В статье представлен опыт использования форм интерактивного обучения на уроках английского языка по УМК «Enjoy English» М.З.Биболетовой. Делаются выводы об особенностях использования форм интерактива: вариативность форм; активная позиция ученика в образовательном процессе; учитель и ученики являются равноправными его участниками.
Ключевые слова: интерактивное обучение, формы интерактивного обучения, взаимодействие в процессе обучения.
Для современной школы задачи повышения роли коммуникативных дисциплин, в том числе иностранных языков, совершенствования методов их преподавания являются приоритетными.
Для реализации актуальных требований сегодняшнего образования должны быть разработаны новые формы обучения, которые позволят сформулировать сомнения и получить опыт освоения спорности. Значительная часть исследователей приходит к выводу, что повысить эффективность учебного процесса можно путем использования методов и форм интерактивного обучения, обеспечивающих развитие познавательных способностей учащихся: способности к анализу информации и определение проблемы; умения находить возможности и ресурсы для решения проблемы; умения вырабатывать стратегию достижения целей и планировать конкретные действия; способности к дискуссии и переговорам, т.е. умение выслушивать собеседника, аргументировано убеждать и принимать коллегиальное решение.
Формы интерактивного обучения не являются чем-то новым, но они недостаточно широко применяются в обучении, т.к. их использование требует определенного изменения организации учебной деятельности, а также большого количества времени для подготовки учителя и учащихся.
В ходе исследования мы стремились раскрыть особенности использования форм интерактива в процессе обучения подростков (на примере английского языка).
Термин «интерактивный» буквально переводится как «взаимодействие». Интерактивное обучение представляет собой обучение, погруженное в общение. Оно сохраняет конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы и приемы организации учебной деятельности подростков с транслирующих на диалоговые, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии.
Целью применения интерактивных методов и приемов в обучении иностранным языкам является: развитие иноязычной коммуникативной компетенции, увеличение объема языковых знаний, повышение мотивации к изучению языка, готовность к самостоятельному изучению языка и использование знаний в практической деятельности.
Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом одноклассников, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.
Суть интерактивного обучения состоит в особой организации учебного процесса, когда все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Учащиеся имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что знают и думают. Их совместная деятельность в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Подтверждение сделанных выводов мы получили в процессе практического исследования, проведенного на базе 7 классе МБОУ СОШ №76 г. Хабаровска. Уровень учебной мотивации группы – средний. Из 11 человек 73% обучались на «хорошо» и «отлично». Курс «Enjoy English» М.З. Биболетовой, который изучали семиклассники, содержит много интересных деталей и фактов, которые делают его живым и реалистичным, а так же предоставляет возможность использовать интерактивное обучение в процессе изучения английского языка.
Так в ходе урока по теме «Look at the teenagers problems: School education» мы использовали интерактивную форму «Мозговая атака». Ученикам было предложено задание с представлением методов наказания за провинности в британской школе. Их задачей было обсудить методы наказания и сравнить их с методами наказания в российской школе. Мы вместе с ребятами изучили данные на рисунке в учебнике, перевели их. Далее мы активно дискутировали и сравнивали эти методы наказания. Результатов явился вывод о том, что дисциплина и организация учебного процесса в британской школе более строгая, нежели в российской.
На уроке по теме «Look at the teenagers problems: School education» семиклассники разделились на две команды, каждая из которых описывала школу своей мечты («My ideal school»). Активизировать познавательных интерес семиклассников нам помог дидактический прием «По цепочке». Ребятам следовало узнать, как они относятся к школе. Первый ученик задавал вопрос соседу по парте, тот отвечал и задавал вопрос следующему ученику и т.д. Получались мини диалоги семиклассников. Семиклассники отнесли к творческому групповому заданию с большим интересом. Они активно работали в процессе выполнения задания, а также не менее активно защищали свои работы.
Следующее задание выполнялось в парах. Суть упражнения состояла в том, что учащиеся должны были обсудить между собой проблемы, с которыми они сталкиваются в школе, и предложить пути их решения.
Школьная форма – это очень актуальный вопрос для школьников. Одни считают, что это мешает проявлению собственной харизмы, другие – что это объединяет и уравнивает учеников друг с другом. Обсуждение данной проблемы на уроке «Would you like to Attend a Private school?» мы осуществили с помощью мозговой атаки. Ученики выдвигали свои позиции «за» и «против» школьной формы и пришли к мнению, что плюсы и минусы уравновешивают друг друга. Для ребят значимо было представить собственную позицию, что помогло им справиться с заданием.
В заключение большой темы «Look at teenagers problems: School education» предстояла проверка усвоения учащимися лексических единиц, которую мы провели в форме интеллект-карты. В интеллект-карте должна была быть представлена вся лексика по теме во взаимосвязи. Учащимся были предложены правила составления интеллект-карты. При составлении карты семиклассники работали коллективно. Карта явилась хорошей подсказкой, словариком.
В результате целенаправленного использования форм интерактивного обучения повысился средний балл – 4,4; качество знаний – 80%. 5 чел. (45%) успеваемость на «отлично», 5 чел. (45%) – «хорошо», 1 чел.(10%) – «удовлетворительно». За время практики повысилась успеваемость у 3 чел. (27%).
Итак, формы интерактивного обучения привлекательны как для учителя, так и для обучающихся, поскольку обладают определенной степенью новизны, соответствуют требованиям к современному уроку. Формы интерактива задействуют не только сознание ученика, но и его чувства, волю.
Практика показала, что особенностями использования интерактивных форм в процессе обучения английскому языку выступают: вариативность форм; активная позиция ученика в образовательном процессе; учитель и ученики являются равноправными его участниками.
Формы интерактива обусловливали активизацию обучающихся, позволяли формировать коммуникативные компетенции (умение выслушивать собеседника, аргументировано убеждать и принимать коллегиальное решение), что в конечном итоге обеспечивало качество обучения.