В работе изучаются интерактивные методы обучения, используемые при формировании коммуникативных УУД. Современный этап развития образовательной системы предполагает использование в учебной деятельности всего спектра существующих современных технологий для построения качественного и эффективного образовательного процесса. Интерактивные методы являются наиболее прогрессивными с точки зрения использования средств ИКТ и инновационных методов обучения.
Ключевые слова :интерактивные методы,коммуникативные УУД, инновационные технологии, младшие школьники, информационно-коммуникационные технологии.
С самых ранних лет своего детства ребенок начинает общаться, использовать различные вербальные и невербальные средства общения с другими детьми, а также взрослыми. Сначала это его родители и родственники, братья, сестры, друзья. С момента поступления в детский сад — возникают формы общения с воспитателями, другими детьми и взрослыми. К моменту поступления в школу, ребенок уже обладает разнообразными умениями — как речевыми, так и коммуникативными. Универсальные учебные действия закладываются в ребенка еще на этапе подготовительного к школе обучения, и в дальнейшем требуют полноценного развития.
Существующий образовательный стандарт (ФГОС НОО) напрямую ставит задачи по всестороннему развитию УУД у детей, начиная с младшего школьного возраста. Являясь базовыми компонентами в образовательном процессе и обучении детей, универсальные учебные действия способствуют усвоению детьми образовательной программы, формированию межличностного общения между сверстниками и учителями, а также участвуют в формировании дисциплинированности и ответственного отношения к учебе [5].
Актуальность рассмотрения вопроса и развития коммуникативных учебных действия с помощью интерактивных методов обучения продиктована тем, что при обследовании выявляется низкий уровень коммуникативных УУД у младших школьников, что отражается на их успеваемости и требует использования специализированных методов и технологий по их формированию и развитию.
Нацеленность на конечный результат в образовательном процессе, множество разнообразных образовательных технологий, которые используются при формировании различных способностей у детей, способствуют организации эффективного процесса обучения на всех этапах. Педагогу важно вовремя выявлять недостатки в процессе обучения, а также следить за уровнем развития той или иной компетенции у школьника [3].
Коммуникативные УУД являются одними из базовых компонентов, и низкий уровень их развития определенно скажется на общей успеваемости ребенка. Коммуникативные УУД участвуют в решении учебных задач на всех этапах обучения ребенка, и в целом влияют и на всю его жизнь. Без должного развития коммуникативных УУД невозможно достижения высоких результатов ни в учебе, ни в работе, ни в личной жизни. Многие ученые отталкиваются в толковании коммуникативных УУД от понятия «общение». Но по своей сути коммуникативные УУД это способ не просто общения, а передачи информации между людьми. Обладая развитыми коммуникативными УУД школьник способен работать в команде, полноценно общаясь со сверстниками и педагогами, отстаивая свою точку зрения, но и принимая во внимание чужие позиции. Таким образом цель достигается быстрее и результат обучения становится наиболее эффективным [4].
Способы организации образовательного процесса и развития тех или иных универсальных учебных действий разнообразны по своей сути и содержанию. Ориентируясь на перспективный педагогический опыт, можно отметить важность следования современным тенденциям и применению инновационных образовательных практик и технологий обучения. Информатизация общества в полной мере отразилась и на образовательной системе. Информационно-коммуникационные технологии масштабно используются на всех этапах обучения начиная с дошкольного образования [1].
Интерактивные методы обучения, по своей сути основаны на взаимодействии между собой всех участников образовательного процесса. Особенностью данных методов является то, что в процессе обучения происходит высокий уровень взаимодействия между участниками образовательного процесса. Обучение с помощью интерактивных методов основано не только на получении знаний от учителя, но и на обобщении опыта всех участников образовательного процесса. При чем в данном случае преподаватель участвует не просто как учитель, а скорее, как полноправный участник процесса, как его организатор [2].
Одним из наиболее перспективных интерактивных методов в развитии коммуникативных УУД, на наш взгляд, является метод проектов. Данный метод может использоваться как в учебной, так и во внеучебной деятельности школьников, и наиболее эффективно позволяет формировать и развивать данные универсальные учебные действия. Работая с данной технологией обучения, педагог организует группы дошкольников по созданию учебного проекта, тем самым напрямую выстраивая цепочки взаимодействия между одноклассниками и между детьми и педагогом. Эффективность метода проекта доказана при развитии различных УУД и является одним из перспективных методов развития коммуникативных УУД [6].
Для изучения проблемы использования интерактивных методов при формировании коммуникативных УУД, нами была проведена опытно-экспериментальная работа на базе МБОУ «Гимназия № 183» г. Казани. Экспериментальной базой выступили ученики 3-х классов, из которых были сформированы экспериментальная и контрольная группы, по 28 человек в каждой. Опытно-экспериментальная работа проводилась в 3 этапа, состоящих из констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента.
С помощью таких методик как «Коммуникативные и организаторские склонности» (авторы В. В. Синявский, В. А. Федорошин), «Левая и правая стороны» (автор Ж. Пиаже) и «Рукавички» (автор А. Цукерман), на констатирующем этапе эксперимента нами был выявлен актуальный уровень развития коммуникативных УУД в обеих группах участвующих в эксперименте.
Результат констатирующего этапа представлен в таблице 1 на примере результатов методики «Коммуникативные и организаторские склонности».
Таблица 1
Результаты выполнения методики «Коммуникативные и организаторские склонности» В. В. Синявский, В. А. Федорошин
Уровень сформированности действий |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||
Количество учащихся (26) |
% соотношение |
Количество учащихся (28) |
% соотношение |
|
Низкий |
3 |
11,6 % |
4 |
14,3 % |
Ниже среднего |
4 |
15,4 % |
3 |
10,7 % |
Средний |
9 |
34,6 % |
14 |
50 % |
Выше среднего |
9 |
34,6 % |
5 |
17,9 % |
Высокий |
1 |
3,8 % |
2 |
7,1 % |
Из данных таблицы 1 видно, что как в экспериментальной, так и в контрольной группах выявлены школьники с низким уровнем развития коммуникативных УУД. Результаты по 2 другим методикам подтвердили данный вывод. Это означает, что проведение формирующего этапа работы с экспериментальной группой, с целью подтверждения гипотезы об эффективности интерактивных методов обучения является целесообразным.
Используя метод проектов, как один из перспективных интерактивных методов, мы провели работы с экспериментальной группой, участвующей в исследовании. В формирующий этап эксперимента были включены игры и упражнения на развитие коммуникативных умений и мероприятия, с помощью метода проектов.
На контрольном этапе эксперимента, с помощью методик, участвовавших в констатирующей этапе, мы провели повторную диагностику развития коммуникативных УУД у младших школьников.
На рисунке 1 представлены результаты методики «Коммуникативные и организаторские склонности».
Рис. 1. Результаты методики «Коммуникативные и организаторские склонности» в экспериментальном классе на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Как видно из результатов, указанных на графике, произошли положительные изменения в сторону уменьшения детей с низким уровнем развития коммуникативных способностей. Данный факт свидетельствует об эффективности проведенной работы по использования интерактивных методов в развитии коммуникативных УУД.
Учителям следует разнообразить методы используемы в своей педагогической деятельности, применять наиболее современные и эффективные методики по развитию различных универсальных учебных действий, в том числе и коммуникативных УУД, с целью полноценного развития младших школьников и мотивированию их к учебе.
Литература:
- Асмолов, А. Г., Бурменская, Г. В., Володарская, И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, — М.: Просвещение, 2019. — 152 с.
- Горленко, Н. М. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования // Народное образование: рос. обществ. -пед. журн. / М-во образования и науки РФ; РАО [Текст] / Н. М. Горленко // Народное образование. — 2017. — № 4. — 153–160 с.
- Колесникова, Т. М. Подготовка учителя начальных классов к работе над развитием речевых умений школьников на уроках русского языка. / В сб.: Проблемы формирования и развития личности учителя в системе образования. Материалы межвузовской научно-практической конференции. /Научный редактор Е. В. Шилова. — Департамент образования и науки Администрации Тюменской области; Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова. — 2019. — С. 125–126.
- Крутецкий, В. А. Психологические особенности младшего школьника / Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учебно-методический комплекс в 2 частях. Часть 2: хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. О. В. Кузьменковой / В. А. Крутецкий. — Оренбург: изд-во ОГПУ, 2019. — 240 с.
- Кузьменкова, О. В. Возрастная и педагогическая психология: учебно-методический комплекс в 2 частях. Часть 1 [Текст]: учебное пособие по возрастной и педагогической психологии / Под ред. О. В. Кузьменкова. — Оренбург: изд-во ОГПУ, 2019. — 288 с.
- Раицкая, Г. В. Формирование универсальных учебных действий младших школьников в условиях вариативности учебно-методических комплексов: методические рекомендации [Текст] / Г. В. Раицкая. — М., 2019. — 80