Использование интерактивных методов обучения в процессе формирования коммуникативных универсальных учебных действий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Галич, Т. Н. Использование интерактивных методов обучения в процессе формирования коммуникативных универсальных учебных действий / Т. Н. Галич, А. Р. Нуриева, Л. А. Егорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 53 (395). — С. 221-224. — URL: https://moluch.ru/archive/395/87481/ (дата обращения: 21.12.2024).



В работе изучаются интерактивные методы обучения, используемые при формировании коммуникативных УУД. Современный этап развития образовательной системы предполагает использование в учебной деятельности всего спектра существующих современных технологий для построения качественного и эффективного образовательного процесса. Интерактивные методы являются наиболее прогрессивными с точки зрения использования средств ИКТ и инновационных методов обучения.

Ключевые слова :интерактивные методы,коммуникативные УУД, инновационные технологии, младшие школьники, информационно-коммуникационные технологии.

С самых ранних лет своего детства ребенок начинает общаться, использовать различные вербальные и невербальные средства общения с другими детьми, а также взрослыми. Сначала это его родители и родственники, братья, сестры, друзья. С момента поступления в детский сад — возникают формы общения с воспитателями, другими детьми и взрослыми. К моменту поступления в школу, ребенок уже обладает разнообразными умениями — как речевыми, так и коммуникативными. Универсальные учебные действия закладываются в ребенка еще на этапе подготовительного к школе обучения, и в дальнейшем требуют полноценного развития.

Существующий образовательный стандарт (ФГОС НОО) напрямую ставит задачи по всестороннему развитию УУД у детей, начиная с младшего школьного возраста. Являясь базовыми компонентами в образовательном процессе и обучении детей, универсальные учебные действия способствуют усвоению детьми образовательной программы, формированию межличностного общения между сверстниками и учителями, а также участвуют в формировании дисциплинированности и ответственного отношения к учебе [5].

Актуальность рассмотрения вопроса и развития коммуникативных учебных действия с помощью интерактивных методов обучения продиктована тем, что при обследовании выявляется низкий уровень коммуникативных УУД у младших школьников, что отражается на их успеваемости и требует использования специализированных методов и технологий по их формированию и развитию.

Нацеленность на конечный результат в образовательном процессе, множество разнообразных образовательных технологий, которые используются при формировании различных способностей у детей, способствуют организации эффективного процесса обучения на всех этапах. Педагогу важно вовремя выявлять недостатки в процессе обучения, а также следить за уровнем развития той или иной компетенции у школьника [3].

Коммуникативные УУД являются одними из базовых компонентов, и низкий уровень их развития определенно скажется на общей успеваемости ребенка. Коммуникативные УУД участвуют в решении учебных задач на всех этапах обучения ребенка, и в целом влияют и на всю его жизнь. Без должного развития коммуникативных УУД невозможно достижения высоких результатов ни в учебе, ни в работе, ни в личной жизни. Многие ученые отталкиваются в толковании коммуникативных УУД от понятия «общение». Но по своей сути коммуникативные УУД это способ не просто общения, а передачи информации между людьми. Обладая развитыми коммуникативными УУД школьник способен работать в команде, полноценно общаясь со сверстниками и педагогами, отстаивая свою точку зрения, но и принимая во внимание чужие позиции. Таким образом цель достигается быстрее и результат обучения становится наиболее эффективным [4].

Способы организации образовательного процесса и развития тех или иных универсальных учебных действий разнообразны по своей сути и содержанию. Ориентируясь на перспективный педагогический опыт, можно отметить важность следования современным тенденциям и применению инновационных образовательных практик и технологий обучения. Информатизация общества в полной мере отразилась и на образовательной системе. Информационно-коммуникационные технологии масштабно используются на всех этапах обучения начиная с дошкольного образования [1].

Интерактивные методы обучения, по своей сути основаны на взаимодействии между собой всех участников образовательного процесса. Особенностью данных методов является то, что в процессе обучения происходит высокий уровень взаимодействия между участниками образовательного процесса. Обучение с помощью интерактивных методов основано не только на получении знаний от учителя, но и на обобщении опыта всех участников образовательного процесса. При чем в данном случае преподаватель участвует не просто как учитель, а скорее, как полноправный участник процесса, как его организатор [2].

Одним из наиболее перспективных интерактивных методов в развитии коммуникативных УУД, на наш взгляд, является метод проектов. Данный метод может использоваться как в учебной, так и во внеучебной деятельности школьников, и наиболее эффективно позволяет формировать и развивать данные универсальные учебные действия. Работая с данной технологией обучения, педагог организует группы дошкольников по созданию учебного проекта, тем самым напрямую выстраивая цепочки взаимодействия между одноклассниками и между детьми и педагогом. Эффективность метода проекта доказана при развитии различных УУД и является одним из перспективных методов развития коммуникативных УУД [6].

Для изучения проблемы использования интерактивных методов при формировании коммуникативных УУД, нами была проведена опытно-экспериментальная работа на базе МБОУ «Гимназия № 183» г. Казани. Экспериментальной базой выступили ученики 3-х классов, из которых были сформированы экспериментальная и контрольная группы, по 28 человек в каждой. Опытно-экспериментальная работа проводилась в 3 этапа, состоящих из констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента.

С помощью таких методик как «Коммуникативные и организаторские склонности» (авторы В. В. Синявский, В. А. Федорошин), «Левая и правая стороны» (автор Ж. Пиаже) и «Рукавички» (автор А. Цукерман), на констатирующем этапе эксперимента нами был выявлен актуальный уровень развития коммуникативных УУД в обеих группах участвующих в эксперименте.

Результат констатирующего этапа представлен в таблице 1 на примере результатов методики «Коммуникативные и организаторские склонности».

Таблица 1

Результаты выполнения методики «Коммуникативные и организаторские склонности» В. В. Синявский, В. А. Федорошин

Уровень сформированности действий

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Количество учащихся (26)

% соотношение

Количество учащихся (28)

% соотношение

Низкий

3

11,6 %

4

14,3 %

Ниже среднего

4

15,4 %

3

10,7 %

Средний

9

34,6 %

14

50 %

Выше среднего

9

34,6 %

5

17,9 %

Высокий

1

3,8 %

2

7,1 %

Из данных таблицы 1 видно, что как в экспериментальной, так и в контрольной группах выявлены школьники с низким уровнем развития коммуникативных УУД. Результаты по 2 другим методикам подтвердили данный вывод. Это означает, что проведение формирующего этапа работы с экспериментальной группой, с целью подтверждения гипотезы об эффективности интерактивных методов обучения является целесообразным.

Используя метод проектов, как один из перспективных интерактивных методов, мы провели работы с экспериментальной группой, участвующей в исследовании. В формирующий этап эксперимента были включены игры и упражнения на развитие коммуникативных умений и мероприятия, с помощью метода проектов.

На контрольном этапе эксперимента, с помощью методик, участвовавших в констатирующей этапе, мы провели повторную диагностику развития коммуникативных УУД у младших школьников.

На рисунке 1 представлены результаты методики «Коммуникативные и организаторские склонности».

Результаты методики «Коммуникативные и организаторские склонности» в экспериментальном классе на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Рис. 1. Результаты методики «Коммуникативные и организаторские склонности» в экспериментальном классе на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Как видно из результатов, указанных на графике, произошли положительные изменения в сторону уменьшения детей с низким уровнем развития коммуникативных способностей. Данный факт свидетельствует об эффективности проведенной работы по использования интерактивных методов в развитии коммуникативных УУД.

Учителям следует разнообразить методы используемы в своей педагогической деятельности, применять наиболее современные и эффективные методики по развитию различных универсальных учебных действий, в том числе и коммуникативных УУД, с целью полноценного развития младших школьников и мотивированию их к учебе.

Литература:

  1. Асмолов, А. Г., Бурменская, Г. В., Володарская, И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, — М.: Просвещение, 2019. — 152 с.
  2. Горленко, Н. М. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования // Народное образование: рос. обществ. -пед. журн. / М-во образования и науки РФ; РАО [Текст] / Н. М. Горленко // Народное образование. — 2017. — № 4. — 153–160 с.
  3. Колесникова, Т. М. Подготовка учителя начальных классов к работе над развитием речевых умений школьников на уроках русского языка. / В сб.: Проблемы формирования и развития личности учителя в системе образования. Материалы межвузовской научно-практической конференции. /Научный редактор Е. В. Шилова. — Департамент образования и науки Администрации Тюменской области; Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова. — 2019. — С. 125–126.
  4. Крутецкий, В. А. Психологические особенности младшего школьника / Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учебно-методический комплекс в 2 частях. Часть 2: хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. О. В. Кузьменковой / В. А. Крутецкий. — Оренбург: изд-во ОГПУ, 2019. — 240 с.
  5. Кузьменкова, О. В. Возрастная и педагогическая психология: учебно-методический комплекс в 2 частях. Часть 1 [Текст]: учебное пособие по возрастной и педагогической психологии / Под ред. О. В. Кузьменкова. — Оренбург: изд-во ОГПУ, 2019. — 288 с.
  6. Раицкая, Г. В. Формирование универсальных учебных действий младших школьников в условиях вариативности учебно-методических комплексов: методические рекомендации [Текст] / Г. В. Раицкая. — М., 2019. — 80
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, интерактивный метод обучения, контрольная группа, развитие, ребенок, результат методики, уровень развития, экспериментальная группа, образовательная система, опытно-экспериментальная работа.


Похожие статьи

Формирование коммуникационных универсальных действий младших школьников на уроках окружающего мира с использованием информационно-коммуникативных технологий

Формирование коммуникационных универсальных действий является обязательным условием успешной учебной деятельности младших школьников. Формирование коммуникационных универсальных действий происходит при изучении предметов, предусмотренных учебной прог...

Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников

Данная статья посвящена использованию инновационных технологий как средству активизации учебной деятельности младших школьников. В ней подробно рассмотрено современное положение сферы начального образования, проанализирована роль и влияние ИКТ на сов...

Использование кейс-технологии при формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка

В статье обосновывается эффективность использования кейс-технологии с целью формирования коммуникативных УУД и повышения познавательной активности учащихся. В ходе характеристики кейс-технологии удалось определить условия, необходимые для реализации ...

Информационные и коммуникационные технологии как средство повышения эффективности преподавания географии

Современное образование невозможно представить без использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). В сфере общеобразования в процессе преподавания географии информационные и коммуникационные технологии стали важным условием повышени...

Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс как средство развития интеллектуальных способностей учащихся

В данной статье рассматриваются информационно-коммуникационные технологии, их классификация и характеристики, так как создание и развитие информационного общества предполагает их широкое применение в образовании. Описывается цифровой образовательный ...

Использование ИКТ на уроках технологии как инновационный метод обучения

В статье рассматривается значение использования информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе. В частности, описываются возможности ИКТ как средства повышения эффективности школьного образования в процессе преподавания технологи...

Реализация интерактивного обучения как условие активизации учебно-творческой активности обучающихся

В статье выявлена, обоснована и экспериментально проверена эффективность педагогических условий развития учебно-творческой активности младших школьников в процессе реализации интерактивного обучения с использованием практического инструментария для у...

Мультисенсорный подход при обучении иностранным языкам в средней школе

В статье рассматривается использование мультисенсорного подхода на уроках иностранного языка в средней школе. В организации учебного материала следует учитывать когнитивные способности обучающихся. При задействовании разных каналов восприятия на урок...

Использование интерактивных карт на уроках истории как фактор повышения качества обученности

В статье говорится о применении интерактивных технологий в системе изучения истории. Показано, что система применения интерактивных технологий построена на принципе — от простого к сложному, что позволяет поэтапного введения определенных форм интерак...

Формирование исследовательских умений студентов на основе информационных технологий

Основная цель использования информационных технологий в образовании определяется тем, что с их помощью наиболее эффективно реализуются такие дидактические принципы как научность, доступность, наглядность, сознательность и активность студентов. Информ...

Похожие статьи

Формирование коммуникационных универсальных действий младших школьников на уроках окружающего мира с использованием информационно-коммуникативных технологий

Формирование коммуникационных универсальных действий является обязательным условием успешной учебной деятельности младших школьников. Формирование коммуникационных универсальных действий происходит при изучении предметов, предусмотренных учебной прог...

Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников

Данная статья посвящена использованию инновационных технологий как средству активизации учебной деятельности младших школьников. В ней подробно рассмотрено современное положение сферы начального образования, проанализирована роль и влияние ИКТ на сов...

Использование кейс-технологии при формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка

В статье обосновывается эффективность использования кейс-технологии с целью формирования коммуникативных УУД и повышения познавательной активности учащихся. В ходе характеристики кейс-технологии удалось определить условия, необходимые для реализации ...

Информационные и коммуникационные технологии как средство повышения эффективности преподавания географии

Современное образование невозможно представить без использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). В сфере общеобразования в процессе преподавания географии информационные и коммуникационные технологии стали важным условием повышени...

Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс как средство развития интеллектуальных способностей учащихся

В данной статье рассматриваются информационно-коммуникационные технологии, их классификация и характеристики, так как создание и развитие информационного общества предполагает их широкое применение в образовании. Описывается цифровой образовательный ...

Использование ИКТ на уроках технологии как инновационный метод обучения

В статье рассматривается значение использования информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе. В частности, описываются возможности ИКТ как средства повышения эффективности школьного образования в процессе преподавания технологи...

Реализация интерактивного обучения как условие активизации учебно-творческой активности обучающихся

В статье выявлена, обоснована и экспериментально проверена эффективность педагогических условий развития учебно-творческой активности младших школьников в процессе реализации интерактивного обучения с использованием практического инструментария для у...

Мультисенсорный подход при обучении иностранным языкам в средней школе

В статье рассматривается использование мультисенсорного подхода на уроках иностранного языка в средней школе. В организации учебного материала следует учитывать когнитивные способности обучающихся. При задействовании разных каналов восприятия на урок...

Использование интерактивных карт на уроках истории как фактор повышения качества обученности

В статье говорится о применении интерактивных технологий в системе изучения истории. Показано, что система применения интерактивных технологий построена на принципе — от простого к сложному, что позволяет поэтапного введения определенных форм интерак...

Формирование исследовательских умений студентов на основе информационных технологий

Основная цель использования информационных технологий в образовании определяется тем, что с их помощью наиболее эффективно реализуются такие дидактические принципы как научность, доступность, наглядность, сознательность и активность студентов. Информ...

Задать вопрос