Применение активных методов обучения в общеобразовательной школе
Авторы: Малова Розалия Евгеньевна, Хрусталев Алексей Андреевич
Рубрика: Общие вопросы
Опубликовано в Школьная педагогика №1 (27) январь 2023 г.
Дата публикации: 24.12.2022
Статья просмотрена: 684 раза
Библиографическое описание:
Малова, Р. Е. Применение активных методов обучения в общеобразовательной школе / Р. Е. Малова, А. А. Хрусталев. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2023. — № 1 (27). — С. 2-5. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/239/7888/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье рассматривается организация обучения с применением вариативных заданий на основе цифровых образовательных ресурсов.
Ключевые слова: АМО, учащиеся, школа, ФГОС.
Активные методы обучения — это методы, которые нацелены на активизацию мышления учащихся, характеризующиеся значительной ступенью интерактивности, мотивации и психологического восприятия процесса учебы. Использование указанных методов позволяет стимулировать и совершенствовать познавательную и творческую активность учащихся и увеличивать продуктивность учебного процесса. Стимуляция познавательной активности обучающихся — один из важных вопросов формирования педагогической концепции и практики.
Особенностью таких методов является то, что они основаны на поощрении практической и рефлексивной деятельности, без которой невозможен прогресс приобретении знаний.
Активное обучение предполагает использование технологий, ориентированных не на передачу готовых знаний преподавателем, их усвоение и запоминание, а на самостоятельное приобретение знаний и навыков учащимися в процессе активной мыслительной и практической работы.
АМО основываются на приемах практической ориентации, игровом действе и креативном характере преподавания, интерактивности, различных коммуникациях, разговоре, применении познаний и опыта обучающихся, коллективной форме организации их работы, активного аспекта к учебе, движении и рефлексии.
К активным методам, необходимо добавить технологии, которые применяются в течение проведения учебного мероприятия. На каждой стадии урока используются конкретные активные методы, которые дают возможность результативно решать задачи этапа.
Исследование литературы позволило нам сформулировать ряд условий применения АМО, которые представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Условия применения АМО
С помощью применения активных методов все учащиеся на уроке работают усиленно, заинтересованно и с большим желанием, с интересом слушают, отмечают, приводят примеры, думают, а также выполняют теоретические задания — размышляя над ним.
Следовательно, к активным методам можно отнести те, которые вызывают активное, усердное изучение материала для всех учеников на уроке, не только из числа «сильных» с высоким уровнем знаний, но и тех, у кого успеваемость намного меньше.
Активные методы обучения ученые систематизируют согласно всевозможным показателям: по уровню активизации слушателей, по степени учебно-познавательной и игровой работы, по методу формирования игрового взаимодействия, по типу проведения уроков, их целевому направлению, по форме применяемой имитационной модели и др.
Новик представили описание активных методов обучения, в котором активные методы обучения классифицируют на имитационные и не имитационные методы обучения. Содержание классификации представлены в таблице 1.
Таблица 1
Классификация активных методов обучения по М. М. Новик
Неимитационные |
Имитационные |
|
Игровые |
Неигровые |
|
проблемная лекция; проблемный семинар; лекция вдвоём; лекция с заранее запланированными ошибками; пресс -конференция; эвристическая беседа; учебная дискуссия; самостоятельная работа с литературой |
деловая игра; инсценирование ситуаций и задач (разыгрывание ролей); игровое проектирование; имитационный тренинг, пресс-конференции, уроки-конкурсы, викторины, олимпиады |
анализ конкретных ситуаций; коллективная мыслительная деятельность |
Активные методы обучения помогают:
— развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика;
— учить учащихся самостоятельно добывать знания;
— развивать интерес к предмету;
— активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
Активные методы обучения можно применять для достижения следующих дидактических целей:
— эффективное предъявление большого по объему теоретического материала;
— развитие навыков активного слушания;
— отработка изучаемого материала;
— развитие навыков принятия решения;
— эффективная проверка знаний, умений и навыков по теме.
Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, способствует формированию ключевых компетентностей ученика.
Литература:
- Дроздова Н. П. Активные методы обучения: Учебно-методическое пособие / Н. П. Дроздова, Е. Г. Ефимова, М. Ф. Колесникова. — СПб, 2002.
- Зарукина Е. В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учебно-методическое пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. — Санкт-Петербург: СПбГИЭУ, 2010.
- Лапыгин Ю. Н. Методы активного обучения: Учебник и практикум / Ю. Н. Лапыгин. — Люберцы: Юрайт, 2016.
Похожие статьи
Применение вариативных заданий в общеобразовательной школе на основе цифровых ресурсов
В статье рассматривается организация обучения с применением вариативных заданий на основе цифровых образовательных ресурсов.
Создание условий для эффективного обучения учащихся через использование дистанционных образовательных технологий
В статье автор пытается определить эффективные методы работы с учащимися в условиях дистанционного образовательного процесса.
Интегрирование робототехники с учебно-методическим комплексом по предмету «Окружающий мир» в начальной школе
В статье авторы проводит анализ существующих образовательных решений в области образовательной робототехники и рассказывает, на каких занятиях в начальной школе можно использовать конструкторы по робототехнике, в качестве эффективных методов обучения...
Использование современных технологий в воспитательной работе классного руководителя в условиях ФГОС
В статье раскрываются современные технологии воспитательной работы классного руководителя, способствующие развитию творческой индивидуальности младших школьников.
Методы и приёмы развития информационных умений учащихся на уроках технологии
В статье автор определяет методы на уроках технологии, с использованием которых обучение становится наиболее целесообразным и эффективным.
Возможность использования образовательной робототехники в обучении учащихся средней школы
В статье излагается возможность внедрения в образовательный процесс элементов робототехники. Представлен анализ использования среды MRDS при изучении информатики в 7–9 классах на примере программы Л. Л. Босовой.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики
В статье дано описание задач математического образования в начальной школе, рассмотрены возможности использования ИКТ на уроках математики в начальной школе, даны рекомендации учителям по использованию ИКТ технологии с целью повышения качества знаний...
Использование активных методов при обучении математике в 5–6-х классах
В статье обоснована актуальность применения активных методов обучения на уроках математики в 5–6 классах.
Методическое сопровождение педагогов по использованию образовательной робототехники в дошкольных образовательных организациях
В статье автор описывает структуру методического сопровождения педагогов по использованию образовательной робототехники в ДОО.
Опыт мониторинга реализации электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий в дополнительном образовании (на примере ЦДТ «Детская академия»)
В статье автором выделены ключевые проблемы, с которыми столкнулись педагоги в период электронного обучения.
Похожие статьи
Применение вариативных заданий в общеобразовательной школе на основе цифровых ресурсов
В статье рассматривается организация обучения с применением вариативных заданий на основе цифровых образовательных ресурсов.
Создание условий для эффективного обучения учащихся через использование дистанционных образовательных технологий
В статье автор пытается определить эффективные методы работы с учащимися в условиях дистанционного образовательного процесса.
Интегрирование робототехники с учебно-методическим комплексом по предмету «Окружающий мир» в начальной школе
В статье авторы проводит анализ существующих образовательных решений в области образовательной робототехники и рассказывает, на каких занятиях в начальной школе можно использовать конструкторы по робототехнике, в качестве эффективных методов обучения...
Использование современных технологий в воспитательной работе классного руководителя в условиях ФГОС
В статье раскрываются современные технологии воспитательной работы классного руководителя, способствующие развитию творческой индивидуальности младших школьников.
Методы и приёмы развития информационных умений учащихся на уроках технологии
В статье автор определяет методы на уроках технологии, с использованием которых обучение становится наиболее целесообразным и эффективным.
Возможность использования образовательной робототехники в обучении учащихся средней школы
В статье излагается возможность внедрения в образовательный процесс элементов робототехники. Представлен анализ использования среды MRDS при изучении информатики в 7–9 классах на примере программы Л. Л. Босовой.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики
В статье дано описание задач математического образования в начальной школе, рассмотрены возможности использования ИКТ на уроках математики в начальной школе, даны рекомендации учителям по использованию ИКТ технологии с целью повышения качества знаний...
Использование активных методов при обучении математике в 5–6-х классах
В статье обоснована актуальность применения активных методов обучения на уроках математики в 5–6 классах.
Методическое сопровождение педагогов по использованию образовательной робототехники в дошкольных образовательных организациях
В статье автор описывает структуру методического сопровождения педагогов по использованию образовательной робототехники в ДОО.
Опыт мониторинга реализации электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий в дополнительном образовании (на примере ЦДТ «Детская академия»)
В статье автором выделены ключевые проблемы, с которыми столкнулись педагоги в период электронного обучения.