Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка
Авторы: Анищенко Анастасия Михайловна, Диденко Светлана Юрьевна, Черкасов Валерий Анатольевич
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Чита, апрель 2017)
Дата публикации: 27.04.2017
Статья просмотрена: 3825 раз
Библиографическое описание:
Анищенко, А. М. Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка / А. М. Анищенко, С. Ю. Диденко, В. А. Черкасов. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 82-83. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12144/ (дата обращения: 16.12.2024).
Большое место в жизни каждого человека занимает школа. Именно на школу ложиться сложный труд — подготовить ребенка к самостоятельной деятельности в изменяющемся обществе. Важнейшей проблемой, волнующей всех педагогов, является активизация познавательной деятельности на уроках, как основная форма обучения и воспитания учащихся. Познавательная деятельность является составляющей всех видов человеческой деятельности.
Активизировать познавательную деятельность младших школьников на уроках русского языка может творческий подход учителей к подготовке и проведению уроков, использование новых нестандартных форм, приемов работы и технологии.
Младший школьный возраст — это очень важный период в формировании личности ребенка, развитии его мыслительных процессов и становлении познавательной активности, умении учиться. Именно поэтому. Современный учитель, в современной школе должен постоянно стимулировать и поддерживать интерес детей к изучению предмета, их потребности узнать что-то новое.
В. А. Сухомлинский отмечал, что у каждого ученика должен быть любимый предмет. Именно учитель пробуждает интерес к знаниям, раскрывает таланты.
Основные характеристики интереса, по мнению Сухомлинского:
‒ положительная эмоция по отношению к деятельности;
‒ наличие познавательной стороны этой эмоции, то есть радости познания;
‒ наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, то есть деятельность сама по себе привлекает и побуждает ею заниматься, независимо о т других мотивов [5, с. 33].
В педагогической практике действует уже более 50 видов новых технологий. Уроки с использованием таких технологий увлекают учащихся своей необычностью проведения, приносят радость и удовлетворение учителю и ученику, расширяют кругозор, развивают зоркость, наблюдательность, смекалку.
Проблемой активизации познавательной деятельности в различных аспектах рассматривались педагогами и психологами: Ф. И. Буслаев, И. И. Срезневский, И. Ф. Харламов, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина, Е. В. Шамарина и др.
Каковы же условия организации учебного процесса, способствующие активизации познавательной деятельности младших школьников?
Программный материал по русскому языку в начальных классах позволяет проводить очень много уроков с использованием нестандартных форм, приемов и технологий.
Перечислить все многообразие форм и приемов активизирующих познавательную деятельность учащихся, наверное, невозможно, так как творчески работающий учитель каждый раз открывает для себя и своих учеников все новые и новые конструкции. Мы выделили наиболее часто встречающиеся в начальной школе на уроках русского языка: игровые технологии, творческие задания, логические задачи, речевые разминки, создание проблемных ситуации.
Рассмотрим подробнее некоторые из них.
В процессе обучения младших школьников постоянно используются уроки в игровой форме. Игра составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации. Игра оказывает благоприятное влияние на формирование ребенка, развитие умственных способностей. В ней растущий человек познает жизнь. В последние годы появляются новые игровые технологии: сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра («Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», и др.), игры-задачи («Угадай, какая буква пропущена»), игры-соревнования (конкурс сказок, «Собери текст», «Дочитай слово», «Собери слова»), игры-предположения («Недостающее слово», «Угадай»), игровые ситуации.
Задача игр заключается и в том, что дети самостоятельно учатся, активно помогая друг другу. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом, создает условия равенства в речевом партнерстве, устраняет барьер между учителем и учеником.
Младшие школьники с большим удовольствием выполняют творческие задания. Этот вид деятельности позволяет ребенку воображать, сочинять, изменять, преобразовывать образы и явления окружающего мира.
Можно использовать творческие задания с речевым творчеством (рассказ-этюд, рассказ — сочинение, рассказ-диалог, сочинение стихов, потешек, загадок и др., с постановкой сценок из произведений детской художественной литературы, прослушивание музыкальных произведении, с продуктивной деятельностью (конструирование, моделирование и рисование).
Отличительной особенностью творческих задании — передача собственного мнения обучающегося, так как содержание выходит за рамки изученного, а тема рассказа требует размышления.
Использование на уроках логических задач, которые ставят ученика в такую ситуацию, когда он должен сравнивать, обобщать, анализировать, делать умозаключения. Задачи на логику могут быть самыми разнообразными: загадки; чтение логического рассказа — загадки и ответ на вопрос; подбор загадок, решение проблемных вопросов, вопросов-тестов; решение логической задачи в виде рисунка-загадки, ребуса.
Ценность логических задач состоит в том, что при их решении активизируется познавательная, мыслительная деятельность, так как часто задачу нельзя решить «с ходу», тем самым заставляет ребенка размышлять, думать, предполагать.
С целью совершенствования произносительных навыков, подготовке к творческой деятельности на уроках русского языка можно использовать речевые разминки (игры на звукоподражание, скороговорки, фонетические зарядки).
Используя различные формы и приемы в процессе обучения, педагогу следует учитывать индивидуальные особенности учащихся, их отношение к предмету, степень трудности вопросов и заданий. Учителю должен тщательно подходить к отбору материала, учитывать в практике работы, что одни занимательные задания воздействуют на воображение ребенка, образные представления, чувства, другие — обостряют и углубляют наблюдательность, требуют сообразительности, умения привлекать изученный материал, пользоваться справочной и другой литературой.
Активизировать познавательную деятельность и повышать интерес к учению необходимо на каждом этапе урока, мастерски используя различные методы и приемы работ. Это и дифференцированный подход в обучении, и самостоятельная работа на уроке, проблемные вопросы, игровые ситуации, эмоциональное воздействие, поощрения. Содержание и формы работы педагога должны создавать условия для удовлетворения тех потребностей, которые являются источниками активности личности.
При их использовании значительно повышается познавательный интерес младших школьников к русскому языку; урок становиться более насыщенным, ярким, необычным, эмоциональным; активизируется учебно-познавательная деятельность младших школьников.
Формы и приемы работы на уроках русского языка возможны самые разнообразные. Все зависит от творчества и профессионализма учителя. Использование игр в процессе обучения превращает их в категорию дидактических, где процесс образования погружен в процесс общения, а активность обучающихся сравнима или даже превосходит активность педагога.
Таким образом, предложенные нами формы и приемы работы способствуют заинтересованности детей, пробуждают их интерес к предмету, развивают и обогащают речь учащихся; учебный материал, представленный в игровой форме, более прочно усваивается детьми, позволяет учиться языку с большим удовольствием, не утомляясь от обилия задании и информации. Тем самым являются эффективным средством активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.
Литература:
- Александрович, Н. Ф. Внеклассная работа по русскому языку / Н. Ф. Александрович. — Минск.: Народная АСВЕТА, 2003. — 116 с.
- Блехер, Ф. Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в первом классе / Ф. Н. Блехер. — М.: Эксмо,- 2008.-184 с.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
- Ушаков, Н. Н. Занимательные материалы к урокам русского языка в начальных классах / Н. Н. Ушаков.- М. — Аст, 2006. — 83 с.
- Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. — М.: Просвещение, 1971. — 32–38 с.