Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Роль дидактической игры в преподавании русского языка

Педагогика
26.07.2020
754
Поделиться
Библиографическое описание
Ибрагимова, М. Ш. Роль дидактической игры в преподавании русского языка / М. Ш. Ибрагимова, Ф. Ф. Фазлиддинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 30 (320). — С. 266-267. — URL: https://moluch.ru/archive/320/72880/.


В данной статье даются сведения о роли дидактических игр в преподавании русского языка в начальных классах узбекской школы, их видах и структуре. Раскрываются наиболее важные вопросы содержания, методов, приёмов, инновационных форм обучения учащихся-узбеков данному предмету.

Ключевые слова: метод, дидактика, игра, интерес , эффективность, наглядность, взаимопонимание, отношение.

Введение

Русский язык — один из наиболее развитых, совершенных и широко распространенных мировых языков!

Русский язык в Узбекистане имеет свои исторические корни и до настоящего времени является проводником новых технологий, научной и культурной информации.

В настоящее время учителя-русисты национальных школ ведут активный поиск нестандартных подходов к проведению урока, одним из которых является использование игр.

Методика русского языка опирается на научно-лингвистические основы. Это значит, что в методике русского языка используются результаты лингвистических исследований в области лексики, фонетики, словообразования и грамматики. Эти исследования помогают определить содержание обучения, т. е. минимум языковых явлений, необходимых для усвоения в начальных классах, многообразие языковых явлений требует разнообразия методов и приёмов обучения в зависимости от изучаемого материала. Поэтому в начальной школе выделяются такие разделы методики, как предварительный устный курс, методика обучения грамматики, методика чтения и т. д. Кроме того, лингвистические исследования позволяют определить доступность или трудность тех или иных звуков, грамматических форм, синтаксических конструкций. Особое место в лингвистических основах занимает сравнительно-типологический анализ русского и родного языков. Учёт родного языка учащихся, вытекающий из сравнительной типологии языков, обеспечивает сознательность и эффективность обучения, повышает научно-методический уровень преподавания, позволяет лучше учитывать психологические и дидактические основы обучения неродному языку. Важное место в первоначальном обучении учащихся русскому языку занимают психологические и педагогические основы. В основе методики начального обучения лежат психологические закономерности усвоения неродного языка. Учителю необходимо также знать особенности возрастной психологии. Следует учитывать, что обучение русскому языку в нерусской начальной школе — это сложный вопрос, требующий выработки совершенно новых речевых навыков.

Как добиться наибольшей эффективности урока? Какими средствами поднять у детей духовную потребность в знаниях, стремление овладеть ими, совершенствовать их? В связи с постановкой таких вопросов и возникло понятие «нетрадиционные формы обучения».

Основная часть

Дидактические игры — средство активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка.

Большой эффект усвоения материала дает проведение дидактических игр, при включении которых интерес учащихся к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается. Важная роль занимательных дидактических игр состоит ещё и в том, что они способствуют снятию напряжения у детей, создают положительный эмоциональный настрой во время урока.

С одной стороны, игра сама по себе имеет особое значение для развития ребенка. С другой стороны, игра и игровые приемы — неотъемлемая форма обучения школьников младшего возраста. Нетрадиционные формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, они способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а следовательно, и эффективности урока. Игра на уроке помогает создать атмосферу непринуждённости, увлекает, разряжает напряжённую обстановку.

В преподавании русского языка в узбекской школе необходимо использовать следующие дидактические принципы: научность и доступность изучаемого материала, наглядность, сознательность усвоения, активность учащихся, практическую направленность обучения, связь теории с практикой, связь обучения с жизнью.

С самого начала изучения нового явления не может быть раскрыта вся его сущность. Каждое понятие в процессе обучения постепенно углубляется и расширяется. Под доступностью понимается такое обучение, которое строится с учётом уровня подготовки учащихся, их возрастных и индивидуальных особенностей. Задания, которые даются учащимся, должны быть понятными, посильными, но не слишком легкими, чтобы у детей не потерялся интерес к изучаемому материалу. Наглядность является ведущим дидактическим принципом обучения русскому языку учащихся начальной узбекской школы.

В играх проявляются и такие черты характера ребенка, которые могут служить примером для других — товарищество, отзывчивость, скромность честность. В педагогике все дидактические игры делятся на три основных вида.

− игры с предметами

− настольно-печатные игры

− словесные игры.

Так любая игра становится дидактической, если имеются основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия.

В играх с предметами используются реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов.

Настольно-печатные игры — интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам— «Парные картинки», «Лото», «Домино». В этих играх формируются такие ценные качества личности ребёнка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих.

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом.

Все дидактические игры способствуют решению одной из главных задач, а именно развитию речи детей.

Для закрепления изученного лексического материала можно использовать силуэты рисунков одежды, фруктов, овощей, животных, птиц и т. д. Учитель раздаёт их детям. Получая рисунок, ученик говорит: «спасибо», а учитель — «пожалуйста». Дети обводят рисунок, раскрашивают его, рассказывают связанно о своём рисунке.

Например: Это яблоко. Оно красное. Оно сладкое.

Многие занятия в период предварительного устного курса можно проводить на свежем воздухе. Для этого желательно отвести место в школьном дворе, где должны быть скамеечки и столики.

Такие темы, как «Дом и двор», «В саду», «В парке» «Овощи и фрукты», «Игрушки», целесообразно изучать на свежем воздухе. В зависимости от цели урока по усмотрению учителя первую часть урока (объяснение значения новых слов) можно провести в классе, а вторую (закрепление и повторение) на школьном дворе.

Экскурсии дают огромнейшие возможности сделать учебный процесс занимательным, эмоциональным, проблемным в плане речемыслительной деятельности. Для проверки знаний учащихся в период устного курса учитель может провести устный опрос или дать задание: Составить небольшой рассказ по картинке.

Литература:

  1. Буржунов Г. Г. Методика преподавания русского языка в начальной национальной школе. Л. Просвещение, 1980.
  2. Л. И. Карабаева Методика преподавания русского языка в начальной узбекской школе. Ташкент — 2005
  3. А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. Москва Просвещение 1985.
  4. Баранников И. В. Методика начального обучения русскому Языку в национальной школе. Л: просвещение, 1989.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
метод
дидактика
игра
интерес
эффективность
наглядность
взаимопонимание
отношение
Молодой учёный №30 (320) июль 2020 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 266-267):
Часть 4 (стр. 243-325)
Расположение в файле:
стр. 243стр. 266-267стр. 325

Молодой учёный