Дидактические игры и приёмы на уроках русского языка (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (462) апрель 2023 г.

Дата публикации: 14.04.2023

Статья просмотрена: 475 раз

Библиографическое описание:

Иванова, Т. В. Дидактические игры и приёмы на уроках русского языка (из опыта работы) / Т. В. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 15 (462). — С. 344-345. — URL: https://moluch.ru/archive/462/101584/ (дата обращения: 17.12.2024).



Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха.

В. А. Сухомлинский

С какой же проблемой чаще всего сталкивается педагог? Присутствуя на уроках коллег, мы часто слышим: «Откройте учебник и…» Учебник русского языка видится детям очень скучным, так как упражнения однотипные, одни и те же вопросы по кругу. Ученики могут даже сказать: «Мы похожее уже делали» или «Зачем нам еще раз это делать? Мы всё поняли», «Скучно!», «Я не люблю этот урок, он трудный». Учащимся зачастую становится неинтересно выполнять в учебнике однотипные задания, а если им предлагать домашнюю работу по учебнику, то к третьему классу они довольно самостоятельно начинают пользоваться сайтом готовых домашних заданий. Чтобы исключить подобные ситуации или хотя бы минимизировать их, на мой взгляд, необходимо иметь достаточно разнообразный дидактический материал. Для чего?

Во-первых, — это новый взгляд на тему урока.

Во-вторых, — это новый формат работы для детей.

В-третьих, мы выходим за рамки учебника, что немаловажно, так как к моменту окончания начальной школы всем детям придётся писать ВПР, а некоторых заданий в учебниках нет, поэтому их можно планомерно, ненавязчиво включать в дидактические материалы.

В-четвертых, — это сэкономленное время педагога.

Дидактические материалы — это особый тип учебных пособий, который активизирует познавательную деятельность школьника, побуждает его вовлечься в учебный процесс [2]. Дидактическая игра определяется как метод обучения, в процессе которой в игровой ситуации решаются учебно-воспитательные задачи [1]. Зачастую в результате использования игр и игровых приемов на занятиях неуспевающие ученики начинают проявлять интерес к уроку.

Так как современные дети в большей степени обладают клиповым мышлением и лучше воспринимают картинку, то от этого я и отталкиваюсь в своей работе. Наглядность, наглядность, наглядность во всём! Чтобы вовлечь ученика в познавательную деятельность, необходимо идти в ногу со временем.

Какие же дидактические материалы и приёмы я использую в своей практике?

Игра «Распредели имена прилагательные по вопросам на 4 группы». Дидактическая цель: обобщить знания обучающихся, приобретённые на уроке по данной теме и закрепить умение распределять имена прилагательные в зависимости от того, на какой вопрос они отвечают: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». Данный вид игры проводится во второй половине урока, дети к этому времени уже могут чувствовать усталость, и данная игра поможет не только закрепить знания, но и является сменой вида деятельности. Правила игры: на магнитной доске прикреплены изображения четырех ваз, на которых имеются вопросы. Каждый ученик по очереди подходит к столу, на котором располагаются изображения фруктов и ягод «рубашкой» вверх. Ученик выбирает «фрукт» или «ягоду», переворачивает, читает написанное имя прилагательное и прикрепляет к той вазе, которая соответствует данному прилагательному. Процесс данной игры протекает очень активно. Если кто-то из обучающихся ошибся, то товарищи придут на помощь и подскажут, ведь за данный вид деятельности нет отметки, поэтому ребятам не страшно выйти к доске и сделать свой выбор.

Игра «Поймай капельку». Дидактическая цель: повторить и закрепить словарные слова. Правила игры: на карточках напечатаны словарные слова с пропущенной орфограммой, а на отдельных капельках — буквы. Ученик, не видя слово, выбирает карточку, крепит к доске, а затем вспоминает и подбирает пропущенную орфограмму. Этот вид коллективной работы способствует лучшему усвоению словарных слов, так как ученики не только сами вспоминают попавшееся слово, но и пристально следят за товарищами. А если кто-то и забыл какое-либо слово, то по ходу игры у него в памяти оно будет запечатлено.

Игра «Накорми птичек». Дидактическая цель: совершенствовать умение обучающихся подбирать проверочные слова на тему «Проверяемая безударная гласная в корне слова». Правила игры: на доске прикреплены четыре птички, в лапках которых имеется буква «А», «О», «Е», «Я». На изображениях семечек напечатаны слова с пропущенной орфограммой. Ученики по цепочке берут из коробки «семечко», читают слово, подбирают устно проверочное и «кормят» соответствующую птичку.

Для создания необычного формата работы на уроках русского языка использую любовь детей к раскрашиванию. Кто сказал, что цветными карандашами на русском языке пользоваться нельзя? Ответ: можно. Особенно, если раскраски полезные. Например, работа по карточкам, где необходимо раскрасить шарики со словами: имена существительные — жёлтым цветом, а глаголы — зелёным. Дети и не подозревают, что в процессе таких игровых моментов у них происходит усвоение материала, а значит, учиться не так и сложно.

Для работы в парах мною применяется настольная игра «Собери пирожное». Дидактическая цель: развивать умение подбирать слова-синонимы, пополнять словарный запас (как активный, так и пассивный). Правила игры: ученикам раздаются комплекты предметов: «корзиночка» и «крем», на которых написаны слова-синонимы. Каждая пара подбирают свои пары слов-синонимов в зависимости от темы «Имена существительные», «Глаголы», «Имена прилагательные». Данная игра привлекательна и тем, что в неё можно включить незнакомые для ребят слова, к которым они подберут по смыслу пару, тем самым пополнят свой словарный запас.

Помимо образовательных задач в процессе проведения и включения в урок игр и игровых приёмов, дети учатся коммуницировать между собой и совершенствовать саморегуляцию. Особенно это важно для тех обучающихся, которые не посещали дошкольное учреждение. Ребята учатся соблюдать правила игры, удерживать в голове инструкцию, ждать своей очереди.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что дидактические игры и приёмы выступают как средство развития познавательного интереса у обучающихся начальных классов на уроках русского языка.

Литература:

  1. Новиков М. А. Дидактические игры на уроках русского языка. — СПб.: Питер, 2005.
  2. Статья «Цифровые дидактические материалы». — Источник: https://rosuchebnik.ru/material/tsifrovie-didakticheskie-materiali/
Основные термины (генерируются автоматически): правило игры, русский язык, пропущенная орфограмма, слово, ученик, игра, Имя, прилагательное, ребенок, урок.


Похожие статьи

Применение дистанционных форм обучения на уроках математики и информатики (из опыта работы)

Игровые приемы в обучении детей звуковому анализу слова (из опыта работы)

Эффективные методы и приемы работы с учащимися начальной школы на уроках русского и английского языка (из опыта работы)

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики (из опыта работы)

Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей

Элементы фольклора в музыкальном образовании детей (из опыта работы)

Словарная работа на уроках в старших классах (формирование речевой компетенции)

Занятия нетрадиционными техниками рисования с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)

Использование средств наглядного обучения на уроках русского языка и литературы в условиях новой школы

Методы педагогической кооперации на занятиях физической культуры в системе СПО (из опыта работы)

Похожие статьи

Применение дистанционных форм обучения на уроках математики и информатики (из опыта работы)

Игровые приемы в обучении детей звуковому анализу слова (из опыта работы)

Эффективные методы и приемы работы с учащимися начальной школы на уроках русского и английского языка (из опыта работы)

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики (из опыта работы)

Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей

Элементы фольклора в музыкальном образовании детей (из опыта работы)

Словарная работа на уроках в старших классах (формирование речевой компетенции)

Занятия нетрадиционными техниками рисования с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)

Использование средств наглядного обучения на уроках русского языка и литературы в условиях новой школы

Методы педагогической кооперации на занятиях физической культуры в системе СПО (из опыта работы)

Задать вопрос