Дидактические игры как средство мотивации в изучении русского языка в начальной школе при формировании фонетических и орфоэпических умений | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общие вопросы

Опубликовано в Школьная педагогика №1 (4) январь 2016 г.

Дата публикации: 07.01.2016

Статья просмотрена: 500 раз

Библиографическое описание:

Шишкина, Н. В. Дидактические игры как средство мотивации в изучении русского языка в начальной школе при формировании фонетических и орфоэпических умений / Н. В. Шишкина. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 1 (4). — С. 32-33. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/19/599/ (дата обращения: 22.11.2024).



 

Для младших школьников игровые упражнения, особенно интересны и увлекательны. Это очень привлекает учителей, именно поэтому они стараются использовать на своих уроках различные игры. В играх все дети равны. Она посильна как слабым, так и сильным ученикам. Когда дети чувствуют равенство, атмосферу увлеченности и радости, атмосферу легкости знаний — то это дает им уверенность в своих силах и хорошо влияет на результаты обучения.

Всегда любые умения, в том числе фонетические и орфоэпические, эффективнее формируются в ходе игр, так как наряду с учебной, ведущей в младшем школьном возрасте остается игровая деятельность.

Игра учит одновременно, как детей, так и взрослых, в игре рождается живая реальность свободного, радостного, эффективного, творческого обучения. У игр есть уникальное свойство — она сама организует обучение.

Игра как главное условие эффективного обучения младших школьников обосновывается в работах таких педагогов и ученых, как Ш. А. Амонашвили, Л. А. Венгера, А. П. Усовой, Ф. Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, 3.М. Богуславской, Е. Ф. Иваницкой, В. Н. Аванесовой, А. К. Бондаренко.

Особое значение в развитии детей младшего школьного возраста имеют дидактические игры. Игры всегда широко используются ещё на первых этапах обучения грамоте в процессе формирования фонетических умений, на которых базируется дальнейшее обучение русскому языку в начальной школе. Известно, что игры облегчают усвоение программных знаний и значительно активизирует познавательную деятельность детей в учебном процессе. [4, 127]

Дидактические игры — это различные игры с правилами, которые специально создаются педагогикой для обучения и воспитания детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Советские психологи (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Д. Б. Эльконин, Л. В. Выготский и др.) и педагоги (Н. К. Крупская, Е. А. Аркин, М. Я. Басов, А. С. Макаренко и др.) исследовали игры детей. По исследованиям этих великих людей можно говорить о том, что дидактические игры социальны по своим мотивам, по содержанию, происхождению, структуре и функциям.

Если детей дошкольного возраста больше всего интересует сам процесс игры, то школьники предпочитают игры с правилами и с распределением ролей, кроме того, учащиеся сосредоточивают свое внимание на ее результатах, в силу чего их игры приобретают более целенаправленный и организованный характер. В связи с этим целесообразно в процессе учебной деятельности проводить с детьми школьного возраста различные игры, направленные на усвоение нового учебного материала. [1, 103]

Отечественная дошкольная психология и педагогика накопила большой опыт изучения игры детей различного возраста. В результате специальных исследований и многолетних наблюдений были получены данные о влиянии игры на мотивационную, когнитивную, эмоциональную и личностную сферы развития детей. Эти закономерности, выделенные, прежде всего Д. Б. Элькониным, носят комплексный характер и могут служить надежными направлениями в практическом использовании дидактической игры.

Своеобразие игры младшего школьника заключается в целостности игровой деятельности и неразложимости ее на отдельные компоненты как с точки зрения развития самой игры (нельзя отдельно рассматривать вклад мышления, речи, памяти и других функций в развитие игры), так по характеру влияния игры на формирование конкретных навыков и умений. Игра представляет особую форму жизни ребенка в окружающей его социальной среде и не только оказывает влияние на развитие тех или иных психических функций, но многие новообразования психической жизни ребенка формируются в игре. «В процессе игры, — как подчеркивает Д. Б. Эльконин, — не только развиваются отдельные психические функции, но и происходит изменение психики ребенка в целом». [5, 248]

В исследованиях Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, В. С. Мухиной было показано, что развивающее значение игры определяется теми задачами, которые она ставит перед ребенком и характером усваиваемых в ходе игровой деятельности внешних, материальных средств и операций, через которые формируются внутренние психические действия.

Уже в дошкольном возрасте дети оказываются способны планировать и организовывать собственную деятельность самостоятельно. При этом самостоятельность возникает преимущественно в проблемных ситуациях, где ребенок сталкивается с теми или иными трудностями и вынужден их решать, т. е. организовывать структуру собственной деятельности. [2, 376]

В процессе обучения по различным причинам учебный материал порою может не привлекать к себе внимание и интерес детей, вследствие чего учитель сталкивается с такими преградами, как рассеянность и скука учеников. Рассеянность в высшей форме своего развития обнаруживается в том, что ученик оказывается не в силах сосредоточивать свое внимание на содержании изучаемого материала, в результате чего он не готов к размышлению. Во избежание такого нежелательного явления необходимо менять метод работы на уроке, стремиться вызвать у детей интерес к изучаемому материалу.

В педагогической литературе встречается часто утверждение, что для достижения этих целей необходимо всячески заботиться о систематизации отвлеченного материала и о строго логическом его изложении. Необходимо объяснить учебный материал так, чтобы ученик имел возможность мыслить. Безусловно, все это хорошие рекомендации. Однако этого еще недостаточно для того, чтобы дети не уставали и работали с большим усилием и интересом.

Практика показывает, что в таких случаях, и особенно в случаях, когда материал кажется детям большим и сложным, нужно так ставить преподавание, чтобы безразличные на первый взгляд вещи могли производить сильное, или, по крайней мере, заметное впечатление. Хорошим средством этого является периодическое проведение разнообразных дидактических игр. Они делают урок для учеников привлекательным и интересным.

Работа над звуковой и буквенной формами слова представлена четырьмя направлениями: обучение фонетике, орфоэпии, графике и орфографии. Первые два связаны с изучением звуковой стороны языка, третье и четвертое — с анализом его письменной формы. В школьной программе названные направления обычно не разграничиваются.

Одна из необходимых характеристик развитой личности — это наличие у нее диалектно-материалистического мировоззрения, в частности понимание материалистической природы языкового знака. Материальную природу языкового знака составляет его звучание [3, 294].

Изучение педагогического опыта учителей начальных классов показывает, как строятся одинаковые по содержанию игры по-разному. Ведь каждый учитель старается внести в урок что-то новое, полезное и интересное детям, учитывая особенности своего класса и каждого ученика в целом.

Ценность дидактических игр заключается в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая друг другу и взаимно себя проверяя. Приемы и формы работы на уроках обучения грамоте возможны самые разнообразные. Все зависит от профессионализма и творчества учителя. Использование игр в процессе обучения превращает их в категорию дидактических, где процесс образования погружен в процесс общения, а активность обучающихся сравнима или даже превосходит активность самого педагога.

 

Литература:

 

  1.    Волина В. О. От игры к знаниям / В. О. Волина. — М.: Просвещение, 2001. — 129 с.
  2.    Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре / Р. И. Жуковская. — М.: 1963. — 450 с.
  3.    Львов М. Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, Н. Н. Светловская. — М.: Просвещение, 1987. — 415 с.
  4.                Мищенкова Л. В. Развивающие занятия в начальной школе: методическое пособие / Л. В. Мищенкова. — М.: — Дрофа, 2007. — 140 с.
  5.                Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. — М.: Просвещение, — 1978. — 304 с.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, игровая деятельность, ребенок, учебный материал, дошкольный возраст, младший школьный возраст, процесс обучения, развитие детей, собственная деятельность, языковой знак.

Похожие статьи

Методическая организация деловой игры как средство обучения устно-речевым умениям

Применение игровых технологий в изучении иностранных языков (французского языка) и развитии коммуникативных навыков

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры как средство формирования лексических навыков младших школьников на уроках иностранного языка

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Использование аудиовизуального курса на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как средство формирования диалогической речи у детей с нарушениями слуха

Творческие игры как способ формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Методическая организация деловой игры как средство обучения устно-речевым умениям

Применение игровых технологий в изучении иностранных языков (французского языка) и развитии коммуникативных навыков

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры как средство формирования лексических навыков младших школьников на уроках иностранного языка

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Использование аудиовизуального курса на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как средство формирования диалогической речи у детей с нарушениями слуха

Творческие игры как способ формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Задать вопрос