Игра как средство развития интереса к предмету | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (333) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 23.10.2020

Статья просмотрена: 114 раз

Библиографическое описание:

Мазнева, Т. Н. Игра как средство развития интереса к предмету / Т. Н. Мазнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 104-105. — URL: https://moluch.ru/archive/333/74406/ (дата обращения: 21.11.2024).



В данной статье раскрывается содержание понятия «игра». Основное внимание автора обращено на сущность игры, как средства развития интереса к предмету. В работе приведен пример использования игры на уроке, как средство развития интереса. Автор статьи показывает, как игра может повлиять на учебный процесс.

Ключевые слова: игра, дидактическая игра, познавательная деятельность, творческая активность.

Снижение интереса учащихся к предметам школьной программы, неумение правильно, логично выражать мысль является проблемой сегодняшней школы. Что необходимо сделать, чтобы заинтересовать учащихся изучением русского языка? С помощью каких средств заинтересовать учащихся?

Познавательный интерес, как мотив учения, призывает учащихся к самостоятельной деятельности, при наличии интереса процесс овладения знаниями становится более активным, творческим, что в свою очередь влияет на укрепление интереса.

Самостоятельное проникновение в новые области знания, преодоление трудностей вызывает чувство удовлетворения гордости, успеха, т. е. создает тот эмоциональный фон, который характерен для интереса.

Ученые доказали, что знания, которые усваиваются без интереса не становятся полезными. Даже трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и создавать разнообразные игровые моменты, которые будут вызывать у учеников положительную мотивацию к изучению предметов школьной программы. Давно известный факт, что проще запомнить то, что интересно [1].

На сегодняшний момент школа требует активизации форм и методов учебного процесса. Учебная игра выступает средством активизации познавательной деятельности учащихся и воспитания умственной активности. Благодаря ей у учащихся активизируются психические процессы. Игра способна вызвать живой интерес к процессу познания. В процессе игры учащиеся тренируют свои силы, развивают способности и умения, проверяют свои возможности. Она помогает упростить процесс усвоения знаний.

В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это большое светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается животворный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, которая зажигает огонек пытливости и любовь к знаниям» [4].

Игровые задания способствуют развитию у школьников внимания, памяти, логического мышления. Игры требуют от учащихся организованности, умения придерживаться правил игры, подчиняют свои интересы интересам коллектива. Игры помогают привлечь и сконцентрировать внимание даже у самых инертных детей. Изначально ученики проявляют интерес только к игре, а потом уже и к учебному материалу, без которого игра невозможна.

Игра способствует формированию творческой активности учащихся, развитию и совершенствованию личностных качеств, углубляет и развивает интерес учащихся к предмету, способствует выявлению одаренных детей, а у слабоуспевающих учащихся увеличивает веру в свои силы. Также при подборе и использовании игры необходимо учитывать возрастные особенности ребёнка.

Ученые всех времен утверждали, что в игре ребенок может накопить знания, развить способности, сформировать познавательные интересы. Именно на этом основано создание игр, которые подразделяются на: интеллектуальные, развивающие, познавательные, учебные, обучающие, дидактические. Обучающий характер дидактических игр основан на важнейшей закономерности игровой деятельности детей и подростков — стремлении действовать по мотивам воображаемой ситуации. Воображаемые условия, присутствующие в играх учащихся, служат лишь оболочкой для игр с дидактическими правилами. Побуждает детей проявить к ним догадку, ловкость, смекалку в умственной деятельности. В основе любой дидактической игры лежит какая — то «тайна», неизвестность результата. Процесс игры — ведущее к разрядке приключение. Её мотив с процесса деятельности перемещается на результат — выигрыш в соревновании, завоевание первенства своей командой или личного первенства в умственном состязании.

Результативность применения дидактической игры зависит от систематического ее применения, а также от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями [3].

Так, уроки русского языка в 5 классе можно провести с использованием следующих игр: «Кто назовет больше?», «Зоопарк», «Старинные вещи», «Архив», «В гостях у лингвистической сказки», «Объедини предметов одним словом», «Перевёртыши». Педагог здесь выступает в качестве затейника. Задача игры «Кто назовет больше?» — подобрать как можно больше фразеологизмов с представленными словами (например, со словом «глаза» можно подобрать следующие фразеологизмы: мозолить глаза, хлопать глазами, хоть глаз выколи, смотреть чужими глазами, как бельмо в глазу).

Сущность «Зоопарка» — подобрать фразеологизмы, в составе которых должны быть название зверей и птиц, которые изображены на карточках (заячья душа, ехать зайцем, медвежья услуга, медведь на ухо наступил, не в коня корм, работать как лошадь, собака на сене, собачий холод, гадкий утенок).

В «Старинных вещах» представлены названия вещей: перчатка, рубашка, свеча, шляпа. Задача учащихся — подобрать фразеологизмы к заданным словам, а также дать им характеристику. Пример правильно выполненного задания: свеча (игра не стоит свеч); о не оправдавшем себя деле, занятии. Изначально: выигрыш так мал, что не окупает стоимости свечей, сгоревших во время игры в карты.

В игре «Архив» предлагаются 2000 фразеологизмов и разнообразные формы их употребления. Задача учащихся — подобрать синонимы к словосочетаниям:

а) кот наплакал — с гулькин нос;

б) во всю прыть — сломя голову;

в) заруби на носу — намотай на ус.

В конце урока учащимся предлагается оценить свою работу с помощью фразеологизмов, в составе которых должны быть имена числительные. Учащиеся должны переделать предложения, употребив фразеологизмы.

— Работа выполнена очень быстро (в один миг).

— Вы устали, так как работали прилежно (до седьмого пота).

В игре «В гостях у лингвистической сказки» необходимо придумать продолжение сказки о похождениях двух братьев Лаг и Лож: «За тридевять земель, в Царстве русского языка, жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата -лаг- и -лож-. И она никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных. Много ли, мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но не выдержала Царица, кликнула клич по всему Царству русского языка: «Кто научит меня различать моих верных слуг — братьев -лаг- и -лож-, того награжу по-царски».

Цель игры «Объедини предметов одним словом» — научить определять многозначность слова. Учащимся предлагаются слова, которые имеют несколько значений, например: лист, крыло, кабина, голова, автомат, герой, журавль, земля, картина, каша, класс, ключ, кожа, колено, конь, лес, линия, мир, молоко, нос, окно, стол. Ученики должны описательно или словосочетаниями объяснить, какие предметы названы.

Суть игры «Перевёртыши» — заменить в словосочетаниях главное слово так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении. (Например: железный ключ (железные нервы), глухая кошка (глухая ночь), спящая царевна (спящий город)).

Таким образом, подобные упражнения, представленные в виде игр, позволяют нам сделать следующие выводы. Во-первых, дидактическая игра выступает как один из приемов обучения русскому языку, который помогает создать на уроке речевую ситуацию, следовательно, игра — средство активизации деятельности. Во-вторых, при правильной организации с учетом специфики материала игра тренирует память, помогает выработать речевые умения и навыки. В-третьих, игра выступает средством преодоления пассивности учеников, а также стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес;

Литература:

  1. Бархаев, Б. П. Педагогическая психология: моногр. / Б. П. Бархаев. — М.: Питер, 2009. — 448 c.
  2. Гин, Анатолий Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя / Анатолий Гин. — М.: Вита-Пресс, 2013. — 112 c.
  3. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. пособие для студентов вузов / И. П. Подласый. — М.: Изд-во ВЛАДОС ПРЕСС, 2006. — 365 с.
  4. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям/ В. А. Сухомлинский. — Изд. 2-ое. — Киев: Радянська школа, 1972. — 244с.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, русский язык, дидактическая игра, учащийся, брат - лаг, задача учащихся, лингвистическая сказка, познавательный интерес, учебный процесс, школьная программа.


Похожие статьи

Использование игровых методов в учебном процессе начальной школы

В данной статье рассматриваются вопросы использования игровых методов в образовательном процессе начальной школы. Автор подчеркивает важность игровых методов для повышения эффективности обучения и развития познавательных способностей учащихся. Также ...

Эффективное применение коммуникативных игр на уроках иностранного языка

В данной статье речь идёт о применение игр на уроках иностранного языка, что способствует повышению интереса студентов к предмету.

Разновидность игровых методов в образовательной среде

В данной статье рассматриваются виды игровых методов, используемые в образовательном процессе. В настоящее время возникает все большая необходимость поднятия мотивации у учащихся в процессе обучения. Игровые методы помогают не только вовлечь учащихся...

Игровая деятельность в жизни дошкольника

В данной статье рассматривается роль игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста. Проанализирована психолого-педагогическая литература по данному вопросу, представлены различные варианты организации игровой деятельности с дошкольниками...

Применение интерактивных методов обучения как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка

В данной статье описываются способы повышения мотивации к изучению ИЯ у учеников старшего звена, при помощи интерактивных методов обучения. Особое внимание уделяется описанию ключевых особенностей психологического развития учеников. Автор описывает с...

Игровая технология как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся

С давних времён игры являлись главным средством обучения. И даже сейчас, в эпоху модернизации образования, особая роль отводится использованию игр в процессе обучения. В полной мере в игре открываются неожиданные способности и взрослого человека, и т...

Влияние стиля педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности учащихся

В статье рассматриваются основные особенности влияние стиля педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности учащихся. В работе изучено понятие «стиль общения», его сущность, а также выявлены особенности эффективности учебной дея...

Некоторые способы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики

В этой статье излагаются некоторые способы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики и даны рекомендации их применения на уроках с целью развития творческой самостоятельности учащихся.

Роль педагогической импровизации в процессе творчества будущего педагога

В данной статье рассмотрено понятие педагогическая импровизация в контексте педагогического творчества педагога обосновывается значимость педагогической импровизации в системе образования. Обосновывается инновация в сфере образования при внедрении им...

Коммуникативные игры на уроке иностранного языка

В статье рассматривается игра как способ обучения иноязычному общению. Особое внимание уделяется коммуникативной игре, способствующей речевому взаимодействию учащихся. Приводятся примеры коммуникативных игр на уроке иностранного языка.

Похожие статьи

Использование игровых методов в учебном процессе начальной школы

В данной статье рассматриваются вопросы использования игровых методов в образовательном процессе начальной школы. Автор подчеркивает важность игровых методов для повышения эффективности обучения и развития познавательных способностей учащихся. Также ...

Эффективное применение коммуникативных игр на уроках иностранного языка

В данной статье речь идёт о применение игр на уроках иностранного языка, что способствует повышению интереса студентов к предмету.

Разновидность игровых методов в образовательной среде

В данной статье рассматриваются виды игровых методов, используемые в образовательном процессе. В настоящее время возникает все большая необходимость поднятия мотивации у учащихся в процессе обучения. Игровые методы помогают не только вовлечь учащихся...

Игровая деятельность в жизни дошкольника

В данной статье рассматривается роль игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста. Проанализирована психолого-педагогическая литература по данному вопросу, представлены различные варианты организации игровой деятельности с дошкольниками...

Применение интерактивных методов обучения как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка

В данной статье описываются способы повышения мотивации к изучению ИЯ у учеников старшего звена, при помощи интерактивных методов обучения. Особое внимание уделяется описанию ключевых особенностей психологического развития учеников. Автор описывает с...

Игровая технология как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся

С давних времён игры являлись главным средством обучения. И даже сейчас, в эпоху модернизации образования, особая роль отводится использованию игр в процессе обучения. В полной мере в игре открываются неожиданные способности и взрослого человека, и т...

Влияние стиля педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности учащихся

В статье рассматриваются основные особенности влияние стиля педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности учащихся. В работе изучено понятие «стиль общения», его сущность, а также выявлены особенности эффективности учебной дея...

Некоторые способы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики

В этой статье излагаются некоторые способы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики и даны рекомендации их применения на уроках с целью развития творческой самостоятельности учащихся.

Роль педагогической импровизации в процессе творчества будущего педагога

В данной статье рассмотрено понятие педагогическая импровизация в контексте педагогического творчества педагога обосновывается значимость педагогической импровизации в системе образования. Обосновывается инновация в сфере образования при внедрении им...

Коммуникативные игры на уроке иностранного языка

В статье рассматривается игра как способ обучения иноязычному общению. Особое внимание уделяется коммуникативной игре, способствующей речевому взаимодействию учащихся. Приводятся примеры коммуникативных игр на уроке иностранного языка.

Задать вопрос