Развитие коммуникативных навыков учащихся через интерактивные методы обучения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XXX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, май 2022)

Дата публикации: 25.05.2022

Статья просмотрена: 133 раза

Библиографическое описание:

Алпышева, О. А. Развитие коммуникативных навыков учащихся через интерактивные методы обучения / О. А. Алпышева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXX Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 9-12. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/446/17214/ (дата обращения: 16.12.2024).



Современные дети — это уникальное явление нашего мира. Работая учителем, ты, как никто другой, подмечаешь их своеобразность: они думают иначе, их суждения отличаются смелостью и неординарностью, их поступки и действия стремительны, а вопросы могут поставить в тупик даже опытного преподавателя. Чтобы увлечь, научить и воспитать нынешнее поколение современному педагогу просто необходимо находить новые (или вспомнить традиционные) эффективные методы обучения и воспитания. Каждый урок — это вызов, напряжённая работа, которую учителю необходимо выполнить «на отлично». Чтобы учащиеся не только получали знания, но и развивали навыки коммуникации, сотрудничества, ответственности, креативности, урок необходимо строить на активном взаимодействии всех его участников. И оптимальным вариантом активного сотрудничества учителя и учеников является интерактивный урок. Такой урок, в отличие от активного или пассивного форм обучения, предусматривает вовлечение в учебный процесс всех учащихся без исключения. При этом эффективность обеспечивается активностью ученика не только в отношении учителя, но и в отношении других учащихся, позволяя им обмениваться своими идеями, знаниями, что приводит к более качественному усвоению знаний.

Применяя интерактивные методы обучения (ИМО), мы находим ряд преимуществ:

— происходит эффективное освоение материала;

— активное участие всех учащихся;

— развитие навыков сотрудничества и коммуникабельности;

— свободно выражается мнение ребёнка;

— учащиеся проявляют свою фантазию, творческое начало;

— формируется жизненная позиция ребёнка.

Но самое важное, на наш взгляд, это проявление инициативы, активности в добыче знаний самих учащихся и роли учителя только в виде направляющей, координирующей силы. Такой подход к проведению урока, несомненно, увеличивает ответственность учителя и затраченное на подготовку занятия время, но отличный результат стоит этих усилий.

Палитра ИМО довольно богата: многие из методов нам знакомы ещё со времён советской школы, что-то пришло к нам недавно из зарубежной практики, но все они направлены на активную деятельность ученика: на поиск информации, решение поставленной проблемы, выражение собственного мнения.

Наиболее популярными ИМО являются:

— «Мозговой штурм»

— «Дерево решений»

— «Карусель»

— «Денотатный граф»

— «Аквариум»

— Ролевая (деловая) игра

— «Силовое поле»

— «Лента ценностей»

— Метод проектов

— Метод кейсов

— ПОПС-формула

— «Капуста»

— «Реклама»

— «РАФТ»

Остановимся подробнее на тех методах, которые в большей степени способствуют развитию коммуникативных навыков у учащихся.

Метод «Реклама» помогает учащимся в паре или в группе оценить и охарактеризовать предмет, проявляя творческое мышление. За отведённое время (10–15 минут) учащимся необходимо создать рекламу, слоган к заданному понятию, предмету, отмечая его положительные, полезные стороны. Например, прорекламировать теорию Пифагора, Тихий океан или роман «Евгений Онегин».

Метод «Денотатный граф» основан на ассоциациях и представляется в виде графической схемы-цепочки: вверху листа А1 (или доски) пишется ключевое понятие, к нему подбираются глаголы, которые его характеризуют, от каждого написанного глагола тянется веточка-пояснение. Подобная работа может выполняться как в группах, так и в парах. Такой метод хорошо работает на развитие лексического запаса, аналитического мышления.

Метод «Капуста» отлично подходит для этапа закрепления или повторения пройденного материала, в котором участвует весь коллектив. Учащийся, сидящий на первой парте, пишет на листке бумаги вопрос по пройденной теме, далее сминает лист в комок и передаёт его соседу по парте, который обворачивает комок своим листом и также слегка сминает. Когда комок с вопросами дойдёт до последней парты, образуется большая «капуста», которая возвращается к первому ученику. Теперь учащиеся по очереди разворачивают «капусту» и отвечают на вопросы друг друга.

Метод «Аквариум» помогает развивать навыки диалога, когда малой группе учащихся нужно обсудить какую-либо проблему. Остальная часть класса не принимает участие в обсуждении, а лишь наблюдает за диалогом.

Метод «Лента (спектр) ценностей» применяется в спорных ситуациях, когда учащимся нужно принять какую-либо сторону спора и обосновать свой выбор. Для воплощения данного метода понадобится длинная бумажная лента, на концах которой написано «ЗА» и «ПРОТИВ». Учащимся предложено определиться с выбором и встать по одну сторону ленты. Когда все ученики займут свои места, наступает время для дебатов, когда участники доказывают свою точку зрения, объясняя свой выбор.

Метод ПОПС — формулы помогает учащимся выстраивать своё высказывание по определённому шаблону, что является сильным подспорьем для слабомотивированных или стесняющихся выступать учеников.

В качестве шаблона ученику даётся следующая подсказка:

П — позиция («Я считаю, что…»)

О — объяснение (или обоснование) ( «Потому что …»)

П — пример («Я могу это доказать это на примере …»)

С — следствие (или суждение) («Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…»).

Применение интерактивных форм обучения — это требование времени. Богатый спектр творческих методов превращает образовательный процесс в увлекательное, нестандартное, приносящее удовлетворение всем участникам путешествие, конечным результатом которого будет личность ученика, способная к самоопределению в современном мире.

Литература:

  1. Болотюк Л. А., Сокольникова А. М. Применение интерактивных методов обучения на практических занятиях по теории вероятностей и эконометрике. — Науковедение, № 3, 2013.
  2. Лакоценина Т. П., Алимова Е. Е., Оганезова Л. М. Современный урок.
  3. Часть 4: Альтернативные уроки. (Научно-практическое пособие для учителей, методистов, классных руководителей, слушателей ИПК). Издательство «Учитель», 2007г.

Похожие статьи

Формирование ключевых компетенций учащихся методами интерактивного обучения и воспитания

Развитие коммуникативных навыков и творческого потенциала учащихся начальной школы через применение проектной технологии

Развитие познавательной активности подростков в условиях выбора различных форм обучения

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при обучении английскому языку

Развитие коммуникативных способностей детей посредством театрализованной деятельности

Влияние интерактивных форм работы на развитие коммуникативных навыков учащихся

Воспитание коммуникативной культуры учащихся в процессе обучения иностранному языку

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в условиях общеобразовательной организации средствами интерактивного обучения

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников средствами игры на уроках английского языка

Интерактивное обучение как развитие познавательной активности учащихся гуманитарного направления

Похожие статьи

Формирование ключевых компетенций учащихся методами интерактивного обучения и воспитания

Развитие коммуникативных навыков и творческого потенциала учащихся начальной школы через применение проектной технологии

Развитие познавательной активности подростков в условиях выбора различных форм обучения

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при обучении английскому языку

Развитие коммуникативных способностей детей посредством театрализованной деятельности

Влияние интерактивных форм работы на развитие коммуникативных навыков учащихся

Воспитание коммуникативной культуры учащихся в процессе обучения иностранному языку

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в условиях общеобразовательной организации средствами интерактивного обучения

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников средствами игры на уроках английского языка

Интерактивное обучение как развитие познавательной активности учащихся гуманитарного направления