В последние годы, когда идёт процесс формирования новой системы высшего образования, всё острее становится проблема гуманитаризации высшего технического образования. Это связано с тем, что глобальный технократизм, как метод мышления и принцип деятельности пост-индустриального общества, дегуманизировал социальные отношения, привёл к разрушению духовности человека. Сложилась ситуация при которой, разрыв между достижениями в технике, технологиях и достижениями в гуманитарной сфере всё увеличивается, что приводит к техногенным катастрофам: Чернобыльская АЭС, Саяно-Шушенская ГЭС, авиа и автокатастрофы, обрушения зданий и так далее. При этом причиной трагедий всё чаще становится «человеческий фактор».
Особенность современного этапа, переживаемого человеческой цивилизацией, заключается в том, что всё новые вызовы и сами рыночные отношения постепенно ликвидируют гуманитарную культуру вообще и социокультурную составляющую в системе образования в частности. Такое общество не может иметь будущего. Развитая гуманитарная культура является необходимым условием выживания и дальнейшего развития современной цивилизации, успешного преодоления глобальных проблем современного мира.
Сегодня, когда главным приоритетом стали ценности потребления и стал реальностью факт социального расслоения по принципу элитарности, гуманитаризация образования является одним из важнейших средств объединения людей, их самосовершенствования на основе идеалов, способствующих становлению личности, обладающей глубокими и всесторонними знаниями, умениями, практической подготовкой, высокой культурой, чувством ответственности, научным мировоззрением.
Реализация этих целей возможна лишь в тесной связи с гуманизацией всего процесса университетского обучения, с его инновационной переориентацией, направленностью на постоянный познавательный интерес, самообразование. Гуманитаризация высшего образования является одним из важнейших механизмов гуманизации.
Термины «гуманистический» и «гуманитарный» весьма близки по своему смыслу в обыденном употреблении. Тем не менее, их всё чаще начинают трактовать по-разному, и в этом есть определённый смысл. Гуманизм (от латинского humanus - человеческий) - это исторически изменяющаяся система воззрений. Она признаёт ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой между людьми. В узком смысле - это культурное движение эпохи Возрождения.
Таким образом, термин «гуманизм» применяют в двух значениях: в более широком плане - это система ценностей, возвышающих человеческую личность, которая ставит в основу любого проекта или действия благо и счастье человека, его неотъемлемые и естественные права на достойную жизнь. В узком значении данный термин связывают с процессами в области культуры эпохи Возрождения (XIV - XVI вв.). С этим периодом в жизни европейских стран связано появление самого термина «гуманизм». Его представители, прежде всего, обратились к наследию периода античности, стремясь к возвышению человека через познание его сущности [1].
Термин «гуманитарный» в дальнейшем закрепляется за гуманитарными науками и учебными дисциплинами, а представителей этих наук стали называть гуманитариями в отличие от гуманистов, т.е. всех людей, которые руководствуются в своей деятельности гуманистическими идеалами. Следовательно, гуманизация высшего образования означает то, что именно человек должен находиться в центре внимания системы. Её главной целью является развитие и становление человеческой личности, развитие её творческого потенциала, её самореализации. Определяющий критерий эффективности такой системы образования - степень реализации главной цели.
Под гуманитаризацией образования следует понимать наполнение или дополнение образовательной программы гуманитарным содержанием, т.е. предполагает включение в учебный процесс комплексного цикла гуманитарных дисциплин, а так же становление особой «идеологии» обучения, пронизанной духовностью, которой должны быть в разумных пределах насыщены все естественно-научные, технические и гуманитарные дисциплины.
Однако до сих пор в России имеет место резкое разделение и даже противопоставление гуманитарной и технической сфер деятельности, мышления и образования. Сложившаяся система образования фактически поделена на две слабо взаимодействующие части: гуманитарную и техническую. При этом гуманитарная составляющая учебного процесса практически вымывается в последние годы, что не может не вызывать тревоги у российского преподавательского сообщества.
Роль инженера в современном российском обществе неоспорима. Современная наука и производство предъявляют высокие требования к содержанию высшего образования в целом и инженерного в частности. Сегодня Россия и Казахстан вступают в новый период создания инновационной экономики на базе ускоренного развития науки, образования и высоких технологий, инженерному образованию в инновационном развитии экономики принадлежит особая роль. Оно должно способствовать системным изменениям в экономике и обществе. Современное высшее образование - не просто один из результатов инновационного развития, сколько необходимое условие его осуществления.
Об этом речь шла в выступлении Д.А.Медведева с посланием к Федеральному Собранию 5 ноября 2008 года. По словам главы государства, реализовать в экономике концепцию четырёх «И» - институты, инвестиции, инфраструктура, инновации, можно в полном объёме включив пятую составляющую - интеллект. Однако новые попытки модернизации образования пока не привели к повышению эффективности и конкурентоспособности подготовки инженеров. Сам процесс преобразований сдерживается трудностями затянувшегося переходного периода, который сопровождается недостаточным объёмом производства, ВВП (который в 15 раз меньше чем в Евросоюзе) и национального дохода, что отражается на бюджетном финансировании университетов [2].
Важнейшая проблема современного этапа развития государств - это повышение качества инженерного образования. Нельзя отрицать, что сохраняются такие проблемы, как слабое знание выпускниками технических университетов иностранных языков, мировой и отечественной истории, философии, социологии недостаточное использование в программах обучения трёхмерных информационных технологий и особенно недостаток культурологической, экономической, менеджерской подготовки. Гуманитарная составляющая наряду с профессиональным обучением призвана обеспечить мотивацию овладения специальностью, формирование личности будущего специалиста, его нравственной и гражданской позиции.
Качество образования будет достигнуто в случае, если высокие технологии, используемые в промышленной сфере, органично сольются с высокими технологиями в сфере гуманитарной, гуманитарными технологиями, способствующие развитию человека. Именно такое образование станет инновационным.
Подготовка современных инженеров должна обязательно исходить из двойственной природы техники, то есть из объективного и субъективного компонентов. Объективность техники состоит в том, что она создаётся и эксплуатируется на основе законов естествознания; субъективность - в том, что именно человек в производственном процессе активно взаимодействует с ней. Лишь широко образованный инженер, умеющий прогнозировать последствия своей деятельности, может правильно определять потребности в новой технике, исходя из понимания окружающей действительности.
Именно поэтому гуманитаризация образования вообще, и особенно инженерного, является важнейшей задачей высшей школы XXI века. Реализация этой цели должна осуществляться на основе комплекса мер: во-первых, необходимо самое широкое обсуждение положения дел в этой сфере. На встрече с лауреатами конкурса «Учитель года России» 5 октября 2010 года президент России Д.А. Медведев поручил Минобрнауки провести общественное обсуждение законопроекта «Об образовании» - по примеру прошедшей публичной дискуссии на тему законопроекта «О полиции». «Образование - это не менее важная сфера, чем правоохранительная», отметил руководитель государства.
Во-вторых, создание в университетах страны адекватной гуманитарной среды;
в-третьих, необходимо расширение перечня дисциплин гуманитарного цикла, читаемого будущим инженерам; придание гуманистической направленности естественно - научным и техническим дисциплинам на основе обращения к истории данной науки, раскрытии борьбы научных идей, страниц биографии выдающихся учёных и т.д.;
в-четвёртых, - модульность - системность и межпредметность знаний, что достигается посредством формирования междисциплинарных модулей, объединяющих в себе общеобразовательные и специальные дисциплины, что предполагает ответственность за качество подготовки будущего специалиста не только выпускающей кафедры, но и кафедр, отвечающих за успешное освоение соответствующего модуля;
в-пятых, ориентация образовательного процесса на конечные результаты: то есть чёткое определение того, что именно будет знать и уметь делать будущий инженер, в чём будет компетентен, чтобы быть востребованным на рынке труда и уметь учитывать гуманитарную составляющую своей деятельности;
в-шестых, переход от традиционного - профессионально-квалификационного («знаниевого») подхода к компетентносной модели подготовки инженеров, разработка и внедрение механизмов обновления содержания образования и развития новых технологий обучения, включая модульные, информационные и другие;
в-седьмых, постоянный и всеобъемлющий контроль образовательного процесса: разработка методологии и методик оценки качества инженерного образования.
Начавшаяся модернизация системы образования, включая инженерное, требует скорейшей разработки антикризисных мер, преобразований в содержании, структуре, технологии обучения, формах и способах его организации, создания принципиально нового технологического обеспечения учебного процесса, создания в университетах гуманитарной среды, совершенствования профессионально-педагогической культуры на основе личностно - ориентированного обучения.
Литература:
Климов Е.А. Путь в профессию [Текст] / Е.А. Климов //Л. – 1874. – 190с.
Концепция Государственной политики в системе образования [Текст] / Сборник законодательных документов по высшему образованию. – Алматы, 1996. ч.1. – 324с.