Влияние современных медиа на выбор методики обучения письменной речи
Автор: Меденцева Наталья Петровна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 03.08.2019
Статья просмотрена: 79 раз
Библиографическое описание:
Меденцева, Н. П. Влияние современных медиа на выбор методики обучения письменной речи / Н. П. Меденцева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/341/15248/ (дата обращения: 23.11.2024).
В современном мире происходят активное развитие информационных технологий, информатизация всех сфер человеческой деятельности и стремительное увеличение скорости распространения информации. Большая часть материала, особенно научного, в медиапространстве представлена в графическом, письменном виде. Человеческое общение, от бытового до научного, также активно перемещается в область интернет-пространства. Чаты, блоги, форумы, социальные сети, сайты, СМИ становятся не только источником новостей, но и позволяют наладить двустороннюю связь с реципиентом информации. Это привело к тому, что письменная речь активнее, чем ранее, стала выполнять коммуникативную функцию. В связи с этим в сфере образования, в частности, в обучении языкам, возникла необходимость пересмотра принципов работы с учащимися в плане оказания большего внимания развитию именно письменной речи.
Современная методика обучения письменной речи располагает целым спектром методов и подходов к обучению. Среди научных взглядов на эффективность современных методов можно встретить полярные точки зрения: от полного отказа от письменных форм ввиду того, что письмо рассматривается лишь как средство обучения, до признания необходимости обучения письменной речи как высшей степени владения языком в процессе современной коммуникации.
В научно-методической литературе можно выделить четыре основных направления, четыре подхода к обучению письменной речи.
Устный подход, подразумевающий полный отказ от письменных видов работ в процессе обучения. Однако даже сам Чарльз Фриз, один из основателей устных методов, в процессе более детального рассмотрения проблем обучения признал, что «письменные упражнения могут быть частью деятельности по овладению иностранной письменной речью». [5]
Формально-языковой подход признает использование письма только в качестве инструмента, орудия для овладения другими видами речевой деятельности. Собственно при формально-языковом подходе не рассматривается письменная речь. Только непосредственно само письмо как средство контроля или автоматизации, наработки языковых навыков. В сущности, формально-языковой подход основывается на представлении лингвистов-структуралистов о языке как о речи, обучение которой строится на доведении до автоматизма навыков письма по принципу стимул-реакция. А. И. Грузинская считала, что письмо есть универсальный закрепитель, «который лишь способствует лучшему усвоению учебного материала». [2]
При формально-языковом подходе главной задачей становится орфографическая, лексическая, морфологическая и синтаксическая правильность письменной речи, а текст представляет собой тренировочный набор, своеобразный конструктор для освоения заученных образцов и структур лексики и синтаксиса. Данный подход до сих пор широко применяется при обучении языку.
Формально-структурный подход чрезвычайно популярен в настоящее время. Конечно, не безосновательно. У данного подхода очень большое количество преимуществ в методическом плане практически на всех этапах обучения языку. Жесткие рамки формально-грамматического подхода предполагают контролируемое, управляемое письмо, но это письмо представляет собой не просто собирание грамматически верных предложений, а создание текстов как продуктов письма. То есть впервые стали говорить о самостоятельной продуктивной деятельности обучаемого. По сути, создатели формально- структурного подхода стали рассматривать не письмо как таковое, а именно письменную речь, хотя эта речь и ограничена учебными моделями-структурами — текстами, состоящими из абзацев. Обучаемым предлагается изучить образцы текстов, которые они должны соотнести с функционально-смысловыми типами (повествование, описание, рассуждение), проанализировать с точки зрения композиционного строения (выделить зачин, основную часть, концовку), затем выполнить ряд упражнений лексического и грамматического характера, а после создают свой образец текста. Конечно, создание текста уже можно расценивать именно как письменную речь, отражающую определенные качества личности, наблюдательность, определенные языковые и мыслительные умения, однако все же следует признать, что достаточно часто при таком подходе превалирует имитация речи автора текста-образца, калькирование «чужих» речевых оборотов, что значительно снижает стимулирование творческого начала обучаемого Э. С. Чуйкова, замечая минусы данного подхода, отмечала, что формально-структурный подход «не может быть самодостаточен даже при обучении построению композиции текста и его структурных единиц — абзацев» [4], приводя убедительные доказательства.
По этой причине современные методисты-практики и теоретические исследователи приходят к выводу, что для «реализации эффективного письма требуется нечто большее, нежели просто построение грамматически корректных предложений. Несмотря на то, что, овладевая иностранным языком, студент имеет дело с чисто языковыми явлениями, в процессе а наш взгляд, способе специфические письменные речевые умения, письменное речевое поведение, которые и определяют, в конечном счете, умение создавать письменное произведение». [3]
А такую задачу, на наш взгляд, способен выполнить процессуальный, или творческий подход, который «обеспечивает формирование умений темарематической организации текста и учета социальных и коммуникативных характеристик адресата». [1]
Ждан И. И. характеризует процесс письма при этом подходе как «творческий процесс сочинения, как продуктивный нелинейный экспериментальный процесс, в ходе которого студент формулирует и неоднократно переформулирует, изменяет свою мысль с тем, чтобы наиболее четко донести ее до читателя». [1] То есть обучаемый должен, подобно профессиональному писателю или журналисту, четко представлять себе реципиента своего текста. Для кого и для чего он пишет? При этом главное внимание уделяется передаче содержания; именно оно и определяет ту форму, в которой будет «подан» письменный текст. На наш взгляд, это наиболее актуальный вариант продуктивного письма в современной реальности, где центром передачи информации стали современные онлайн-средства и технологии, подразумевающие многовекторные и многоканальные связи.
Таким образом, проанализировав современные подходы к обучению письменной речи с учетом развития медиа, можно сделать вывод, что продуктивные методы обучения письменной речи становятся все более востребованными в учебном процессе. Творческий, или коммуникативный, подход, хотя и является наиболее сложным в организационном и методическом плане, становится необходимо-вынужденным подходом обучения письменной речи уже на этапе некоторых направлений среднего специального и, безусловно, высшего образования в условиях интенсивной информатизации общества. Однако это не исключает применения других методов для более успешной реализации эффективного обучения в конкретных ситуациях, возникающих перед педагогом.
Литература:
- Ждан И. И. Формирование письменноречевой дискурсивной компетенции у студентов языковых вузов Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева, 2012
- Грузинская И. А. Методика преподавания английского языка. М.: Учпедгиз, 1974.
- Кудряшова О. В. Компетентностный подход к обучению письменной речи как проблема теории и практики обучения иностранным языкам. — Вестник ЮурГУ, № 1, 2007
- Чуйкова, Э. С. Обучение социокультурным особенностям иноязычной письменной речи студентов факультета иностранных языков: На материале дискурсивных эссе [Текст]: дис. канд. пед. наук: 1300.02. — Самара, 2005. — 181 с. — Библиогр.: С. 162–176
- Fries Ch. Teaching and Learning English as a Second Language. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1945.