Использование активных методов при обучении математике в 5–6-х классах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (495) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 04.12.2023

Статья просмотрена: 221 раз

Библиографическое описание:

Кульченко, Т. М. Использование активных методов при обучении математике в 5–6-х классах / Т. М. Кульченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 48 (495). — С. 192-195. — URL: https://moluch.ru/archive/495/108487/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье обоснована актуальность применения активных методов обучения на уроках математики в 5–6 классах.

Ключевые слова : активные методы обучения, игровые технологии, электронные образовательные ресурсы (ЭОР).

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что активное обучение приносит в известные методы обучения специфический момент за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых, игровых методов работы с информацией. Все это способствует формированию положительного отношения к учебе, усиливает мотивацию учения и развивает их творческие способности.

О многообразии активных методов обучения и применение их на различных этапах урока свидетельствуют методические разработки и статьи в педагогических журналах учителей математики, но также создают стимул для творчески работающих учителей создавать методические разработки уроков и внеурочных мероприятий с применением активных методов обучения.

Проведя теоретический анализ указанной проблемы, приведем подходы к определению активного обучения, по мнению различных педагогов.

П. Д. Рабинович, Н. В. Сальникова, А. С. Тарасов считают, что активное обучение — способ организации учебного процесса, при котором получение обучающимися знаний, умений и навыков (ЗУН) доминирует над их передачей преподавателем, а используемые методы, формы и средства стимулируют данный процесс, учитывают индивидуальные особенности обучающегося и обеспечивают требуемый уровень мотивации [2, с. 7].

Достоинством организации активного обучения, с точки зрения М. Миллз, Г. А. Ковалева, Ю. Н. Емельянова, является обучение в малой группе (15–30 человек), объединенной общими целями и задачами [2, с. 9].

В настоящее время нет единой точки зрения, как на определение активных метолов обучения, так и на их классификацию в связи с тем, что разные авторы рассматривают их в различном контексте. К исследованию данной проблемы обращались В. В. Анисимов, А. А. Балаев, О. В. Барканова, А. А. Вербицкий, М. Я. Виленский, И. Ивич, В. В. Истомина, Д. Н. Кавтарадзе, Е. Н. Корнеева, И. А. Лазарева, Т. В. Мурзинцева, М. М. Новик, С. А. Мухина, А. П. Панфилова, А. Пешикан, Г. К. Селевко, М. Г. Сергеева, В. В. Сериков, В. А. Ситаров, В. Е. Федорова, Д. Х. Шалбаева, А. В. Хуторской, Г. П. Щедровицкий, С. Янкович и другие исследователи [2, с. 7].

Проанализировав различные подходы к определению понятия, сделаем выводы, что активные методы обучения — методы, позволяющие активизировать учебный процесс, в котором ученик сам является активным участником процесса, а не пассивным объектом. Данные методы позволяют сформировать умения самостоятельной работы; обеспечить развитие и саморазвитие личности; мотивировать учеников, применяя практико-ориентированные задачи; создавать условия обучения максимально приближенные к профессиональным; повысить качество приобретаемых знаний; создавать творческий характер деятельности.

Современная педагогика отмечает эффективность применения игровых технологий обучения. Игру можно использовать на различных этапах и типах уроков. Игра позволяет развивать быстроту реакции, внимательность, четкость, и позволяет направить мотивационный потенциал игры на освоение школьной программы.

На этапе постановки цели и задач урока, мотивации учебной деятельности обучающихся учитель может применять метод «Узнай меня». Учитель раздает картинки детям. Обучающиеся должны перечислить характерные признаки предмета на картинке. Цель метода: за короткий промежуток времени повысить познавательную активность обучающихся.

На этапе актуализации знаний используем методы, которые стимулируют обучающихся на повышение познавательной деятельности, заставляют вспомнить материал необходимый для изучения нового материала. Пример, метод «Парный выход»: обучающиеся по очереди задают вопросы по пройденной теме и выступают в роли отвечающего и задающего вопросы. Главное условие метода: вопросы не должны повторяться.

На этапе объяснения нового материала учитель использует методы, позволяющие удерживать внимание и интерес обучающихся. Пример, используем кейс-метод при изучении темы «Площадь и периметр прямоугольника и многоугольников, составленных из прямоугольников».

Задача кейса: родители Феди решили сделать ремонт в его комнате. Они хотят обклеить её новыми обоями. Размеры комнаты 3 м на 4м, высота потолков два с половиной метра. Сколько рулонов обоев им надо купить, если ширина их 50 см, а длина одного рулона 10 м. И в комнате мальчика есть дверь размерами 1 м на 2 м. и окно размерами 2 м на 1 м 50 см. Мама с папой попросили мальчика самого найти ответ на этот вопрос. Сможете ли вы помочь Феде?

Также при реализации кейс-метода учитель может применять метод эвристических вопросов или эвристическую беседу.

Следует описать активные методы обучения с применением ИКТ. Цифровая среда позволяет учителю применять электронные образовательные ресурсы (ЭОР) на любом этапе урока и расширяет возможности активных методов обучения.

Пример, урок на тему «Точка, прямая, отрезок, луч. Ломаная» на этапе применения изученного материала учитель предлагает обучающимся поработать в парах при выполнении заданий, используя метод « Текст с пропусками» с помощью Библиотеки цифрового образовательного контента (рис. 1), и дальнейшего обсуждения.

Задание из библиотеки цифрового образования

Рис. 1. Задание из библиотеки цифрового образования

Метод «Математический диктант» применяем на уроке «Измерение углов» с целью проверки знаний на платформе 1С: Урок (рис. 2)

Математический диктант на 1С:Урок

Рис. 2. Математический диктант на 1С:Урок

При дистанционной форме обучения и использовании электронной версии учебника на уроке по теме «Измерение углов» обучающиеся применяют онлайн-транспортир для измерения углов (рис. 3). Используя данное приложение, школьник приобретает опыт самостоятельной работы, но если он оставлен наедине с заданием, то это не принесет ему никакой пользы. Роль учителя помогать ученику и научить его самостоятельно выполнять измерения. Демонстрируя экран, школьник выполняет измерения, а учитель контролирует и поправляет обучающегося.

Измерение углов с помощью онлайн-транспортира

Рис.3. Измерение углов с помощью онлайн-транспортира

Таким образом, учитель, применяющий на своих уроках активные методы обучения, действительно увлекает обучающихся в удивительный мир математики. Стимулирует своих учеников изучать интересные факты не только по содержанию предмета «Математика», но и по истории математики. Рекомендуется при изучении математики в 5–6 классах применять учебные игровые методы как наиболее эффективные для данной возрастной группы. Также следует учитывать, что «цифровое поколение» обладает наглядно-образным мышлением, поэтому следует разрабатывать активные методы обучения с применением электронных образовательных ресурсов.

Литература:

  1. Зарукина Е. В., Логинова Н. А., Новик М. М. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб-метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. — СПб.: СПбГИЭУ, 2010. — 59 с.
  2. Колокольникова З. У. Технологии активного обучения: учеб. пособие / З. У. Колокольникова, С. В. Митросенко. — Красноярск: Сиб. федерал. ун-т, 2015. — 179 с.
  3. Концепция развития математического образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 24 дек. 2013г., № 2506-р. — Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70452506/. — Заглавие с экрана. — Дата обращения 07.10.2023.
Основные термины (генерируются автоматически): активный метод обучения, активное обучение, учитель, измерение углов, обучающийся, самостоятельная работа, урок, учебный процесс.


Похожие статьи

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики

В статье дано описание задач математического образования в начальной школе, рассмотрены возможности использования ИКТ на уроках математики в начальной школе, даны рекомендации учителям по использованию ИКТ технологии с целью повышения качества знаний...

Формирование вычислительной культуры у обучающихся 5–6-х классов

В статье рассматривается понятие вычислительной культуры и приводятся результаты эксперимента по использованию вычислительной культуры на уроках математики у обучающихся 5–6-х классов.

Применение новых технологий на уроках английского языка в старших классах общеобразовательной школы

Статья посвящена изучению возможностей эффективного применения новых технологий на уроках английского языка в старших классах общеобразовательной школы с учетом характерных особенностей данного метода обучения и возрастных особенностей обучаемых.

Игровые технологии — эффективное средство формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках математики

Статья посвящена вопросам формирования ключевых компетенций на уроках математики и во внеурочной деятельности с использованием игровых технологий.

Использование компьютерных средств обучения для организации самостоятельной работы студентов при изучении комбинаторики

В статье рассмотрены методические аспекты использования информационных технологий при обучении младших школьников комбинаторике. Выявлены основные направления и особенности внедрения компьютерных средств обучения для организации самостоятельной работ...

Возможность использования образовательной робототехники в обучении учащихся средней школы

В статье излагается возможность внедрения в образовательный процесс элементов робототехники. Представлен анализ использования среды MRDS при изучении информатики в 7–9 классах на примере программы Л. Л. Босовой.

Использование информационных технологий при обучении младших школьников математике

В статье рассмотрены методические аспекты использования информационных технологий при обучении младших школьников математике. Выявлены основные направления и особенности внедрения информационных технологий в процесс обучения начальной школы.

Оценка эффективности использования компьютерных технологий при организации самостоятельной работы в начальной школе

Статья посвящена актуальному вопросу применения компьютерных технологий в образовании. Описана оценка эффективности использования различных современных компьютерных технологий в организации самостоятельной работы в рамках урока и внеурочной деятельно...

Возможности информационных технологий в школьном курсе физики

В статье рассматриваются возможности применения современных информационных технологий на уроках физике. Представлены теоретические аспекты и примеры использования компьютерных средств обучения на уроках физики.

Развитие логического мышления на уроках математики в 5–6-х классах

В статье рассматривается развитие логического мышления на уроках математики, методы и применение развивающих задач на практике. Логические задачи как средство формирования у обучающихся навыков логического мышления у обучающихся 5–6 классов.

Похожие статьи

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики

В статье дано описание задач математического образования в начальной школе, рассмотрены возможности использования ИКТ на уроках математики в начальной школе, даны рекомендации учителям по использованию ИКТ технологии с целью повышения качества знаний...

Формирование вычислительной культуры у обучающихся 5–6-х классов

В статье рассматривается понятие вычислительной культуры и приводятся результаты эксперимента по использованию вычислительной культуры на уроках математики у обучающихся 5–6-х классов.

Применение новых технологий на уроках английского языка в старших классах общеобразовательной школы

Статья посвящена изучению возможностей эффективного применения новых технологий на уроках английского языка в старших классах общеобразовательной школы с учетом характерных особенностей данного метода обучения и возрастных особенностей обучаемых.

Игровые технологии — эффективное средство формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках математики

Статья посвящена вопросам формирования ключевых компетенций на уроках математики и во внеурочной деятельности с использованием игровых технологий.

Использование компьютерных средств обучения для организации самостоятельной работы студентов при изучении комбинаторики

В статье рассмотрены методические аспекты использования информационных технологий при обучении младших школьников комбинаторике. Выявлены основные направления и особенности внедрения компьютерных средств обучения для организации самостоятельной работ...

Возможность использования образовательной робототехники в обучении учащихся средней школы

В статье излагается возможность внедрения в образовательный процесс элементов робототехники. Представлен анализ использования среды MRDS при изучении информатики в 7–9 классах на примере программы Л. Л. Босовой.

Использование информационных технологий при обучении младших школьников математике

В статье рассмотрены методические аспекты использования информационных технологий при обучении младших школьников математике. Выявлены основные направления и особенности внедрения информационных технологий в процесс обучения начальной школы.

Оценка эффективности использования компьютерных технологий при организации самостоятельной работы в начальной школе

Статья посвящена актуальному вопросу применения компьютерных технологий в образовании. Описана оценка эффективности использования различных современных компьютерных технологий в организации самостоятельной работы в рамках урока и внеурочной деятельно...

Возможности информационных технологий в школьном курсе физики

В статье рассматриваются возможности применения современных информационных технологий на уроках физике. Представлены теоретические аспекты и примеры использования компьютерных средств обучения на уроках физики.

Развитие логического мышления на уроках математики в 5–6-х классах

В статье рассматривается развитие логического мышления на уроках математики, методы и применение развивающих задач на практике. Логические задачи как средство формирования у обучающихся навыков логического мышления у обучающихся 5–6 классов.

Задать вопрос