Использование активных методов и приемов обучения на уроках биологии как средство повышения эффективности усвоения знаний | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (334) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 31.10.2020

Статья просмотрена: 684 раза

Библиографическое описание:

Байбикова, А. О. Использование активных методов и приемов обучения на уроках биологии как средство повышения эффективности усвоения знаний / А. О. Байбикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 44 (334). — С. 319-321. — URL: https://moluch.ru/archive/334/74649/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье раскрыты активные методы и приемы обучения на уроках биологии, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, предполагающие свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.

Ключевые слова: активные методы обучения, прием обучения, интерактивное обучение, критическое мышление.

В последние годы большое внимание уделяется разработке и внедрению активных методов и приемов обучения в образовательный процесс. Это предполагает не только использование современной техники и информационных технологий, но и изменение методики преподавания, использование новых форм взаимодействия учителя и обучающихся: дискуссия, круглый стол, деловая игра, педагогические ситуации, самостоятельная работа с литературой, коллективная деятельность и т. д.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения школьников. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности.

Активные методы обучения — методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы, характеризуются высоким уровнем активности обучающихся [2].

Активные методы и приемы обучения строятся на практической направленности, интерактивности, диалоге, игровом действие и характере обучения [4].

Прием «Что в коробке?» — прием интерактивного обучения, используется для мотивации обучающихся, активизации ранее полученных знаний. Учитель загадывает предмет и помещает его в коробку, обучающиеся задают вопросы, пытаясь отгадать предмет. На вопросы можно отвечать не только «да» или «нет».

В результате обучающиеся учатся формулировать вопросы, составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.

Прием «Я беру тебя с собой» [1] направлен на актуализацию знаний обучающихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.

Формирует и развивает умения у обучающихся:

– объединять объекты по общему значению признака;

– определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение;

– сопоставлять, сравнивать большое количество объектов;

– составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.

Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Обучающиеся пытаются определить этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из обучающихся не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.

Например:

У: Я собралась в путешествие и беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Для этого предлагайте мне объекты, чем-то похожие на мой, а я буду говорить, могу ли я взять их с собой. Итак, я беру с собой тюльпан. А что у вас?

О: Я беру с собой ромашку.

У: Я не беру тебя с собой.

О: Я беру розу.

У: Я не беру тебя с собой.

О: Я беру орхидею.

У: Я беру тебя с собой.

О: А я беру с собой пшеницу.

У: Я беру тебя с собой.

О: Вы берете растения, относящиеся к классу Однодольные?

У: Да! Итак, какие признаки характеризует класс Однодольные?

Прием «Шаг за шагом» [3] — прием интерактивного обучения, используется для активизации полученных ранее знаний.

Обучающиеся, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т. д. из изученного ранее материала. Например, каждый шаг сопровождают названием растения из семейства Сложноцветных, или названием уровня организации жизни.

Метод фишбоун (от англ. «fishbone method» — «рыбий скелет» или «рыбья кость»). Это упрощенный вид диаграммы японского ученого Исикавы, изучающего особенности критического мышления.

Фишбоун помогает развивать у обучающихся умения критически мыслить через наглядно-содержательную форму. Обучающиеся:

– приобретают навыки работы в парах и группах;

– отслеживают причинно-следственные связи;

– определяют значение различных факторов и ранжируют их;

– учатся оценивать явления окружающего мира.

Использовать схему фишбоун можно по-разному в зависимости от поставленных целей: заполнить ее вместе с учениками или предложить рассмотреть уже готовый вариант.

Прием фишбоун не только развивает критическое и творческое мышление, но и помогает обучающимся разобраться в сложном материале через анализ информации и ее представление в упрощенной форме. Обучающиеся учатся определять авторскую позицию, высказывать собственное мнение (аргументировано) и с уважением выслушивать позицию одноклассников.

Составлять «рыбий скелет» можно несколькими способами [5]:

– индивидуально (каждый ребенок работает со своей схемой, заполняя ее 15–20 минут, а затем обсуждает и сравнивает результаты со всем классом);

– в группах (каждая группа получает свою схему и учебный материал, который нужно проанализировать, а затем представляет итоги работы другим ученикам);

– фронтально (весь класс совместно с учителем заполняет один фишбоун на доске или на готовом шаблоне большого формата, обсуждая все нюансы).

Эта технология может применяться также в качестве: домашней работы, опорного конспекта, зачетной работы по проверке усвоения темы, проектной работы.

Квест — способ формирования положительной мотивации обучающихся, формирования и развития критического мышления; формирование у школьников умения интегрировать знания, полученные при изучении других дисциплин, решать проблемы, возникающие в учебно-познавательном процессе, находить, анализировать и оценивать с точки зрения полезности найденную информацию, действовать в коллективе.

Хорошо структурированный и интересно представленный квест инициирует рассмотрение проблем с различных точек зрения.

Квест может проходить и в рамках онлайн обучения — веб-квест.

Формы работы: индивидуальная, групповая и фронтальная.

Таким образом, использование активных методов и приемов обучения на биологии направленно на организацию учебного процесса мотивирование обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.

Литература:

  1. Андреева, Е. В. Творческие задания «Золотого ключика». / Е. В. Андреева, С. В. Лелюх, Т. А. Сидорчук, Н. А. Яковлева. — Самара: Центр развития образования, 2001. — С. 31. — Текст: непосредственный.
  2. Анашкина, И. В. Активные и интерактивные формы обучения: методические рекомендации / И. В. Анашкина. — Тамбов: изд. ООО Орион, 2011–239 с. — Текст: непосредственный.
  3. Новик, М. М. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению / М. М. Новик. — СПб.: СПбГНЭУ, 2010–59 с. — Текст: непосредственный.
  4. Динасилова, А. А. Эффективность использования интерактивного метода обучения на уроках русского языка и литературы / Динасилова, А. А. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 5–6.

5. Фишбоун схема — прием развития мышления детей. — Текст: электронный // Мотивация жизни: [сайт]. — URL: https://lifemotivation.ru/child-psy/fishbone (дата обращения: 30.10.2020).

Основные термины (генерируются автоматически): прием обучения, обучающийся, интерактивное обучение, критическое мышление, учебный материал, активный метод обучения, какой признак, свободный обмен, учебный процесс, целостный образ.


Похожие статьи

Применение игровых технологий в преподавании химии: виды химических игр и методические рекомендации

В данной статье рассматриваются эффективные подходы использования игровых технологий в обучении химии, направленные на повышение интереса учащихся к предмету и упрощение процесса освоения материала. Предложенные методы способствуют активизации учебно...

Некоторые способы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики

В этой статье излагаются некоторые способы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики и даны рекомендации их применения на уроках с целью развития творческой самостоятельности учащихся.

Применение технологии развития критического мышления на уроках химии как средства организации эффективного взаимодействия обучающихся с целью повышения качества образования

В статье автор рассматривает, как применение технологии критического мышления на уроках химии в 8–11-х классах способствует эффективному взаимодействию обучающихся на уроке, успешному усвоению учебного материала, постоянному повышению качества образо...

К вопросу об использовании активных методов обучения в курсе РКИ

В статье рассматривается курсовая форма обучения РКИ как образовательная платформа для применения активных методов с целью формирования коммуникативной и самообразовательной компетенций учащихся.

Применение различных технологий работы с информацией на занятиях объединения дополнительного образования общеинтеллектуальной направленности

В данной статье описаны приемы работы с различными формами представления информации и их влияние на формирование универсальных учебных действий и развитие базовых компетентностей учащихся. Материалы исследования могут быть полезны специалистам в обла...

Применение интерактивных методов обучения как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка

В данной статье описываются способы повышения мотивации к изучению ИЯ у учеников старшего звена, при помощи интерактивных методов обучения. Особое внимание уделяется описанию ключевых особенностей психологического развития учеников. Автор описывает с...

Активные методы обучения на уроках английского языка как основа диалогического педагогического взаимодействия в учреждениях СПО

В статье обосновывается необходимость применения активных методов обучения в учреждениях среднего профессионального образования. Выделены группы активных методов обучения, приведены их примеры с кратким описанием.

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Инновационные методы обучения в преподавании технических дисциплин

В статье предоставлен опыт реализации инновационных видов обучения, который используется в процессе преподавания технических дисциплин. В работе отражены инновационные формы обучения, которые позволят преподавателям более активировать познавательную ...

Использование воспитательного потенциала урока

Статья посвящена вопросам организации учителем занятия с целью успешного овладения знаниями школьниками, умениями и навыками. Рассматриваются правила и формы делового и межличностного общения с учащимися, формирующие воспитательный потенциал урока, с...

Похожие статьи

Применение игровых технологий в преподавании химии: виды химических игр и методические рекомендации

В данной статье рассматриваются эффективные подходы использования игровых технологий в обучении химии, направленные на повышение интереса учащихся к предмету и упрощение процесса освоения материала. Предложенные методы способствуют активизации учебно...

Некоторые способы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики

В этой статье излагаются некоторые способы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики и даны рекомендации их применения на уроках с целью развития творческой самостоятельности учащихся.

Применение технологии развития критического мышления на уроках химии как средства организации эффективного взаимодействия обучающихся с целью повышения качества образования

В статье автор рассматривает, как применение технологии критического мышления на уроках химии в 8–11-х классах способствует эффективному взаимодействию обучающихся на уроке, успешному усвоению учебного материала, постоянному повышению качества образо...

К вопросу об использовании активных методов обучения в курсе РКИ

В статье рассматривается курсовая форма обучения РКИ как образовательная платформа для применения активных методов с целью формирования коммуникативной и самообразовательной компетенций учащихся.

Применение различных технологий работы с информацией на занятиях объединения дополнительного образования общеинтеллектуальной направленности

В данной статье описаны приемы работы с различными формами представления информации и их влияние на формирование универсальных учебных действий и развитие базовых компетентностей учащихся. Материалы исследования могут быть полезны специалистам в обла...

Применение интерактивных методов обучения как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка

В данной статье описываются способы повышения мотивации к изучению ИЯ у учеников старшего звена, при помощи интерактивных методов обучения. Особое внимание уделяется описанию ключевых особенностей психологического развития учеников. Автор описывает с...

Активные методы обучения на уроках английского языка как основа диалогического педагогического взаимодействия в учреждениях СПО

В статье обосновывается необходимость применения активных методов обучения в учреждениях среднего профессионального образования. Выделены группы активных методов обучения, приведены их примеры с кратким описанием.

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Инновационные методы обучения в преподавании технических дисциплин

В статье предоставлен опыт реализации инновационных видов обучения, который используется в процессе преподавания технических дисциплин. В работе отражены инновационные формы обучения, которые позволят преподавателям более активировать познавательную ...

Использование воспитательного потенциала урока

Статья посвящена вопросам организации учителем занятия с целью успешного овладения знаниями школьниками, умениями и навыками. Рассматриваются правила и формы делового и межличностного общения с учащимися, формирующие воспитательный потенциал урока, с...

Задать вопрос