География – единственный школьный предмет, формирующий у учащихся комплексное представление о Земле как планете людей и знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы.
В связи с этим значение географического образования расширяется и определяется:
- огромными воспитательным и развивающим потенциалами, способствующими развитию личности;
- формированием географического мышления, которое даёт возможность видеть объекты и явления в тесной связи взаимозависимости во времени и в пространстве, позволяет понимать современную ситуацию;
- реализацией идей гуманизации, проявляющихся в «очеловечивании» географического содержания, рассматривающего природу и хозяйство через человека.
В связи с этим цель развивающего обучения в географическом образовании формулирую так: формирование у учащихся значимого ценностного отношения к знаниям и активной жизненной позиции. И решаю в системе работы следующие задачи:
-развитие интереса к предмету «география»;
-развитие патриотических чувств и хозяйского отношения к территории и ресурсам своей страны;
-развитие гибкости ума, активной мыслительной деятельности, памяти, умения слушать и концентрировать внимание;
-воспитание толерантности, уважения к народам Российской Федерации и стран-соседей;
- воспитание потребности изучать Россию и другие страны в путешествиях; формирование зрительных образов природы, экономики и этнокультурного богатства народов через экскурсионно-туристическую деятельность.
В условиях резкого увеличения объема знаний требуется научить учащихся учиться. Это означает отказ от ориентации на освоение учащимися суммы знаний как основного результата школьного образования и нацеленность на формирование универсальных общенаучных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развития познавательных и творческих способностей и интересов [1, с. 6].
А это значит, что учащихся необходимо научить:
- основам организации собственной учебной деятельности;
- способам поиска, переработки и представления информации;
- приемам и методам умственного труда;
- основам коммуникативных умений.
Педагогическая общественность понимает, что современные реалии выдвигают особые требования к подготовке школьников к жизни – необходимо вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими [4, с.12]. В условиях резкого увеличения объёма знаний требуется смена педагогических приоритетов – научить учащихся учиться.
Помочь ученику овладеть соответствующими умениями и навыками, полная реализация его возможностей – ключевая задача школьного образования.
Таким образом, речь идёт о том, чтобы научить учащихся оптимальной совокупности навыков учебной работы, которые обеспечивают формирование у них способностей к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, умению организовать этот процесс.
А это значит, учащихся необходимо научить основам организации собственной учебной деятельности, способам усвоения, поиска и переработки информации, приёмам и методам умственного труда, основам коммуникативных умений.
Таким образом, в условиях резкого увеличения объёма знаний приоритет отдаётся не СУММЕ ЗНАНИЙ, как основному результату школьного образования, а ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ умений и навыков, общественно-значимого отношения к знаниям, развитию познавательных и творческих способностей и интересов.
Основные направления развивающего обучения в географическом образовании
Очень сложно одновременно решать несколько учебных и развивающих задач. Для решения этой проблемы предлагаю в 8-9 классах сочетание в изучении курса «География России» комплексного подхода к содержанию предмета и системы развивающего обучения.
Я работаю по авторской инновационной программе «География России и стран ближнего зарубежья с историко-этнографическими дополнениями», утверждённой в 2002 году учебно-методической лабораторией географии МИОО и рекомендованной к применению в образовательном процессе средней школы. Несколько слов о программе. Во-первых, обращает на себя внимание явная несправедливость: с распадом СССР из школьного курса географии (в частности, из большинства учебников) исчезла информация о государствах, связанных с Россией общностью исторических судеб. Мы подробно изучаем Китай, Бразилию, страны Северной Африки, Западной и Центральной Европы, а вот государства, являющиеся Родиной для многих учеников наших школ, государства, давшие временный и даже постоянный приют многим нашим соотечественникам, учащиеся теперь не изучают.
В наших школах сейчас учатся дети почти всех национальностей бывших союзных республик. Следовательно, сама жизнь диктует необходимость познакомить учеников с географией стран-соседей, в том числе и ради воспитания национальной толерантности.
Очевидно, что всё больше и больше загружать память учащихся возрастающими объемами информации неэффективно и непродуктивно. Поэтому в своей программе я не стала увеличивать количество часов для усвоения нового содержания, а изменила структуру подачи материала за счет комплексного изучения физической и экономической географии со следующих позиций:
- чем богат изучаемый народ от природы;
- как сумел этим распорядиться;
- что имеет и как этим владеет?
Когда берешься за новое дело, мало знать его содержание. Необходимо выбрать систему конкретных шагов для достижения своей цели.
Шаг первый. Комплексный подход, который формирует у учащегося целостное представление о географической картине мира.
Шаг второй. Необходимо учить детей приёмам работы с текстом. Если у ученика таких навыков нет, то большие объёмы параграфов просто не усваиваются, либо дети их вовсе не читают! Поэтому всю информацию необходимо группировать в четкие, лаконичные логические схемы. В результате материал лучше усваивается, дольше запоминается, а самое главное – систематизируется, «раскладывается по полочкам».
Шаг третий. Максимальная активизация обучения на уроках. Так, чтобы при выполнении домашнего задания оставалось только освежить в памяти или изучить самостоятельно лишь некоторые фрагменты. В этой связи на уроках не может быть незанятого работой ученика. Если один отвечает у доски, остальные на местах тоже выполняют свои задания, зная, что их работа обязательно будет оценена [2, с. 54].
Шаг четвертый. Постепенно по «кирпичикам» складывается система развивающего обучения, где всегда при изучении новой темы ставятся, во-первых, конкретные цели, чтоб ученики знали к чему стремиться. Во-вторых, необходимо учить детей слушать учителя и друг друга с максимальной концентрацией внимания. Для этого ученики должны получать специальные задания:
а) записать ответы на заранее поставленные вопросы;
б) во время ответа другого ученика весь класс готовится к анализу его ответа по определенному плану;
в) задать не менее трех вопросов выступающему ученику.
Эти приемы приучают учащихся к активному слушанию. В-третьих, весь материал на уроках изучается не только, и не столько ради содержания, а ради развития мыслительной деятельности школьников [3, с. 24]. Необходимо развивать гибкость ума, прививать потребность выделять главное в любом содержании, запоминать системно.
Шаг пятый. Путешествия как средство развития интереса к предмету. Как говориться, лучше один раз увидеть! А еще лучше – сочетать теоретические знания, полученные на уроках географии, с экскурсиями, походами, занятиями спелеологией, с туризмом, посещением музеев и с путешествиями.
Для развития интереса к своему предмету, а так же для социализации учащихся, в целях формирования у учащихся потребности в здоровом образе жизни через приобщение к активным и познавательным формам досуга в 2001 году я организовала в школе для своих учащихся «Клуб любителей путешествий». Клуб работает по авторской модульной программе культурологической направленности, и основная его идея - организация путешествий как средство развития интереса к предмету и формирования потребности в здоровом образе жизни. [5, с. 13].
За годы учёбы в системе развивающего обучения у выпускников формируется ценностное отношение к знаниям, стремление расширять кругозор, потребность в активной мыслительной деятельности, умение учиться и активная жизненная позиция. А это – значимо!
Литература:
Бардин К.В. Как научить детей учиться. - М., 1987.
Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 1974.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 1991.
Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие. - М., 1985.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.