произведения «Юшка» Платонова, можно провести дискуссию в формате, должен ли человек поступать, как главный герой произведения. Ученики встают и распределяются на две группы. Далее все, кто желает, высказывают свою позицию, доказывая правоту. В случае, если аргумент убедил кого-либо, ребенок может перейти в другую группу.
Четвертая предлагаемая форма — «решение дилеммы». Здесь педагог тоже должен предложить распределиться на несколько групп, часто на две или три. Далее он дает ученикам определенную дилемму, например, должен ли был Гоголь сжигать второй том «Мертвых душ». С одной стороны, он лишил Россию возможно великого произведения, разочаровал читателей. С другой стороны, возможно, он осознавал, что произведения неудачное или не могу его закончить. Давая такие позиции, педагог предлагает ученикам выбрать наиболее подходящую к их мнению. Далее происходит аргументированная дискуссия. Метод схож с форматом «займи позицию», ключевое отличие состоит в преимущественном использовании «да/нет» в первом случае и предоставлении подробно описанных вариантов во втором.
«Мозговой штурм» — пятая рекомендуемая методика, позволяет творчески подойти ко многим вопросам. Ее сущность заключается в совместном формировании ответов на поставленный вопрос. Так, например, педагог может написать на доске начало определенного стиха, например, изучая творчество Есенина, можно предоставить отрывок стиха «Русь»: «Воют в сумерки долгие, зимние…». Ученики должны подумать, кто это может делать, они предлагают различные варианты, педагог отмечают наиболее интересные и, если будет, верный. Таким образом, происходит изучение всего стиха.
Необходимо рекомендовать применение ПОПС-формулы. Согласно ней, ученик сначала обозначает свою позицию, затем объясняет ее, после приводит примеры и формирует следствие. Метод эффективен на уроках литературы. Так, с его помощью ребенок сможет подробно описать свою позицию по различным героям. Приведем пример для полного понимания. Ученику дают задание, отобрази свое мнение о действиях жителей города по отношению к ревизору в одноименном произведении Гоголя. Ребенок может сказать, что жители поступили неразумно, не расспросив подробно незнакомого человека о том, кто он (позиция). Объяснение состоит в том, что люди абсолютно не владели никакой информацией, если бы у них были хоть какие-нибудь точные сведения, они бы поняли, что это не ревизор. Примером может явиться действие городничего, давшего взятку лжеревизору. Следствием является получение главным героем существенной выгоды от столь необдуманного действия горожан. ПОПС-формула дает возможность каждому ученику выразить свое мнения, обучая его аргументации и точным формулировкам.
Вне зависимости от выбранного метода, у интерактивного обучения есть несколько важных правил:
- Нельзя предоставлять задание лишь отдельным детям, вся аудитория должна быть задействована. Это даст возможность не только перенести положительный эффект формата обучения на всех учеников, но и укажет, что у педагога нет исключительных учеников и изгоев;
- Перед внедрением формата, необходимо психологически подготовить учеников. Не все дети изначально уверенны в себе и желают выделяться. По этой причине подготовка может быть следующей — в процессе каждого занятия нужно формировать открытые вопросы, правильные ответы за них будут поощряться;
- Использовать в крупных группах интерактивное обучение нельзя. Количество задействованных должно быть не более 25 учащихся. Причина заключается в качестве — оно существенно снизится, чего нельзя допускать;
- Для проведения интерактивных занятий, необходимо подготавливать аудиторию. Так, например, педагог обязан заранее написать начало стихотворения, чтобы не расходовать время занятия на это действие. Особенно важно учитывать, что многие формы предполагают перемещение по классу, такая возможность должна существовать, при этом ученикам должно быть комфортно работать в группах;
- Каждый формат педагог подстраивает под себя, однако, необходимы правила, которые заранее демонстрируются ученикам. Так, например, при дискуссиях нельзя никого оскорблять, высмеивать и реализовывать подобные действия. Каждый имеет право на личное мнение;
- Если формат предполагает работу в группах и парах, необходимо доверить распределение детям, это должно происходить добровольно. Если это невозможно, то педагог должен сформировать систему случайного отбора, можно применить генератор случайных чисел [2, с. 61].
Подводя итог, отмечаем, что любой формат интерактивного обучения позволяет увеличить мотивацию детей к обучению, улучшает их познавательную активность. При этом дополнительно улучшаются коммуникативные навыки, лидерские качества, формируется положительное отношение к занятиям и школе в целом. Исходя из этого, применять интерактивное обучение рекомендуется каждому педагогу. Однако, многие преподаватели до сих пор не осознают роли такой формы или не желают применять новые методы, отличающиеся от традиционных, проверенных временем способов. Так как добровольно ситуацию не удается изменить, рекомендуется закрепление на государственном уровне обязательства по использованию минимального набора интерактивных методов обучения.
Литература:
- Бидалиева, Г. Р. Активизация учебной деятельности школьников посредством интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка и литературы в современной школе / Г. Р. Бидалиева, Г. К. Исмахова, З. С. Баймухамедова // Приоритетные направления развития науки и образования: сборник статей XX Международной научно-практической конференции, Пенза, 25 декабря 2021 года. — Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г. Ю.), 2021. — С. 142–144.
- Скакова, А. М. Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы / А. М. Скакова, С. Н. Мажлис // Вестник науки. — 2021. — Т. 4. — № 2(35). — С. 60–65.
- Худайкулова, О. Ш. Использование интерактивного метода обучения на уроках русского языка и литературы / О. Ш. Худайкулова // Мировая наука. — 2020. — № 4(37). — С. 506–509.