В школьный период игры на уроках приобретают наиболее развитую форму и помогают развитию учебно-познавательной деятельности младших школьников. Наиболее активно игра используется в 1 классе, а в дальнейшем происходит снижение игры как метода обучения и воспитания.
Согласно Примерной основной образовательной программе начального общего образования (далее Программа) курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. [13, стр.28] Развитый фонематический слух является основой для овладения орфоэпическими и орфографическими навыками, которые опираются на различные формы речевой деятельности — звукопроизношение, чтение, письмо и аудирование. Под фонематическим слухом можно понимать речемыслительную деятельность, состоящую из таких структурных компонентов как фонематический анализ, фонематический синтез, фонематическое представление, в ходе которого формируются звукобуквенные образы или эталоны слов. [1]
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (далее Стандарт) учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению. При этом необходимо учитывать особый этап жизни ребёнка, который связан с изменением его ведущей деятельности при поступлении в школу. [11, стр.47] В первом классе ребёнок должен перейти на учебную деятельность при сохранении значимости игровой, имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию. На это указывают многие психологи и педагоги, в частности С. Л. Рубинштейн который писал: «Игра человека — порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры — в способности, отображая, преображать действительности. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир — в этом основное, центральное и самое общее значение игры». [14]
В психологии игра рассматривается как развивающая деятельность в детском возрасте, в рамках которой возникают основные новообразования данного возраста. Люблинская А. А. утверждает, что игра — это один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания младших школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. [4] Тумакова, Г.А. пишет о том, что в игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. [15]
Учитывая большое значение игр в развитии личности, ученые и педагоги многих стран исследуют сущность игры, ее происхождение, развитие и значение. Представители зарубежной теории игры (К. Бюхер [4, стр.116], К. Гросс [6, стр. 13], И. Шиллер [8, стр.237–241], Э. Торндайк [8, стр.243–247] и др.) объясняли сущность игры с идеалистических позиций. Например, как форму реализации избытка энергии (К. Бюхер [4]), как врожденное стремление к деятельности, служащей для подготовки к жизни (К. Гросс [6]), как удовольствие (И. Шиллер [8]), как наследственный инстинкт, строго лимитирующий воспитательные возможности (Э. Торндайк [8]) и др.
В отечественной педагогике взгляды на развитие игры были несколько иные, выдающийся русский педагог К. Д. Ушинский, в своих работах рассматривал игру ребенка как действия и переживания. Он подчеркивал, что эти действия и переживания составляют содержание деятельности, которая более понятна и познавательна для ребёнка. Кроме того, игра — отчасти собственное создание ребенка. В действительную жизнь ребенок еще не может войти из-за ее сложности и помогает ему в этом игра. [16] С позицией К. Д. Ушинского перекликается оценка отечественного учёного Л. В. Выготский: «Игры не проходят бесследно для будущей жизни ребенка и в известной мере содействуют развитию его личности, детского воображения. Ребенок стремится воздействовать на действительность, преобразовать ее в доступных ему пределах». [7] Соответственно на передний план выходит познавательный компонент, поскольку в игре ребёнок знакомится со всем окружающим, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается предметами.
Известный советский ученый-педагог А. С. Макаренко считал, что игра должна приучать человека к тем усилиям, которые необходимы для работы в реальной жизни. Поэтому не всякая игра, по его мнению, имеет воспитательное значение, а только та, которая носит активный характер. Игра без усилия, игра без активной деятельности — всегда плохая игра. А. С. Макаренко требовал постоянно изменять, совершенствовать и создавать новые игры, основанные на принципах активности, творчества. По-нашему мнению, реализация принципа активности невозможна вне познавательной деятельности, которая реализуется в содержании игры. [12] Каждая новая игра должна быть более сложной, интересной и содействовать дальнейшему росту коллектива с учетом индивидуальных способностей каждого его члена.
Психолог Д. Б. Эльконин полагает, что «игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых, а также может согласовываться с содержанием обучения грамоте». В системе речевой деятельности по мнению Д. Б. Эльконина «Развитие фонематического слуха у первоклассников только на учебной деятельности нельзя, иначе это приведёт к снижению качества обучения». Для адаптации и учёта возрастных особенностей в 1 классе необходимо использовать игровую деятельность. [17] В подтверждение правильности мнения Д, Б, Эльконина в Программе отмечается то, что начальное общее образование должно осуществляться в рамках специфически детских видов деятельности: познавательной деятельности, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и пр. [13, стр.49]
Таким образом, одной из основных задач в процессе обучения грамоте является развитие у первоклассников общей ориентировки в звуковой стороне языка, для этого систематически должна проводится работа по развитию фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений. А также первоклассник на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования. Богданова Т. Г. и Корниловой Т.В отмечено, что успешное обучение в первом классе невозможно без игровой деятельности, которая должна включать или опираться на «познавательную игру». [3]
О значении познавательной игры в обучении грамоте говорит Н. В. Виноградова: «Познавательная деятельность, является средством развития интеллектуальных способностей у первоклассников. Игру имеет смысл использовать и как метод обучения, и как средство организации учащихся на всех этапах урока обучения грамоте». [5] Поэтому очевидно, что учебная деятельность у первоклассников будет успешна в составе активной познавательной деятельности. Игры как средство развития фонематического слуха у первоклассников во много определяются структурой урока обучения грамоте.
В Стандартах предъявляются определённые требования к структуре урока обучения грамоте. Его необходимым компонентом оказывается проблемная ситуация, которая должна подводить ученика к осознанию учебной-исследовательской деятельности. [11, стр. 37] Следовательно, познавательная игра должна реализовываться в особом типе урока, который можно определить как исследовательский урок. К сожалению, сегодня нет определения понятию «познавательная игра». По нашему мнению, познавательная игра — это разновидность дидактической игры, условия которой опираются на исследовательскую деятельность.
Познавательных игры, направленные на развитие фонематического слуха у первоклассников в период обучения грамоте можно разделить на три группы:
- Использование на уроках игровых и литературных персонажей. Для усиления взаимосвязи между этапами занятия вводится сказочный герой, который выполняет разные функции: приносит задания, помогает детям их выполнить, проверяет правильность выполнения задания, просит детей о помощи. Дети, включаясь в познавательную игру, помогают ему отобрать картинки, в названиях которых есть соответствующий звук, подсказывают пропущенный звук в слове, восстанавливают перепутанные слоги и слова. Это могут быть Незнайка, Буратино, Карлсон, Вини Пух, Утенок Утя (при ознакомлении со звуком У), Клоуны Бом и Бим (Звуки Б, Бь), кот Леопольд (звук Ль).
- Создание познавательной игровой ситуации. Детям пришла посылка или письмо с заданиями, отправитель которых либо известен сразу, либо имя его выясняется в ходе выполнения заданий. Занятия-путешествия, экскурсии. Например: путешествие в сказочную страну, экскурсия по городу, путешествие в Москву на самолете, полет в космос, путешествие в страну Голубой феи. Создается так называемое «единое игровое поле», в ходе путешествий дети выполняют разнообразные задания. При этом нередко познавательная линия проходит через все этапы занятия. Занятия такого рода вызывают огромный интерес у детей, оживление, радость и способствуют оптимизации процесса коррекционного обучения в группе для детей с нарушениями речи.
- Использование наглядного занимательного материала: на этапе ознакомлении детей с понятиями гласный звук, согласный звук, твердый, мягкий можно применять пособие Звуковые замки, Звуковички. При ознакомлении со звуками дети знакомятся с гномиками-Звуковичками, которые помогают детям понять особенности и характеристику звука: гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий, и определяют в каком замке он будет жить. (См. рис. 1) Таким образом, абстрактные понятия обретают материальную форму, что помогает детям в осознании конкретного образа при усвоении абстрактных терминов.
Рис. 1 Образное представление звуков в познавательных играх на уроках обучения грамоте
Отсюда следует, что наибольшее значение в процессе развития фонематического слуха на уроках обучения грамоте, несомненно, имеют познавательные игры, основная цель которых — обучающая, поскольку требует у ребёнка не только назвать правильный ответ, но и умения обосновать свой выбор (доказать). На этом настаивают такие учёные, как Кононова И.М и Сергеева К. Д. [9] они считают, что в ходе познавательной игры ребенок должен правильно выполнить предложенное учителем условия, а игровая ситуация, сказочный персонаж, игрушка помогают ему в этом. В таких играх познавательное содержание сочетается с привлекательной для ребенка игровой деятельностью. А повторы действий способствуют формированию умений и навыков. Также Богусловская В. М. указывает на то, что познавательная игра должна соответствовать этапу обучения грамоте, индивидуальным особенностям детей, в них должны быть задействованы как можно больше анализаторов: тактильный, зрительный, слуховой, двигательный. Важно чтобы каждая из игр имела относительно завершенную структуру и включала основные структурные элементы: игровая задача, игровые действия, правила и результат игры. [2]
В соответствии с основными особенностями структуры исследовательского урока познавательные игры должны включать следующие компоненты — развитие фонематического анализа, фонематического синтеза и фонематических представлений. Описание познавательных игр для развития фонематического анализа представлено в таблице 1.
Таблица 1
Формирование умений фонематического анализа на уроках обучения грамоте спомощью познавательных игр.
Цель игры |
Условия познавательной игры |
Дидактический материал |
Выделение звука в составе слова |
Познавательная игра: «Помоги Звуковичку поймать рыбу» Условия игры:Рассмотри рисунки и определи какими словами могут называться предметы. Далее дается задача: «Поймай слова со звуком [л]» (и другими звуками). Ребенок берет удочку с магнитом на конце лески и начинает ловить нужные картинки со скрепками. Пойманную «рыбку» ребенок показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор. |
Макет удочки и картинки со скрепками. Слова для игры: лимон, ракушка, куст, бананы, золото, чашка, одеяло |
Выделение звука в соответствии с его позицией в слове |
Познавательная игра «Помоги Звуковичку купить любимую игрушку» Условия игры:На «прилавке» разложены разнообразные предметы: мелкие игрушки, книжки, карандаши, ластики, пуговицы, яблоки, печенье, конфеты и т. п. «Продавец» — взрослый. Ребенок приводит в магазин «покупателей» — это Звуковички. Каждый покупатель выбирает себе товар на свой вкус. Продавец отпускает товар только в том случае, если покупатель правильно называет первый (последний) звук в слове, которое обозначает нужный предмет. |
Разнообразные предметы: мелкие игрушки, книжки, мягкие игрушки, куклы и т. п. |
Определение последовательности и количества звуков в слове |
Познавательная игра: «Помоги Смешарику построить лесенку из слов» Условия игры:(на доске картинки с изображением разных предметов). Ребята, Смешарику нужна ваша помощь. Он хочет разложить эти картинки в порядке возрастания по количеству звуков в слове. Рассмотри рисунки и определи какими словами могут называться предметы, изображённые на рисунках. Определи в каждом слове количество звуков и расставьте в порядке возрастания. |
Иллюстрации разных предметов. Слова для игры: молоко, кран, лес, ножик. |
Описание познавательных игр для развития фонематического синтеза представлено в таблице 2.
Таблица 2
Формирование умений фонематического синтеза на уроках обучения грамоте спомощью познавательных игр.
Цель игры |
Условия познавательной игры |
Дидактический материал |
Выделение гласных и согласных звуков из слов |
Познавательная игра «Помоги гласным найти свой Замок» Условия игры:Рассмотри рисунки и определи какими словами могут называться предметы. Ребята, существуют разные замки. Сегодня, я вам расскажу про два из них. Первый замок называется Меньшетрёх, а второй Большетрёх. В замке Меньшетрёх живут те слова, в которых три или меньше гласных, а в замке Большетрёх живут слова в которых больше трёх гласных. Сейчас мы с вами будем распределять слова по своим замкам. Таким же образом дети находят замки для согласных |
Таблички с рисунками разных предметов. Слова для игры: мороженное, собака, слон, фотоаппарат, кинотеатр, торт |
Соединение звуков в слова, данные в ненарушенной и нарушенной последовательности |
Познавательная игра «Расшифруй телеграфисты» Описание игры: Содержание телеграммы задается ведущим, который, не показывая второму играющему показывает первому картинку. Первый должен «передать содержание телеграммы»: произнести слово — название картинки по звукам. Второй играющий «принимает телеграмму — называет слитно, осуществляя операцию звукового синтеза. Затем играющие меняются ролями. |
Иллюстрации разных предметов. Слова для игры: мак, собака, малина, зайка, трактор. |
Описание познавательных игр для развития фонематических представлений представлено в таблице 3.
Таблица 3
Формирование умений фонематических представлений на уроках обучения грамоте спомощью познавательных игр.
Цель игры |
Условия познавательной игры |
Дидактический материал |
Подбор слова на заданный звук |
Познавательная игра: «обираем грибы» Условия игры: У учителя две корзины: в одну складываются грибы-слова, в которых есть звук [т], а в другую — звук [к]. В какой корзине слов больше? |
Рисунки корзинок и таблички слов. Слова для игры: парашют, тыква, мотор, река, верёвка, крыжовник. |
Подбор слова с заданным количеством звуков |
Познавательная игра: «Помоги Незнайке» Ход игры: Рассмотри рисунки и определи какими словами могут называться предметы, изображённые на рисунках. Ребята, помогите Незнайке правильно посчитать количество звуков в словах и подставить под каждую картинку свою цифру. Докажите свой выбор. |
Рисунок с изображенными разных предметов и таблички с цифрами. Слова для игры: кит, чайка, ученик, карандаш, булочка, кошка. |
Как видно, познавательная игра для ребенка — это возможность самовыражения, самопроверки и самореализации. Игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее ученика, определенной способности к коммуникации, способствует сенсорному и умственному развитию, помогают закрепить и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности. Педагогу, работающему с первоклассниками, необходимо заинтересовать учеников, донести до них информацию в той форме, в которой они способны воспринимать ее с учетом своих возрастных и индивидуальных возможностей.
Таким образом, рассмотренные особенности познавательных игр показывают, что их системное использование на уроках обучения грамоте в первом классе никак не противоречит центральному требованию Стандарта — необходимости ориентации обучения на ведущую учебную деятельность [44]. Более того, правильная организация познавательных игр способствует эффективному формированию языковых и коммуникативных компетенций учащихся, развитию их фонематического слуха, а также повышает уровень мотивации в изучении лингвистического материала.
На наш взгляд, эффективность развития фонематического слуха у учащихся первых классов в период обучения грамоте будет значительно выше, если методика обучения будет опираться на систему познавательных игр, обеспечивающую реализацию всех компонентов деятельности фонематического слуха.
Литература:
- Бабаян, Л. К. Современные проблемы становления фонематического слуха у первоклассников [Текст] / Л. К. Бабаян // Молодой ученый. — 2015. — № 11. — С. 1268–1270.
- Богуславская З. М. Психологические особенности познавательной деятельности детей в условиях дидактической игры [Текст] /З. М. Богуславская// Психология и педагогика игры дошкольника. — М.: Просвещение 2004. — С. 254–268.
- Богдановой Т. Г., Корниловой Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка [Текст] Под ред. Т. Г. Богдановой, Т. В. Корниловой. — М.,2001. — С.127.
- Бюхера К. Работа и ритм. Рабочие песни, их происхождение и экономическое значение СПБ, 2001
- Виноградова В. В. Избранные труды. Исследования по русской грамматике — 1995 — С.52
- Вуарен Н. Что такое игра? // Культура — 2003 — № 4
- Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] /Л. С. Выготский// Вопросы психологии. — № 6. — 2005. — С. 62–76.
- Джемс У. Психология [Текст] /У. Джеймс// — Л.: Педагогика, 1995. — С. 237–242
- Кононова И. М., Сергеева К. Д. Дидактические игры [Текст] /И. М. Кононова, К. Д. Сергеева// Игра дошкольника /Под ред. С. Л. Новоселовой. — М., 2011. — С.127–132.
- Люблинская А. А. Детская психология [Текст] /А. А. Люблинская// — М.: Просвещение, 2004. — С.106.
- Министерство образования и науки Российской Федерации: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Второе поколение. — М: Просвещение, 2010.
- Пантина Н. С. Исследование строения детской деятельности [Текст] //Психология и педагогика игры: Материалы симпозиума/ Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. М.: Просвещение, 2008. — С. 226
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию; протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: mon.gov.ru/documents/922/file/227/poop_noo_reestr.doc, свободный (12.11.2015).
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. II. — М.: Педагогика, 2003. — С. 357
- Тумакова, Г. А. Учите, играя (Игры и упражнения со звучащим словом) [Текст]: пособие для воспитателя детского сада /А. И. Максаков, Г. А. Тумакова// — М.: Просвещение, 1997. — С. 144
- Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения [Текст] К. Д. Ушинский- М.: Просвещение, 1993. — С. 539
- Эльконин Д. Б. Психология игры [Текст] /Д. Б. Эльконин// — М.: Владос, 1999. — С. 360.