Применение инновационных технологий в преподавании русского языка в высшей школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (550) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 17.12.2024

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Бакытжан, Н. А. Применение инновационных технологий в преподавании русского языка в высшей школе / Н. А. Бакытжан. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 51 (550). — С. 227-229. — URL: https://moluch.ru/archive/550/120712/ (дата обращения: 16.01.2025).



В статье рассматривается роль инновационных технологий в образовательном процессе высшего учебного заведения. Автором подчеркивается важность интеграции инновационных технологий как средства гуманизации и личностной ориентации обучения, повышения мотивации и вовлеченности студентов в учебный процесс. В работе приводятся конкретные примеры использования данных технологий на занятиях русского языка на неязыковых специальностях в высшей школе.

Ключевые слова: инновационные технологии, высшая школа, преподавание, обучение, интеграция, неязыковые специальности.

Современное общество стремительно меняется, а образование, будучи его важнейшим элементом, должно идти в ногу со временем. Инновационные технологии проникают во все сферы жизни, и преподавание русского языка в высшей школе не является исключением.

К началу XXI века инноватика в образовании сформировалась как новая отрасль научно-педагогического знания, изучающая новую практику образования. Сегодня педагогическая инноватика — это сфера науки, «учение о создании педагогических новшеств, их оценке, освоении педагогическим сообществом и использовании на практике» [1].

В научной литературе понятие «инновация» часто отождествляется с такими понятиями как «нововведение», «новшество»: А. В. Хуторской отмечает, что инновацией часто называют нововведение — целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое [2].

М. М. Поташник и О. Г. Хомерики же разграничивают данные понятия: «новшество — это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т. п.), а инновация — это процесс освоения этого средства» [3].

В. С. Лазарев считает, что по своему смыслу инновация и нововведение — это тождественные понятия. Он рассматривает нововведение (инновацию) как внедренное (освоенное) новшество. Следовательно, если новшество — это потенциально возможное изменение, то нововведение (инновация) — это реализованное изменение, ставшее из возможного действительным [4].

М. Ю. Олешков и В. М. Уваров, понимая под инновационными педагогическими технологиями нововведения в образовательной области, отмечают, что данный процесс ведет к перестройке образовательного процесса в плане реализации принципов гуманизации, гуманитаризации и личностной ориентации обучаемых [5].

Из данных определений можно сделать вывод о том, что инновационные педагогические технологии представляют собой значительный шаг вперёд в развитии образования, поскольку они интегрируют последние достижения в области дидактики и психологии обучения.

Одним из наиболее распространенных способов использования инновационных технологий в обучении русскому языку является использование онлайн-ресурсов и программ, к примеру, приложения Duolingo, Скороговорун, Грамотей, Глазарий языка; сайты Грамота.ру, КартаСлов.ру; онлайн-курсы Coursera, Универсариум, Лекториум; онлайн-словари и т. д. Такие ресурсы не только увлекательны для студентов, но и позволяют им обучаться в любое удобное время и в любом месте.

Еще одним способом интеграции инновационных технологий в преподавании русского языка является использование проектных методов обучения, игровых технологий, методов обучения в сотрудничестве (командная, групповая работа), проблемного обучения, методов активного обучения, а также мультимедийных материалов.

Приведем примеры использования инновационных технологий на занятиях русского языка на неязыковых специальностях в высшей школе. Так, при изучении темы «Публицистический стиль речи» студентами были выполнены следующие задания:

  1. Создание видеоролика-рекламы «Выбирайте Кызылординский университет имени Коркыт Ата!». Условие задания: текст должен быть информативным, эмоционально заряженным и мотивирующим к действию.
  2. Прием «Займи позицию». Студентам была предложена тема для обсуждения «Влияние гаджетов на образование: благо или зло?». Группа была разделена на две команды, каждая из которых отстаивала свою точку зрения.
  3. Работа в малых группах «Публицистическая мастерская». Студентам предложены несколько текстов с ошибками в публицистическом стиле (смешение стилей, отсутствие эмоциональности, призывности, некорректное использование терминов, нелогичность построения фразы, отсутствие фактов). Обучающиеся разделились на группы, каждая из которых должна стать редакционной коллегией и осуществить редактирование предоставленного текста.
  4. Проведение ролевой игры — телешоу «Герои среди нас». У каждого студента свои «роли»: один выступает в роли журналиста, другие — в роли приглашенных гостей, остальные — в качестве зрителей студии. «Приглашенными гостями» были работники противопожарной службы, ЧС, хирурги, психологи. Участники телешоу «‎Герои среди нас»‎ рассказали о людях, которые оказывают всяческую помощь тем, кто в ней особенно нуждается, которые никогда не остаются равнодушными к чужой беде. В результате этой программы обучающиеся узнали о людях с большим сердцем, о тех, кто всегда спешит на помощь ближним и прониклись к ним большим уважением.

Также на занятиях по теме «Художественный стиль речи» студенты выполнили следующие задания:

1. Инсценировка различных произведений. Были продемонстрированы эпизоды по роману «Кровь и пот» А. Нурпеисова, повести «Барышня-крестьянка» А. С. Пушкина, пьесы «Маскарад» М. Ю. Лермонтова.

2. Создание буктрейлера к произведению художественной литературы. Были подготовлены буктрейлеры к книгам Дулата Исабекова «Гаухар тас», Шерхана Муртазы «Ай мен Айша», Сабита Муканова «Ботагоз», Маргарет Митчелл «Унесенные ветром», Дэниела Киза «Цветы для Элджернона».

3. Написание продолжения или изменения концовки произведения; создание альтернативной истории главного героя (на выбор). Подобные творческие задания по теме «Художественный стиль речи» позволяют развивать у студентов креативное мышление, творческие способности, а также умение анализировать и интерпретировать литературные произведения.

4. Создание подкаста. Студенты должны создать подкаст, посвященный определенному автору и его творчеству. В итоге ими были созданы два подкаста: «Роман «Преступление и наказание» и современность: актуальность проблем», где студентами была проанализирована актуальность поднятых Ф. М. Достоевским тем в современном мире; «Судьба аральских рыбаков в романе «Кровь и пот» А. Нурпеисова», в котором описали быт и жизнь простых тружеников.

В целом полученные результаты оказываются более чем удовлетворительные. В ходе проведенной работы было установлено, что использование инновационных технологий на занятиях русского языка в вузе значительно повышает эффективность образовательного процесса. Результаты работы показали, что студенты, вовлеченные в процесс обучения с использованием новых технологий, демонстрируют более высокий уровень мотивации, заинтересованности и усвоения материала.

Таким образом, интеграция инновационных технологий в преподавании русского языка в высшей школе открывает перед студентами новые возможности для эффективного обучения и совершенствования языковых навыков.

Внедрение инновационных технологий в преподавание русского языка — это неотъемлемая часть современного образовательного процесса. Это позволит повысить качество обучения, сделать его более интересным и мотивирующим для студентов.

Литература:

1. Юсуфбекова Н. Р. Педагогическая инноватика: возникновение и становление. — Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология», № 4 (14), 2010. — С. 8–17.

2. Хуторской А. В. Методология инновационной практики в образовании. Монография. — М., 2021. — 162 с.

3. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М. М. Поташника и B. C. Лазарева. — М.: Новая школа, 1995. — 105 с.

4. Лазарев, В. С. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия / В. С. Лазарев, Б. П. Мартиросян // Педагогика. — 2004. — № 4. — С.15.

5. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины [краткий терминологический словарь] / М-во образования Российской Федерации, Нижнетагильская гос. социально-пед. акад., Каф. рус. яз. Каф. методики технологиии и предпринимательства; [Олешков М. Ю., Уваров В. М.]. — Москва: Компания Спутник+, 2006. — 189 с.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, высшая школа, студент, образовательный процесс, инновация, преподавание.


Похожие статьи

Применение инновационных методов обучения на уроках русского языка в неязыковых вузах

В статье рассматривается вопрос повышения эффективности обучения русскому языку в нефилологических вузах. Он также описывает инновационные методы и подходы преподавания на английском языке во время курса. Возможности расширить полномочия профессоров ...

Опыт использования образовательных технологий в современных практиках профессионального образования

Современное профессиональное образование меняется под влиянием образовательных технологий. Цель данной статьи — раскрыть возможности современных образовательных технологий как инструментов профессионального обучения. Выделены характерные черты соврем...

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности преподавателей высшей школы

В статье автор рассматривает применение информационно-коммуникационных технологий в сфере образования, которые позволяют значительно обогатить и совершенствовать учебный процесс, повышая его эффективность. Основные цели новых стандартов образования з...

Подходы к эффективному использованию цифровых образовательных ресурсов в обучении английскому языку

В данной статье актуализируется проблема важности цифровизации образования и формирования профессионально значимых цифровых компетенций преподавателей для повышения эффективности образовательного процесса. Особое внимание уделяется особенностям эффек...

Образовательные технологии на уроках внеклассного чтения по зарубежной литературе

В статье представлен комплексный анализ применения современных образовательных технологий при организации внеклассного чтения произведений зарубежной литературы в средней школе. На основе практического опыта и экспериментальных данных демонстрируется...

Электронные образовательные ресурсы как неотъемлемая составляющая процесса обучения в высшей школе

Статья посвящена рассмотрению проблемы использования электронных образовательных ресурсов в процессе обучения в высшей школе в рамках дисциплины «Педагогика». Выявлена и обоснована потребность использования электронных образовательных ресурсов в обра...

Бережливые технологии в образовательном процессе

В статье рассматривается внедрение и реализация бережливых технологий в образовательный процесс, включая диагностику существующих процессов, выявление узких мест и применение методик оптимизации. Автор подчеркивает важность тиражирования положительно...

Современные педагогические технологии в обществоведческом образовании в общеобразовательных организациях

Данная статья посвящена педагогической технологии, современным методам и подходам в обществоведческом образовании. В работе рассмотрены и даны отличительные характеристики проектной технологии, кейс-технологии, технологии сотрудничества и проблемного...

Роль высшего учебного заведения в процессе формирования социальной ответственности студентов

В статье рассматривается роль высших учебных заведений в процессе формирования социальной ответственности студентов. Авторы анализируют, как университеты могут способствовать развитию социально ответственного поведения среди молодежи в условиях глоба...

Модульная технология как способ повышения творческой активности младших школьников

В статье описывается экспериментальное изучение модульной технологии обучения как способа повышения творческой активности младших школьников. Дается теоретическое обоснование эффективности использования модульной технологии в образовательном процессе...

Похожие статьи

Применение инновационных методов обучения на уроках русского языка в неязыковых вузах

В статье рассматривается вопрос повышения эффективности обучения русскому языку в нефилологических вузах. Он также описывает инновационные методы и подходы преподавания на английском языке во время курса. Возможности расширить полномочия профессоров ...

Опыт использования образовательных технологий в современных практиках профессионального образования

Современное профессиональное образование меняется под влиянием образовательных технологий. Цель данной статьи — раскрыть возможности современных образовательных технологий как инструментов профессионального обучения. Выделены характерные черты соврем...

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности преподавателей высшей школы

В статье автор рассматривает применение информационно-коммуникационных технологий в сфере образования, которые позволяют значительно обогатить и совершенствовать учебный процесс, повышая его эффективность. Основные цели новых стандартов образования з...

Подходы к эффективному использованию цифровых образовательных ресурсов в обучении английскому языку

В данной статье актуализируется проблема важности цифровизации образования и формирования профессионально значимых цифровых компетенций преподавателей для повышения эффективности образовательного процесса. Особое внимание уделяется особенностям эффек...

Образовательные технологии на уроках внеклассного чтения по зарубежной литературе

В статье представлен комплексный анализ применения современных образовательных технологий при организации внеклассного чтения произведений зарубежной литературы в средней школе. На основе практического опыта и экспериментальных данных демонстрируется...

Электронные образовательные ресурсы как неотъемлемая составляющая процесса обучения в высшей школе

Статья посвящена рассмотрению проблемы использования электронных образовательных ресурсов в процессе обучения в высшей школе в рамках дисциплины «Педагогика». Выявлена и обоснована потребность использования электронных образовательных ресурсов в обра...

Бережливые технологии в образовательном процессе

В статье рассматривается внедрение и реализация бережливых технологий в образовательный процесс, включая диагностику существующих процессов, выявление узких мест и применение методик оптимизации. Автор подчеркивает важность тиражирования положительно...

Современные педагогические технологии в обществоведческом образовании в общеобразовательных организациях

Данная статья посвящена педагогической технологии, современным методам и подходам в обществоведческом образовании. В работе рассмотрены и даны отличительные характеристики проектной технологии, кейс-технологии, технологии сотрудничества и проблемного...

Роль высшего учебного заведения в процессе формирования социальной ответственности студентов

В статье рассматривается роль высших учебных заведений в процессе формирования социальной ответственности студентов. Авторы анализируют, как университеты могут способствовать развитию социально ответственного поведения среди молодежи в условиях глоба...

Модульная технология как способ повышения творческой активности младших школьников

В статье описывается экспериментальное изучение модульной технологии обучения как способа повышения творческой активности младших школьников. Дается теоретическое обоснование эффективности использования модульной технологии в образовательном процессе...

Задать вопрос