Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Влияние современных медиа на выбор методики обучения письменной речи

1. Общая педагогика
03.08.2019
84
Поделиться
Библиографическое описание
Меденцева, Н. П. Влияние современных медиа на выбор методики обучения письменной речи / Н. П. Меденцева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/341/15248/.


В современном мире происходят активное развитие информационных технологий, информатизация всех сфер человеческой деятельности и стремительное увеличение скорости распространения информации. Большая часть материала, особенно научного, в медиапространстве представлена в графическом, письменном виде. Человеческое общение, от бытового до научного, также активно перемещается в область интернет-пространства. Чаты, блоги, форумы, социальные сети, сайты, СМИ становятся не только источником новостей, но и позволяют наладить двустороннюю связь с реципиентом информации. Это привело к тому, что письменная речь активнее, чем ранее, стала выполнять коммуникативную функцию. В связи с этим в сфере образования, в частности, в обучении языкам, возникла необходимость пересмотра принципов работы с учащимися в плане оказания большего внимания развитию именно письменной речи.

Современная методика обучения письменной речи располагает целым спектром методов и подходов к обучению. Среди научных взглядов на эффективность современных методов можно встретить полярные точки зрения: от полного отказа от письменных форм ввиду того, что письмо рассматривается лишь как средство обучения, до признания необходимости обучения письменной речи как высшей степени владения языком в процессе современной коммуникации.

В научно-методической литературе можно выделить четыре основных направления, четыре подхода к обучению письменной речи.

Устный подход, подразумевающий полный отказ от письменных видов работ в процессе обучения. Однако даже сам Чарльз Фриз, один из основателей устных методов, в процессе более детального рассмотрения проблем обучения признал, что «письменные упражнения могут быть частью деятельности по овладению иностранной письменной речью». [5]

Формально-языковой подход признает использование письма только в качестве инструмента, орудия для овладения другими видами речевой деятельности. Собственно при формально-языковом подходе не рассматривается письменная речь. Только непосредственно само письмо как средство контроля или автоматизации, наработки языковых навыков. В сущности, формально-языковой подход основывается на представлении лингвистов-структуралистов о языке как о речи, обучение которой строится на доведении до автоматизма навыков письма по принципу стимул-реакция. А. И. Грузинская считала, что письмо есть универсальный закрепитель, «который лишь способствует лучшему усвоению учебного материала». [2]

При формально-языковом подходе главной задачей становится орфографическая, лексическая, морфологическая и синтаксическая правильность письменной речи, а текст представляет собой тренировочный набор, своеобразный конструктор для освоения заученных образцов и структур лексики и синтаксиса. Данный подход до сих пор широко применяется при обучении языку.

Формально-структурный подход чрезвычайно популярен в настоящее время. Конечно, не безосновательно. У данного подхода очень большое количество преимуществ в методическом плане практически на всех этапах обучения языку. Жесткие рамки формально-грамматического подхода предполагают контролируемое, управляемое письмо, но это письмо представляет собой не просто собирание грамматически верных предложений, а создание текстов как продуктов письма. То есть впервые стали говорить о самостоятельной продуктивной деятельности обучаемого. По сути, создатели формально- структурного подхода стали рассматривать не письмо как таковое, а именно письменную речь, хотя эта речь и ограничена учебными моделями-структурами — текстами, состоящими из абзацев. Обучаемым предлагается изучить образцы текстов, которые они должны соотнести с функционально-смысловыми типами (повествование, описание, рассуждение), проанализировать с точки зрения композиционного строения (выделить зачин, основную часть, концовку), затем выполнить ряд упражнений лексического и грамматического характера, а после создают свой образец текста. Конечно, создание текста уже можно расценивать именно как письменную речь, отражающую определенные качества личности, наблюдательность, определенные языковые и мыслительные умения, однако все же следует признать, что достаточно часто при таком подходе превалирует имитация речи автора текста-образца, калькирование «чужих» речевых оборотов, что значительно снижает стимулирование творческого начала обучаемого Э. С. Чуйкова, замечая минусы данного подхода, отмечала, что формально-структурный подход «не может быть самодостаточен даже при обучении построению композиции текста и его структурных единиц — абзацев» [4], приводя убедительные доказательства.

По этой причине современные методисты-практики и теоретические исследователи приходят к выводу, что для «реализации эффективного письма требуется нечто большее, нежели просто построение грамматически корректных предложений. Несмотря на то, что, овладевая иностранным языком, студент имеет дело с чисто языковыми явлениями, в процессе а наш взгляд, способе специфические письменные речевые умения, письменное речевое поведение, которые и определяют, в конечном счете, умение создавать письменное произведение». [3]

А такую задачу, на наш взгляд, способен выполнить процессуальный, или творческий подход, который «обеспечивает формирование умений темарематической организации текста и учета социальных и коммуникативных характеристик адресата». [1]

Ждан И. И. характеризует процесс письма при этом подходе как «творческий процесс сочинения, как продуктивный нелинейный экспериментальный процесс, в ходе которого студент формулирует и неоднократно переформулирует, изменяет свою мысль с тем, чтобы наиболее четко донести ее до читателя». [1] То есть обучаемый должен, подобно профессиональному писателю или журналисту, четко представлять себе реципиента своего текста. Для кого и для чего он пишет? При этом главное внимание уделяется передаче содержания; именно оно и определяет ту форму, в которой будет «подан» письменный текст. На наш взгляд, это наиболее актуальный вариант продуктивного письма в современной реальности, где центром передачи информации стали современные онлайн-средства и технологии, подразумевающие многовекторные и многоканальные связи.

Таким образом, проанализировав современные подходы к обучению письменной речи с учетом развития медиа, можно сделать вывод, что продуктивные методы обучения письменной речи становятся все более востребованными в учебном процессе. Творческий, или коммуникативный, подход, хотя и является наиболее сложным в организационном и методическом плане, становится необходимо-вынужденным подходом обучения письменной речи уже на этапе некоторых направлений среднего специального и, безусловно, высшего образования в условиях интенсивной информатизации общества. Однако это не исключает применения других методов для более успешной реализации эффективного обучения в конкретных ситуациях, возникающих перед педагогом.

Литература:

  1. Ждан И. И. Формирование письменноречевой дискурсивной компетенции у студентов языковых вузов Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева, 2012
  2. Грузинская И. А. Методика преподавания английского языка. М.: Учпедгиз, 1974.
  3. Кудряшова О. В. Компетентностный подход к обучению письменной речи как проблема теории и практики обучения иностранным языкам. — Вестник ЮурГУ, № 1, 2007
  4. Чуйкова, Э. С. Обучение социокультурным особенностям иноязычной письменной речи студентов факультета иностранных языков: На материале дискурсивных эссе [Текст]: дис. канд. пед. наук: 1300.02. — Самара, 2005. — 181 с. — Библиогр.: С. 162–176
  5. Fries Ch. Teaching and Learning English as a Second Language. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1945.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный