Урок географии в современной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 4393 раза

Библиографическое описание:

Мешкова, Л. Ю. Урок географии в современной школе / Л. Ю. Мешкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 125-128. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41649/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье описываются организация и проведение урока географии в современной школе. Приводится сравнительный анализ традиционной и инновационной формы урока географии. Сформулированы основные признаки современного урока.

Ключевые слова: урок, урок географии, инновации

Урок — это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства показатель его кругозора, эрудиции.

В. А. Сухомлинский

Что такое урок? Урок — неотъемлемая часть жизнедеятельности учащихся, так как именно на уроке ученик больше всего познаёт, происходит его воспитание, развитие, раскрывается его индивидуальность, складываются интересы, формируется личность.

Как известно, урок является формой реализации педагогических взаимодействий, где происходит общение учителя и ученика. По итогам урока судят и о педагогическом мастерстве учителя, и об уровне подготовки ученика. Поэтому урок — это визитная карточка каждого учителя. Каждый урок — это сложная система, все компоненты здесь связаны; это целостный учебно-воспитательный процесс.

Урок не стоит рассматривать только как форму передачи содержания образования, его надо оценивать как источник развития школьников, раскрытия их познавательных сил и возможностей, которые проявляются при рациональной организации совместной деятельности учителя и ученика. Рождение любого урока начинается с осознания правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства — что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Готовясь к уроку, учитель должен тщательно продумать структуру знаний по географии, которыми предстоит овладеть учащимся, выделить ключевые идеи, вокруг которых будут группироваться все остальные знания.

Важным требованием к содержанию урока является доступность и посильность географического материала для детей. Нарушение этого требования приводит к непониманию, к механическому запоминанию знаний региональной географии, к ослаблению интереса, к задержке общего развития учащихся.

Развитию приносит вред и слишком легкий, обыденный материал, пережевывание известного, приводящее к топтанию на месте. Педагогика доказала, что учить надо на высоком, но посильном уровне трудности.

Урок традиционно является основной формой обучения. Он представляет собой завершенный, целостный элемент учебно-воспитательного процесса. Урок это — универсальная система взаимодействия учителя и учащихся, работающая на усвоение знаний, приобретение умений и навыков, развитие их способностей, нравственно-духовное и физическое совершенство.

В чем отличия традиционного урока от современного?

Во-первых, различиями служат цели урока, с осознания и формулировки которых начинается подготовка учителя к уроку.

Во-вторых, отличие традиционного и современного урока заключается в изменении роли и функций учителя на уроке.

Традиции иинновации школьной географии

Традиции

Новации

Высокий научный уровень содержания предмета, преобладание знаниевой парадигмы, соответствующей ведущей дидактической функции нашего предмета.

География была отнесена к циклу естественнонаучных дисциплин.

Место географии в учебном плане средней школы с 6 по 10 класс (при 2-х часах в неделю, кроме 7 кл., на географию отводилось 3 ч) — 374 ч.

Наличие одной-двух линий параллельных учебников.

Большая роль краеведческого принципа, реализация его в природной среде, в работе на местности.

Большое внимание педагогике сотрудничества «учитель ученик», коммуникативному, личностному общению.http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2014/02/28/sovremennyy-urok-geografii-v-usloviyakh

Проверка ЗУН устно и письменно, большой объем работы с картами, в том числе и контурными; внимание к развитию мышления, речи, умениям объяснять причинно-следственные связи между компонентами и явлениями.

Переход от знаниевой парадигмы (ЗУН) к системно-деятельностной, перенос центра тяжести на формирование УУД (универсальных ученых действий).

География отнесена к циклу гуманитарных дисциплин.

Место географии в основной школе — с 5 по 9 класс, общий объем часов — 272, но в 5 и 6 классах география изучается 1 час в неделю. В старшей школе география относится к числу предметов по выбору.

Большое число (от 10 и более) параллельных учебников.

Преобладание работы в электронной среде, замена реальной территории виртуальным пространством.

Перенос центра тяжести в общении в виртуальную среду: электронный журнал, дистанционное изучение отдельных вопросов и т. д.

Преобладание тестового контроля на разных этапах, в том числе и на итоговом — ГИА и ЕГЭ.

Показателями качества урока не могут быть только эрудиция и методическое мастерство учителя. Главный его показатель — организация деятельности учащихся, что должно способствовать подготовке их к жизни, к соблюдению правил поведения в родной природе, на производстве и в обществе в целом.

Основные признаки современного урока географии:

  1. Урок направлен на формирование личности учащегося (мировоззрения, ценностных ориентаций, мотивации деятельности, творческих качеств).
  2. Учитель выступает как организатор учебной познавательной деятельности учащегося, как их помощник и консультант.
  3. Стиль общения ученика и учителя сотрудничество, сотворчество.
  4. Центральное место на уроке занимает применение знаний и умений в процессе решения учебных задач, причем на всех этапах урока.
  5. Организация коллективной учебной деятельности и общения между учащимися в процессе учебной работы
  6. Урок тесно связан с другими формами организации обучения экскурсиями, практикумами, работами на географической площадке и экологической тропе и т. п.
  7. Сочетание элементов урока с элементами других форм обучения: урок-зачет, урок-конференция, урок-игра. Проведение межпредметных уроков, проводимых 2–3 учителями разных учебных предметов.
  8. Передача учащимися части функций учителя: проверка и оценка знаний и умений, консультирование, элементы целеполагания и планирования работы.

У современного урока логика построения процесса обучения и иное распределение времени. На современном уроке происходит слияние его отдельных этапов. Главное на уроке — применение знаний и умений в процессе учебных задач, построенных на новом материале. Современный урок выходит частично за рамки расписания, носит межпредметный характер, он тесно связан с экскурсиями, проводится вне стен класса. Урок может быть проведен в рамках двух-трех предметов.

Учитель на уроке это и артист, и психолог, прежде всего навигатор в получении знаний. Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого интереса к изучаемому материалу.

География — это предмет, позволяющий учащимся не только узнавать окружающий мир, но и развивать свой творческий потенциал — внутренние возможности. У каждого ребенка есть способности и таланты. Задача учителя — руководить деятельностью детей, чтобы они могли проявлять свои дарования. Методические возможности школьного курса безграничны, насколько сложен этот учебный предмет, настолько и разнообразен. В работе каждого педагога складывается определенная система, стиль — техника работы.

Оправдано использование нетрадиционных подходов в преподавании географии: игры по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссвордов, занимательного материала.

Вот такое вступление может предварять тему «Гидpосфеpа» в 6 классе:

Вода — чудесный дар природный,

Живой, текучий и свободный,

картины нашей жизни красит

В своих трех важных ипостасях:

То ручейком, то речкой вьется,

То из стакана наземь льется.

То застывает тонкой льдинкой,

красиво названной снежинкой.

То обретает легкость пара

Была — и, вдруг, ее не стало.

Великий труженик водица,

Ну, как же ей не восхититься!

Она плывет к нам облаками,

Поит снегами и дождями,

И разрушает и наносит,

И так заботы нашей просит.

Урок «Географическая карта» в 6 классе, начать словами из книги Жюля Верна: «До чего люди любят карты! А почему? Да потому, что там на картах можно потрогать север и юг, восток и запад рукой. А потом сказать: вот мы, а вот неизвестное — мы будем расти, а оно будет уменьшаться». Или же словами К. Паустовского «Привычка странствовать, видеть в своем воображении разные места, помогает правильно их увидеть в действительности». В 6 классе урок о полезных ископаемых начать с загадок, например, таких: Без неё не побежит ни такси, ни мотоцикл, не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? Или «Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги. Что бы сделать миску или вазу, она понадобится сразу». Обучение умениям и навыкам с использованием ролевой игры, а на уроках повторения и обобщения знаний можно проводить КВН, «Что? Где? Когда?», «Последний герой», уроки-конкурсы, уроки-соревнования.

Очень важен этап мотивации и актуализации знаний на любом уроке. Например, при изучении «Природных зон» можно начать урок с легенды о вожде индейского племени, который послал юношей на вершину горы.

«Идите, пока хватит сил. Кто устанет, может вернуться домой, но пусть каждый принесёт мне ветку с того места, где он свернул с дороги», — говорил вождь. Вскоре первый вернулся и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: «Ты не пересёк пустыню. Ты не был даже у подножия горы». Второму, принесшему серебристую ветку полыни, вождь сказал: «Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение». Третий, с веткой тополя, даже заслужил похвалу: «Ты добрался до родника». Подобное же поощрение и четвёртому, с веткой крушины. Пятому принесшему ветку кедра, старик одобрительно кивнул: «Ты был на полпути к вершине». Последний юноша пришёл с пустыми руками, но лицо его светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: «Тебе не нужна ветка-символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоём голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всём её величии».

Ученик учится только тогда, когда у него возникает эмоциональное удовлетворение. Если он не видит в учебной деятельности, не осознает цель, не понимает и не принимает задачи, поставленные учителем, то он учится по принуждению. Использование современных образовательных технологий позволяет усилить мотивацию учения благодаря возможности регулировать задачи по трудности, поощряя правильные решения, не прибегая при этом к нравоучениям и порицаниям.

Литература:

  1. Баринова И. И., Лобжанидзе А. А. Профессиональная компетентность учителя географии / География и экология в школе XXI века. — 2010.
  2. Примерные программы по учебным предметам. География 6–9 классы. — М.: Просвещение, 2010. (стандарты второго поколения).
  3. Современный урок. Методические разработки уроков. Москва «Школьная Пресса» 2002.
  4. Федеральный государственный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2011.
  5. Шмаков С. А «Игры учащихся — феномен культуры» Москва. Новая школа 1994 г.
Основные термины (генерируются автоматически): урок, современный урок, учитель, вождь, география, класс, место географии, перенос центра тяжести, умение, учащийся.


Похожие статьи

Специфика функционирования вечерней школы в современной системе образования

В статье приводится исторический анализ создания вечерних школ, информация о функционировании вечерних школ в современной системе образования и анализируется специфика организации образовательного процесса и воспитательной работы данных учреждений.

Специфика организации деловой игры на уроках английского языка

В статье представлен анализ научной литературы, позволивший определить степень изученности данной темы и определить направление для дальнейшего исследования. Описана история и методология развития деловых игр как технологии обучения. Дано определение...

Игровые методики в начальном курсе информатики

Статья посвящена использованию игровых методик на уроках информатики в начальной школе. Выявлено и обосновано отличие игрового обучения от других педагогических технологий.

Интегрированный урок как один из аспектов реализации системы образования в условиях ФГОС

В статье рассмотрены основные подходы к интегрированному обучению в условиях современного образования, описаны различные методы и методики, применяемые при реализации интегрированного обучения.

Типология уроков в условиях реализации ФГОС

В статье представлено описание основных типов уроков по ФГОС, их краткая характеристика и сравнение с традиционным уроком.

К проблеме анализа современных педагогических технологий обучения русскому языку в школе

В статье проводится анализ существующих педагогических технологий, их классификация и выявление ключевых особенностей каждой из них.

Использование технологии виртуального музея на уроке по мировой художественной культуре

В статье рассмотрены сущность и особенности виртуального музея как технологии обучения школьников информационного общества, а также возможности его использования при конструировании урока мировой художественной культуры в современном педагогическом п...

Проблемы организации современного урока информатики в школе

Данная работа является описанием трудностей, с которыми сталкиваются учителя информатики, в современных образовательных организациях.

Специфика педагогического анализа урока иностранного языка в общеобразовательной школе

В статье рассматривается различная направленность анализа урока иностранного языка в общеобразовательной школе на основе ранжирования используемых критериев для оценки его эффективности.

Применение современных технологий при обучении русскому языку

В статье автор рассматривает определение, типы и структуры современного урока, и основные направления развития урока в современном образовании, рассматривает применение новых технологий при обучения русскому языку в школе.

Похожие статьи

Специфика функционирования вечерней школы в современной системе образования

В статье приводится исторический анализ создания вечерних школ, информация о функционировании вечерних школ в современной системе образования и анализируется специфика организации образовательного процесса и воспитательной работы данных учреждений.

Специфика организации деловой игры на уроках английского языка

В статье представлен анализ научной литературы, позволивший определить степень изученности данной темы и определить направление для дальнейшего исследования. Описана история и методология развития деловых игр как технологии обучения. Дано определение...

Игровые методики в начальном курсе информатики

Статья посвящена использованию игровых методик на уроках информатики в начальной школе. Выявлено и обосновано отличие игрового обучения от других педагогических технологий.

Интегрированный урок как один из аспектов реализации системы образования в условиях ФГОС

В статье рассмотрены основные подходы к интегрированному обучению в условиях современного образования, описаны различные методы и методики, применяемые при реализации интегрированного обучения.

Типология уроков в условиях реализации ФГОС

В статье представлено описание основных типов уроков по ФГОС, их краткая характеристика и сравнение с традиционным уроком.

К проблеме анализа современных педагогических технологий обучения русскому языку в школе

В статье проводится анализ существующих педагогических технологий, их классификация и выявление ключевых особенностей каждой из них.

Использование технологии виртуального музея на уроке по мировой художественной культуре

В статье рассмотрены сущность и особенности виртуального музея как технологии обучения школьников информационного общества, а также возможности его использования при конструировании урока мировой художественной культуры в современном педагогическом п...

Проблемы организации современного урока информатики в школе

Данная работа является описанием трудностей, с которыми сталкиваются учителя информатики, в современных образовательных организациях.

Специфика педагогического анализа урока иностранного языка в общеобразовательной школе

В статье рассматривается различная направленность анализа урока иностранного языка в общеобразовательной школе на основе ранжирования используемых критериев для оценки его эффективности.

Применение современных технологий при обучении русскому языку

В статье автор рассматривает определение, типы и структуры современного урока, и основные направления развития урока в современном образовании, рассматривает применение новых технологий при обучения русскому языку в школе.

Задать вопрос