Ребёнок приходит в первый класс с огромным желанием учиться. Как приковать, его неустойчивое внимание к уроку, не заставляя? С помощью, каких средств и методов сделать обучение увлекательным?
К сожалению, в последнее время в школу приходят всё больше детей, с низким уровнем школьной зрелости, с первых дней испытывающих трудности в учении и освоении социальной роли ученика, имеющих повышенный риск школьной дезадаптации. В своей работе с детьми учитель должен на первое место выдвигать не традиционную задачу – дать знания, а создать условия для полноценного развития каждого ребёнка, расширение его возможностей и приобретение знаний. Слаборазвитая произвольная сфера не позволяет детям полноценно осуществлять рутинную и напряжённую учебную деятельность – они быстро устают.
На самом деле, выход лежит на поверхности. Любой человек выполняет с удовольствием ту работу, которая ему интересна. Ребёнок с интересом играет. Значит надо использовать игру как самый важный инструмент активизации познавательной способности ребёнка, для его развития.
Игровое действие рождается из потребности действовать по отношению к широкому миру. По Леонтьеву, в дошкольный период жизни ребенка развитие игры является вторичным, отраженным процессом.
Таким образом, овладение ребенком более широким, непосредственно недоступным ему кругом действий может совершаться только в игре.
Вопрос активизации деятельности учащихся в процессе изучения русского языка представляет сложную проблему, которая должна волновать учителей. Мой опыт показывает, что уроки русского языка для младших школьников относятся к числу нелюбимых школьных предметов. Деятельность учащихся на этих уроках часто носит однообразный воспроизводящий характер, значительная часть времени затрачивается на выполнение тренировочных упражнений. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Но пробудить у детей интерес и стремление к изучению русского языка все-таки можно, если систематически накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный дидактический материал, способный привлечь внимание каждого ученика.
У детей младшего школьного возраста слабо развито абстрактное мышление. Их психика требует чего-то неожиданного, интересного. Осознание понятий рождается у них на основе конкретного материала. Если на уроке ребёнок не увидит ничего яркого и интересного, то интерес к предмету падает. А если это происходит от урока к уроку, то русский язык превращается в скучный, неинтересный предмет.
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках и во внеклассное время дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность один и тот же материал повторить разнообразными способами.
Поддержать интерес ребёнка к учебе помогут разнообразные яркие наглядные пособия, включение в процесс обучения игры. Учить, играя, - оспаривать эту заповедь не станет никто. Игра побуждает учащихся к игровым действиям, даёт возможность каждому ребёнку лучше представить разыгрываемую ситуацию. В игре дети учатся концентрировать свое внимание на игровых правилах и следить за их выполнением. Игра позволяет ребёнку заново пережить яркие впечатления и события. Играя, дети накапливают знания об окружающем мире, учатся самостоятельно принимать решения, проявляют оригинальность мысли. Таким образом, в процессе игры у детей повышается познавательный интерес и стремление получения знаний изучаемого предмета
В самом термине «дидактическая игра» подчёркивается педагогическая направленность, отражается многообразие её применения. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы. Значительного эффекта учитель может достичь в случаях, когда учебная задача так сочетается с игровой, что ученик воспринимает ее именно как задачу, т.е. подходит к решению сознательно, но при этом все - таки играет.
Игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технологии внеклассной работы
Возможны два подхода к классификации игр, предлагаемых для использования на уроках русского языка.
Первый подход состоит в классификации игр в зависимости от того, для решения каких задач во время урока может быть использована игра. Подобное разделение является достаточно формальным, потому, что одна игра позволяет решать сразу несколько взаимосвязанных задач:
Введение темы урока. Использование игрового момента позволяет подвести учащихся к теме урока с использованием элемента заинтересованности за счёт того, что они сами формулируют тему урока на основе игрового задания.
Изучение нового материала. Игра позволяет на базе ранее изученного материала построить изучение нового материала.
Закрепление изученного материала. Применение игрового элемента позволяет охватить более большой объём пройденного материала, задействовать всех учащихся, экономить время выполнение задания, создавать и использовать метопредметные связи.
Игровые моменты позволяют осуществить плавный переход между этапами урока Подведение итогов урока. Игра позволяет более кратко и содержательно подвести итоги урока.
Второй подход позволяет классифицировать игры в зависимости от их сути и содержания.
Игра «Составь слова».
Игра «Найди лишнее».
Игра «Разделение на группы».
Игра «Волшебный мешочек».
Игра «Исправь ошибку».
Игра «Составь слово»
Эта игра позволяет повторить ранее изученный материал и совершить плавный переход к новой теме или к новому изучаемому материалу, а также может служить связкой между этапами урока или различными заданиями на одном этапе.
Возможны несколько вариантов этой игры:
Составление слова из нескольких слов.
Составление односложных или двусложных слов из одного длинного слова.
Составление слова из написанных букв.
Среди узора найти буквы и составить слово.
Отгадайте, кто какие звуки не выговаривает.
Мимо сада не спеша
Шли четыре малыша.
-Поигаем, что-ли в пятки?
-Луссе в мясик на плоссятке?
- Вот пвидумав! Под говою
Вучше в вунки поигвать!
«В пятки?»
«В вунки?»
Что такое?
Ничего не разобрать?
(Ответ: первый малыш не выговаривает «Р», второй – шипящие звуки, а для третьего трудны «Р» и «Л».)
Игра «Исправь ошибку»
Учитель предлагает ребенку исправить неправильные утверждения о Временах года.
Например:
Зимой листья жёлтые
Весной трава красная
Осенью распускаются подснежники
Летом идёт снег
Летом птицы улетают в тёплые края
Весной животные готовят запасы
Анализируя свою работу в первом классе, я отметила, что игровая деятельность на уроках обучения грамоте позволила отработать много сложных фонетических понятий. В процессе игры было видно, как дети с интересом включаются в работу, начинают думать, предлагать различные варианты. Общение в классе строится не только на уровне учитель — ученик, но и ученик — ученик. У многих ребят повысился интерес к познавательной деятельности. Ребята стали более активны на уроках, им нравится принимать участие в решении учебных задач, с помощью игр ученики учатся работать в парах и группах, микрогруппах постоянного и сменного состава. Видно, что работа на уроках обучения грамоте доставляет детям удовольствие.
Литература:
1. Архипова Е.В. Русский язык и развитие речи. Санкт-Петербург: издательский дом «Литература», 2005 год.
2. Бабанский Ю.К., Сластенин В.А., Сорокин И.А. и др. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических институтов/ Просвещение, Москва , 1988г.
3. Богач З.И. Как сказка помогает грамотно писать. Журнал. Начальная школа. № 9, 1998г.
4. Дубова Т.А. Дидактическая игра «Иду в гости» на уроках русского языка Журнал. Начальная школа. № 11 2001г.
5. Капустина Н.Г. Познавательный интерес младших школьников. Журнал «Начальная школа полюс до и после» № 2, 2005 год.
6. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие «Академия развития», Ярославль, 1997г.
7. Козлова О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников. Журнал «Начальная школа», № 11, 2004 год.