В статье авторы рассматривают педагогические условия формирования мотивации достижения у детей младшего школьного возраста на уроке русского языка.
Ключевые слова: младший школьный возраст, русский язык, мотивация достижения.
Проблема мотивации является одной из фундаментальных проблем как в отечественной, так и в зарубежной психологии.
Развитие мотивация достижения в младшем школьном возрасте тесно связана со становлением младшего школьника как субъекта учебной деятельности. Личность младших школьников развивается в контексте ведущей деятельности — учебной. В этом возрасте поведение, ориентированное на достижение, становится актуальным для школьников.
То, какое отношение сложится у ребёнка к учению, к процессу преодоления трудностей, к возможным успехам и неудачам, имеет большое значение для его жизни, деятельности и развития личности в целом. Действенные мотивы достижения, которые мобилизуют внутренние силы ученика для успешной школьной учёбы, не только обеспечивают активное включение ребёнка в учебный процесс, но и становятся достоянием личности ученика, устойчивым её свойством. Стремление выполнить дело и задание хорошо, качественно проявится в дальнейшем и в других видах деятельности.
Х. Хекхаузен рассматривает мотивационный процесс как взаимодействие личностных мотивов и особенностей ситуации. При этом мотив достижения выступает как черта или свойство личности, обеспечивающее устойчивость деятельности достижения по отношению к ситуационным воздействиям [10].
Т. О. Гордеева под мотивацией достижения понимает мотивацию достижения деятельности. Такая деятельность «мотивируется стремлением сделать что-то как можно лучше и/или быстрее, совершить прогресс, за которым стоят базовые человеческие потребности в достижении, росте и самосовершенствовании» [5]. Н. И. Конюхов определял мотивацию достижения несколько иначе — это выработанный в психике механизм достижения, действующий по формуле: мотив «жажда успеха» — активность — цель — «достижение успеха». Мотив достижения успеха отражает потребность индивида всеми различными и доступными средствами добиться поставленной цели и избежать неудач.
Младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития мотивации достижения [1]. В этом возрасте проявляются такие возрастные новообразования, как внутренний план действий, рефлексия, произвольность психических функций.
Развитие личности происходит в контексте учебной деятельности, которая является ведущей на этом этапе онтогенеза. Поэтому, как только младший школьник приобретает опыт в учебной деятельности, соответствующий мотив закрепляется, становится устойчивой личностной чертой. Однако, это происходит не сразу, а только к концу младшего школьного возраста, примерно к 3–4 классу.
Изучением мотивации достижения успеха и избегания неудач занимались: Г. Мюррей, К. Левин, В. А. Скотт, М. Ю. Орлов, Р. С. Вайсман, А. К. Маркова, В. И. Степанский, Б. Хусарек, В. М. Матюхина, Т. А. Саблина, Г. В. Литвинова, Дж. Аткинсон, Д. Мак-Клелланд, Х. Хекхаузен и др.
В нашем исследовании ставилась цель — определить педагогические условия формирования мотивации достижения у детей младшего школьного возраста на уроке русского языка.
Была выдвинута гипотеза о том, что процесс формирования мотивации достижения успеха у младших школьников на уроке русского языка будет эффективным, если: младший школьник будет ориентирован на решение творческих задач; младший школьник будет чувствовать ситуацию успеха на уроке; повышение уровня эмоционального развития младших школьников будет происходить через расширение знаний учащихся об эмоциях, обогащение эмоциональной сферы ребенка; педагог будет формировать социально приемлемые способы проявления эмоций на уроке.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ г. Иркутска СОШ № 27. В исследовании принимали участие учащиеся 3-х классов.
Нами были использованы качественные нестандартизированные методики: тест «Диагностика личности на мотивацию достижения успеха»; влияние внутренних условий на становление структуры мотивации достижения (изучается в двух аспектах: когнитивном и эмоциональном), методика «Оценка уровня учебной мотивации» М. И. Лукьяновой (упрощенный вариант), анкета «Эмоциональное отношение к предмету русский язык».
Результаты теста «Диагностика личности на мотивацию достижения успеха»: 13,3 % детей имеют высокий уровень мотивации достижения успеха, 66,6 % — средний уровень и 20,1 % — низкий. Исходя из полученных данных, можно с уверенностью сказать, что высокий и средний уровень превосходит количество детей, показавших низкий уровень мотивации достижения успеха.
Вторая методика была направлена на выявление уровня мотивации учения, ведущих мотивов и преобладание определенных тенденций мотивов. По результатам исследования у учащихся преобладает высокий уровень 64,3 % и средний уровень 35,7 % учебной мотивации. Детей с низким уровнем мотивации нет.
Ведущие мотивы: познавательный мотив присутствует у всех детей (100 %). Это является хорошим показателем, ведь у всех детей присутствует направленность на содержание учебного предмета. Но, т. к. учащиеся выбирали два варианта ответа, у многих присутствуют и другие мотивы учения: игровой мотив 57,1 %, внешний мотив 28,5 %, учебный мотив 50 %, социальный мотив 35,7 % и оценочный мотив 14,2 %.
Тенденции мотивации: 50 % учащихся преобладают внутренние мотивы над внешними. У 42,8 % учащихся внешние и внутренние мотивы выражены, примерно, в равной степени. У 7,2 % преобладают внешние мотивы над внутренними.
Стремление к успеху: у 92,8 % учащихся выражено стремление к успеху в учебной деятельности. У 7,2 % учащихся присутствует как стремление к успеху, так и с избегание неудач в учебной деятельности. Дети с преобладанием избегания неудач в учебных действиях над стремлением к достижению успехов отсутствуют.
Реализация мотивов в поведении: 21,5 % учащихся реализуют учебные мотивы в поведении, а у 78,5 % учащихся учебные мотивы реализуются в поведении довольно редко. Нет учащихся с отсутствием активности в поведении.
Результаты диагностики по анкете «Эмоциональное отношение к предмету русский язык»: учащиеся, в основном, испытывают высокую и среднюю заинтересованность в предмете. У 18,7 % активно-положительное отношение к предмету, а у 62,5 % — положительное. Это говорит о том, что действия на уроках ученики соотносят только с положительными эмоциями. Оставшийся процент учеников (18,7 %) испытывают безразличное отношение к предмету, что говорит о том, что какое-либо действие на уроке ученики выражают в виде безразличного, негативного настроя.
Обобщённый результат проведения методик представлен в диаграмме (рис. 1).
Рис. 1. Процентное соотношение преобладающих уровней мотивации
По данным диаграммы видно, что учащихся с высоким уровнем мотивации достижения — 53,9 %, средний уровень у 42,6 %, низкий уровень у 4,5 %. Таким образом, в основном, преобладает высокий и средний уровень мотивации достижения успеха.
Таким образом, мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности, а мотив избегание не удачи — с тревожностью. Дети, мотивированные на успех предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели. Мотивированные на неудачу склонны к экстремальным выборам (нереально завышенные или заниженные). Мотивированные на неудачу в случае простых и хорошо заученных навыков (сложение цифр, фонетический разбор и т. д.) работают быстрее и точнее, чем мотивированные на успех. При заданиях проблемного характера — картина меняется наоборот. Когда в классе имеется весь диапазон способностей, только учащиеся со средними способностями будут сильно мотивированны на достижения.
Данное исследование помогло нам выяснить как, и посредством чего формируется мотивация достижения успеха, узнать, какую роль она оказывает во время обучения. Такого рода знания помогут родителям и педагогам реализовать сформированность мотивации достижения успеха у обучающихся. Если это будет реализовано, тогда дети начнут с радостью учиться в школе, достигать «вершин», стремиться к успеху, будут готовы преодолеть любые трудности и препятствия, а также качественно выполнять задания, увлекаться работой, стремиться получить успех от учения. В последующем это приведет ребенка к успеху во всех сферах его жизни.
Рекомендации учителям для формирования мотивации достижения успеха младших школьников:
- Создание ситуаций успеха через выполнение заданий, посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
- Создание положительного эмоционального настроя через доброжелательную атмосферу в классе;
- Нельзя преувеличивать роль оценок. Оценки не могут заменить собой все остальные стимулы и всю работу учителя. Если урок скучный, объяснение слабое или непонятное, если учебный процесс организован неразумно, то в классе постоянно будет шум и беспорядок. Если же дети неимоверно перегружены, запуганы или задерганы, но нормализовать учение в этих случаях одними оценками невозможно;
- Соблюдать принцип деятельности, т. е. освоенные учениками знания, умения и навыки должны применятся на практике;
- Снятие страха — помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться». «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения». «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили»;
- Авансирование успешного результата — помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. «У вас обязательно получиться». «Я даже не сомневаюсь в успешном результате»;
- Высокая оценка детали — помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. «Тебе особенно удалось то объяснение». «Больше всего мне в твоей работе понравилось…». «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы»;
- Не наказывать за неудачу, т. к. это снижает мотивацию и затрудняет процесс обучения;
- Преподносите содержание учебного материала так, чтобы это было интересно. Старайтесь, если возможно, преподносить материал в необычной форме;
- Интерес — один из главных компонентов мотивации успеха. Если материал будет не интересен ребенку, то и выполнять задание и работать на уроке он не будет;
- Стимулировать ребенка на успех.
Литература:
- Артемьева, Т. В. Диагностика и коррекция развития младшего школьника. / Т. В. Артемьева. — Казань: Отечество, 2013. — 157 с.
- Белкин, А. С. Ситуация успеха: как ее создать: книга для учителя / А. С. Белкин. — Москва: Просвещение, 1991. — 176 с.
- Билл Ридлер. Понимание себя и ребенка. учебное пособие. / Билл Ридлер. — М.: ТЦ Земля, 2016. — 455 с.
- Венгер, А. Л. Психологическое обследование младших школьников / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. — 160 с.
- Гордеева, Т. О. Психология мотивации достижения. / Т. О. Гордеева. — М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2006. — 336 с.
- Иванова, Т. Ф. Мотивация достижения и ее формирование у детей / Т. Ф. Иванова// Психология и экономика. — 2008. — № 1. — С. 65–70.
- Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы. / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2006. — 512 с.
- Котельникова, И. А. Развитие мотивации достижения успеха как фактор стрессоустойчивости личности. / И. А. Котельникова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2014. — Т. 30. — С. 16–20.
- Москалева, Т. В. Развитие мотивации достижения в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс]/ Т. В. Москалева., А. Н. Яшкова // Огарев-online. — 2015. — № 22. — Режим доступа: http://journal.mrsu.ru/arts/razvitie-motivacii-dostizheniya-v-mladshem-shkolnom-vozraste
- Хекхаузен, Х., Мотивация и деятельность. / Х. Хекхаузен. — СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. — 860 с.
- Шенцева, Н. Н. Основные факторы мотивации достижения в педагогической деятельности учителей школы. / Н. Н. Шенцева // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. — 2011. — Т1. — С. 175–180.