Роль мнемотехники в развитии познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы
Автор: Булычева Мария Николаевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
LII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, июнь 2023)
Дата публикации: 09.06.2023
Статья просмотрена: 180 раз
Библиографическое описание:
Булычева, М. Н. Роль мнемотехники в развитии познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы / М. Н. Булычева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы LII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 18-22. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/495/18077/ (дата обращения: 16.01.2025).
Современное общество живет в условиях информационного перенасыщения. Однако общедоступность и разнообразие информации не гарантирует высокого уровня образованности. Система школьного образования пытается эффективно структурировать большой объем научного материала благодаря ФГОС, что требует особенных подходов в преподавании. Одним из наиболее результативных методов в обучении следует считать мнемотехнику.
Мнемотехника — «система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций» [1, с. 40]. Благодаря ассоциативным связям «чуждый» материал преобразуется в доступный и понятный, так как происходит включение эмоционально-образной памяти, которая в детском возрасте является приоритетной.
Мнемотехнические приемы дают возможность накапливать в памяти большое количество точной информации, позволяют сэкономить время при запоминании, тренируют внимание и мышление, развивают творческий потенциал учащегося.
Сложность использования данной технологии заключается в индивидуальных особенностях памяти учащихся, а также в специфике запоминаемой информации. Однако нельзя не отметить, что мнемотехнические приёмы предлагают способы более удобного запоминания материала и не оставляют школьников безучастными.
Один из наиболее универсальных мнемотехнических приемов следует считать сторителлинг , позволяющий запомнить информацию с помощью эмоционально рассказанной истории. К данному приему следует отнести и сказки-ассоциации, «грамматические» инсценировки, исторические экскурсы. Рассказывая историю, учитель создает иллюзию отвлечения внимания от серьезного, трудного материала, тем самым снимает эмоциональное напряжение аудитории, проводя связь с жизнью. Так, благодаря сведениям из исторической грамматики о том, что ЖИ и ШИ до XIII века произносились мягко, а потом «отвердели», или что современные 3 склонения появились из 6 древнерусских, позволяет относится к языку как к живому существу, которое, как и жизнь человека, меняется. Важно, чтобы рассказанная история отличалась лаконичностью и непринужденностью, «интерпретировалась однозначно», «а ее подтекст был принят аудиторией, а не отвергнут» [2, с. 94].
Неоспоримое методологическое значение имеет составление мнемотаблиц и схем . Особенно эффективны данные мнемоприемы при разучивании стихотворений со сложной лексикой. Каждый стих представляется в виде картинки, одна мнемотаблица — строфа, составленная из изображений. После этого обучающийся по памяти воспроизводит стихотворение целиком, используя графическое изображение. На начальном этапе учитель предлагает готовую мнемотаблицу, а по мере обучения ребенок включается в процесс создания собственной схемы. Следует отметить, что данный способ не только «формирует приемы работы с памятью, включая слуховые и зрительные анализаторы» [3, с. 52], но и совершенствует навыки вдумчивого чтения.
К схематично-рисуночной мнемотехнике относят прием скетчинга («быстрого рисунка» [4]), позволяющий создавать словесные картины посредством наглядных схематичных изображений. «С педагогической точки зрения скетчинг <…> позволяет развивать воображение и индивидуальность» [5, с. 310], например, в представлении художественного произведения в виде абстрактного рисунка, состоящего только из оттенков цветов.
Незаменима мнемотехника на уроках русского языка при изучении правил, а также исключительных лингвистических явлений. Так, при изучении орфоэпических норм часто используются мнемонические рифмовки — специально составленные поэтические тексты, помогающие освоить произношение трудных слов: Много ели тОрты — Не налезли шОрты; Фёкла красная, как свёкла; Бабка продаёт щавель, значит наступил апрель . [6, с. 9]. Следует обратить внимание на эффективность данного приема для обучающихся любого возраста, так как именно рифмующаяся фраза легче закрепляется в памяти, чем объемные несвязные списки слов с трудными случаями ударения.
Буквенно-звуковая мнемотехника эффективна при запоминании орфографического облика словарных слов: На вЕранде вЕтер, На вИтрине Игрушки; известная рифмовка про Цыгана [7, с. 30].
Эффективны по мнемотехнической функции ассоциации разных лингвистических уровней :
– фонетические: соловей — соловей поёт соло [6, 194];
– графические : м кать ( буква А похожа на чашку, в которой предмет погружают в жидкость );
– лексические : обЛАко — это вЛАга, которая поднимается с земли вверх ;
– словообразовательно-грамматические: правописание наречий связывают с «правилом окна»: какое окончание в сущ. с предлогом, та буква и будет на конце наречия. [6, с. 219]
Примечательно, что ассоциативные связи можно использовать, обращаясь к другим научным дисциплинам. Так, в правилах правописания частиц НЕ и НИ двойное отрицание образует утверждение, которое предполагает употребление частицы НЕ. Данное лингвистическое правило подобно закону в математике Минус на минус дает плюс .
Литературоведческие термины тоже эффективнее объяснять с помощью межпредметных аналогий. Значение термина метонимия наглядно можно представить в виде смежных углов, оксюморон («совмещение несовместимого») подобен магнитному полю, которое образуется путем притяжения противоположных полюсов, центон можно сравнить с техникой шитья «пэчворк», так как состоит будто из «лоскутов»-цитат известных стихотворений.
Следует отметить, что ассоциативный метод в мнемотехнике является самым сложным, так как ассоциации сугубо индивидуальны. Однако межпредметные аналогии порой обладают двойным познавательным эффектом: то, что являлось непонятным до ассоциации, стало ясным при употреблении в межпредметных сравнениях.
Не менее значима для развития творческого мышления тактильная («материальная» [8]) мнемотехника , позволяющая представить абстрактные понятия осязательно, в виде ассоциативных образов-предметов. Например, классический мнемоприем помогает запомнить исключения из правила «Н и НН в суффиксах прилагательных»: « Обратите внимание на деревяННую раму, оловяННую ручку и стекляННое полотно окна ». А если обучающихся попросить понаблюдать за макушками деревьев через окно, то можно говорить о четвертом исключении — слове ветреНый .
В рамках данного приема особую заинтересованность у детей вызывает использование различных материалов для рукоделия. Так, с помощью кубиков и пластилина можно объяснить понятие изменяемой и неизменяемой формы слова: например, существительное может менять свою форму так же, как тесто; наречие же — это более твердая материя, как камень: форму не меняет, поэтому и не имеет окончание.
Мнемотехника как прием известна в педагогике достаточно давно, однако занимает неоднозначное место в истории методологии. В частности Л. С. Выготский, С. Я. Рубинштейн считали, что мнемотехника не способствует развитию ребенка. Однако в эпоху «геймификации» [10, с. 60] и «клипового мышления» [9, с. 787] данный приём особенно актуален.
Так, в рамках изучения темы «Слитное и раздельное написание наречий» в 7 классе был проведен эксперимент, состоящий из следующих этапов:
I этап — изучение темы без мнемотехнических приемов → диагностическая работа;
II этап — работа над ошибками с применением мнемотехники → повторное написание диагностической работы (иные варианты).
В процессе исследования было выявлено, что планомерное применение мнемотехники дает возможность повысить эффективность обучения на 35 % по сравнению с обучением с помощью традиционных приемов. Конечно, повторное изучение материала способствовало успеху, но и мнемотехника, безусловно, стимулировала процесс.
Таким образом, использование мнемотехники на уроках русского языка и литературы — это возможность сделать обучение простым и доступным для каждого ученика, создать урок-идею, урок-открытие в неразрывной связи не только с другими науками, но и с жизнью. Данный прием способствует развитию как детского воображения, так и творческого потенциала учителей.
Литература:
- Хохлова Л. П. Методы запоминания информации (Мнемотехника)/ Л. П. Хохлова// Санкт-Петербургский образовательный вестник. — 2017. — № 2. — С. 40–43.
- Валеева Е. В. Образовательный сторителлинг на уроке литературы и русского языка/ Е. В. Валеева// Школьные технологии. — 2020. — № 4. — С. 94–98.
- Романова Е. Е. Роль мнемотаблиц в системе формирования словесно-логической памяти у дошкольников/ Е. Е. Романова// Вестник науки и образования. — 2020. — № 22–1 (100). — С. 50–53.
- Ромашин С. Словарь дизайнерских терминов. — Режим доступа: https://blog.romashin-design.com/dictionary_designer
- Мартынова А. М. Роль педагогического дизайна и скетчинга в развитии творческого потенциала учащихся в процессе освоения художественных дисциплин/ А. М. Мартынова// Мир науки, культуры, образования. — 2021. — № 6 (91). — С. 09–310.
- Иванова С. Ю. Экзаменационные «ловушки». Готовимся к ЕГЭ по русскому языку (фонетика, лексика, состав слова, словообразование, морфология, орфография, синтаксис, пунктуация, культура речи, текст): учебное пособие. — Сама: ООО «Офорт», 2016. — С. 9, 194, 219.
- Левенбук А. С., Хайт А. И. Весёлая грамматика «Радионяни»/ А. И. Хайт, А. С. Левинбук; лит. Обработка Ю. Шестаковой; худож. А. И. Резников. — СПб.; М.: Речь, 2020. — С. 30.
- Алиев Р. Разряды мнемотехники. — Режим доступа: https://pandia.ru/text/77/338/28874.php
- Бухарбаева А. Р., Сергеева Л. В. Клиповое мышление поколения Z: методы развития творческого потенциала студентов/ А. Р. Бухарбаева, Л. В. Сергеева// Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика. — 2020. — № 4. — С. 787–796.
- Орлова В. В., Титова В. Н. Геймификация как способ организации обучения/ В. В. Орлова, В. Н. Титова// Вестник ТГПУ. — 2015. — № 9 (162). — С. 60–64.