Активные методы обучения на уроках русского языка с узбекским языком обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (411) апрель 2022 г.

Дата публикации: 20.04.2022

Статья просмотрена: 1861 раз

Библиографическое описание:

Хакимова, Н. Х. Активные методы обучения на уроках русского языка с узбекским языком обучения / Н. Х. Хакимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 16 (411). — С. 478-481. — URL: https://moluch.ru/archive/411/90551/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматриваются разные методы обучения на уроках русского языка с узбекским языком обучения.

Ключевые слова: русский язык, метод, обучение, развитие, эффективность, деятельность, чтение.

The article discusses different teaching methods in the Russian language lessons with the Uzbek language of instruction

Keywords: Russian language, method, training, development, efficiency, activity, reading.

В настоящее время внимание к иностранным языкам в нашей стране растет день ото дня. Например, Министерство народного образования Республики Узбекистан, Министерство образования Российской Федерации и Благотворительный фонд искусств, науки и спорта совместно организовали семинар по повышению качества преподавания русского языка и общеобразовательных наук в Узбекистане — проект «Класс!».

Русский язык является одним из наиболее распространённых языков мира — шестым среди всех языков мира по общей численности говорящих и восьмым по численности владеющих им как родным. Русский является также самым распространённым славянским языком.

В рамках этой программы в Узбекистан приедут квалифицированные учителя и методисты из Российской Федерации для обучения учителей русского языка в узбекских школах необходимым навыкам. Наиболее актуальной задачей в современном образовании является повышение качества школьного обучения. На любом этапе развития школьного образования постоянно возникают препятствия и проблемы, которые требуют оперативного вмешательства и положительного решения. Преподавание русского языка в узбекских школах и обеспечение учащихся необходимой информацией затрудняет это. Поэтому учителя русского языка стараются использовать разные методы в узбекских школах. Потому что помимо знания родного языка, узбекского, наши выпускники должны в совершенстве владеть русским и английским языками. С этой целью наше государство наладило сотрудничество с Российской Федерацией в изучении русского языка. В настоящее время в узбекских школах используются различные методы, чтобы сделать русский язык и литературу более понятными и интересными для учащихся. Потому что одной из задач нашего государства сегодня является подготовка таких зрелых, знающих и профессиональных кадров. Это, конечно, означает, что наши школы должны соответствовать такому же уровню спроса. Основная нагрузка ложится на наших учителей.

Главная задача каждого учителя — развить у учащихся интерес к учению, научить учиться. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать эффективные методы и приемы обучения.

Для того чтобы оно устойчиво, динамично и эффективно развивалось, необходимо постоянно организационно изменяться и двигаться вперед.

Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Учитель должен организовать учебный процесс так, чтобы из пассивного слушателя ученик превратился в самостоятельную, критически мыслящую личность. В настоящее время важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка. Поэтому он должен использовать разные активные методы обучения.

Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями. Учитель может для каждого этапа урока использовать свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Например, на уроках русского языка в начальных классах с узбекским языком обучения можно использовать такие активные методы обучения как:

  1. Кластер
  2. Проблемные ситуации
  3. Творческие работы
  4. Метод проектов
  5. Работа с текстом
  6. Драматизация
  7. Синквейн
  8. Лэпбук

В начале урока, чтобы сосредоточить внимание учащихся, мы можем использовать метод «Комплименты», который позволяет не только выяснить настроение, психологическое состояние учащихся, но и улучшить его, создать ситуацию успеха. Сказать друг другу комплимент. А также методы « Цепочка», «Приветствие»: ребята здороваются друг с другом за руку, но не просто так, а фантазируя при этом. Происходит контакт глазами — это способствует возникновению близости и позитивной внутренней установки.

Метод «Поздоровайся локтями»: поздороваться как можно с большим числом одноклассников, назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями, что способствует созданию неформальной обстановки в начале урока и установлению контакта между учащимися.

В основнойчасти урока, например, на тему: Как познакомить друзей с родителями. Как представиться незнакомому человеку.

Метод«Кластер»: учитель рисует на доске два кластера, первый: я и члены моей семьи, второй: я и мои друзья. И по ходу он может объяснить местоимения, потому что во время знакомства часто употребляются именно части речи — местоимения. Чтобы на уроке отвечали все дети, а не одни и те же, использую метод«Волшебный мешочек». Фамилии и имена учеников записаны на листочках, лежат в мешочке, учитель или ребята достают лист, к доске идёт тот, чью фамилию достали и он (она) напишет, кто его друг. Например «мой друг Анвар или моя подруга Нигора». Они должны четко знать, когда употребить мой, когда моя, когда мое. Повышается концентрация внимания у всех обучающихся, начинают внимательно слушать. Затем мы можем использовать метод «Можно я задам вопрос?» Отрабатывается умение задавать вопросы по определённой теме, по тесту учебника. (Например: моя ручка или мой; мой папа или моя).

Для релаксации можно применять метод «Физкультминутка», чтобы детям было не скучно и они не устали, сидя.

Зайцы бегали в лесу, (бег на месте)

Повстречали там лису (повилять «хвостиком»)

Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте)

Убежали под кусток. (присесть)

Мы решили закаляться, раз-два, раз-два! (приседания, с вытягиванием рук перед собой)

И водою обливаться, раз-два, раз-два! (поднять руки вверх, имитация обливания)

А потом мы полотенцем, раз-два, раз-два!

Не забудем растереться, раз-два, раз-два! (имитация растирания полотенцем)

Для развития критического мышления, внимательного отношения к этапам урока можно использовать метод «Мудрая сова». В конце урока ученики вместе с учителем говорят о достигнутой ими цели, определяют, что нужно закрепить, выделяют для себя вопрос, на который дома нужно будет найти более полный ответ. Таким образом достигается цель, поставленная учителем. Основная цель учителя — заинтересовать учащихся уроком.

Литература:

1 Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению.

2 О. В. Курбатова, Л. Б. Красноперова, С. А. Солдатенко. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению.

3 М. А. Курьянов, В. С. Половцев Активные методы обучения.

4 https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_obucheniya/aktivnye_metody_obucheniya/

5 https://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/2017/03/05/aktivnye-metody-obucheniya

6 Активные методы обучения на уроках русского языка в 1 классе начальной школы. — Текст : электронный // : [сайт]. — URL: https://infourok.ru/aktivnie-metodi-obucheniya-na-urokah-russkogo-yazika-v-klasse-1890985.html? (дата обращения: 20.04.2022).

7 Грицанова, Л. А. Активные методы обучения / Л. А. Грицанова. — Текст : электронный // : [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2018/01/04/aktivnye-metody-obucheniya90985.html? (дата обращения: 20.04.2022).

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, активный метод обучения, учитель, Российская Федерация, Узбекистан, друг, начало урока, узбекский язык обучения, урок, этап урока.


Похожие статьи

Прикладные методики в преподавании английского языка. Повышение мотивации учащихся в изучении иностранных языков

В статье описываются примеры эффективных способов мотивации и привлечения внимания учащихся к изучению иностранных языков.

Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка

В статье автор анализирует и обобщает опыт, полученный в ходе педагогической практики.

Интерактивное обучение как условие активизации учебно-творческой деятельности обучающихся на уроках английского языка

В статье представлен опыт применения технологии интерактивного обучения на уроках английского языка.

Учебный видеофильм как средство обучения говорению на китайском языке

В статье авторы пытаются определить возможность использования учебного видеофильма как средства обучения говорению на китайском языке.

Особенности художественного текста как инструмента обучения иностранным языкам

В статье автор изучает дидактический потенциал художественного текста и выявляет его особенности как инструмента обучения иностранным языкам.

Особенности интенсивных методов обучения иностранным языкам

Статья посвящена методическим особенностям интенсивного обучения иностранным языкам. Рассматривается коммуникативно-ролевой подход, интерактивные методы обучения, психологические и методические аспекты интенсивного обучения иностранным языкам.

Формирование текстовых умений и навыков на уроках русского языка в начальной школе

В статье рассматриваются вопросы о формировании текстовых умений на уроках русского языка в начальной школе, а также примеры упражнений. Использование на уроках данных упражнений помогает учителю правильно и эффективно организовать урок.

Педагогические условия развития устной речи на уроках английского языка

Статья посвящена проблеме повышения уровня умений иноязычной устной речи. Для её решения автор предлагает создать ряд педагогических условий, а также дополнить основной учебник по английскому языку дополнительными современными материалами.

К вопросу об адекватности упражнений развиваемым умениям изучающего чтения на иностранном языке

В статье рассматривается вопрос об упражнениях, которые создают оптимальные условия для эффективного развития умений изучающего чтения на иностранном языке у учащихся старшей школы.

Использование педагогических технологий в обучении иностранному языку

В данной статье рассматривается использование педагогических технологий в обучении иностранному языку.

Похожие статьи

Прикладные методики в преподавании английского языка. Повышение мотивации учащихся в изучении иностранных языков

В статье описываются примеры эффективных способов мотивации и привлечения внимания учащихся к изучению иностранных языков.

Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка

В статье автор анализирует и обобщает опыт, полученный в ходе педагогической практики.

Интерактивное обучение как условие активизации учебно-творческой деятельности обучающихся на уроках английского языка

В статье представлен опыт применения технологии интерактивного обучения на уроках английского языка.

Учебный видеофильм как средство обучения говорению на китайском языке

В статье авторы пытаются определить возможность использования учебного видеофильма как средства обучения говорению на китайском языке.

Особенности художественного текста как инструмента обучения иностранным языкам

В статье автор изучает дидактический потенциал художественного текста и выявляет его особенности как инструмента обучения иностранным языкам.

Особенности интенсивных методов обучения иностранным языкам

Статья посвящена методическим особенностям интенсивного обучения иностранным языкам. Рассматривается коммуникативно-ролевой подход, интерактивные методы обучения, психологические и методические аспекты интенсивного обучения иностранным языкам.

Формирование текстовых умений и навыков на уроках русского языка в начальной школе

В статье рассматриваются вопросы о формировании текстовых умений на уроках русского языка в начальной школе, а также примеры упражнений. Использование на уроках данных упражнений помогает учителю правильно и эффективно организовать урок.

Педагогические условия развития устной речи на уроках английского языка

Статья посвящена проблеме повышения уровня умений иноязычной устной речи. Для её решения автор предлагает создать ряд педагогических условий, а также дополнить основной учебник по английскому языку дополнительными современными материалами.

К вопросу об адекватности упражнений развиваемым умениям изучающего чтения на иностранном языке

В статье рассматривается вопрос об упражнениях, которые создают оптимальные условия для эффективного развития умений изучающего чтения на иностранном языке у учащихся старшей школы.

Использование педагогических технологий в обучении иностранному языку

В данной статье рассматривается использование педагогических технологий в обучении иностранному языку.

Задать вопрос