Некоторые аспекты понимания категории «качество знаний» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (2) февраль 2009 г.

Статья просмотрена: 670 раз

Библиографическое описание:

Гнатышина, Е. В. Некоторые аспекты понимания категории «качество знаний» / Е. В. Гнатышина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 2 (2). — С. 275-277. — URL: https://moluch.ru/archive/2/88/ (дата обращения: 20.12.2024).

На современном этапе качество образования становится основополагающим моментом развития общества. Педагоги, ученые, руководители разного ранга уделяют все больше внимания качеству и управлению качеством образования. «Проблема качества образования отражает закономерные процессы социально-экономического и научно-технического развития. Изменение образовательных потребностей и условий их реализации требует повышенного внимания к качеству образования» [2, c. 3]. В профессионально-педагогическом образовании, задачей которого является осуществление процесса формирования «специалистов, обеспечивающих подготовку человека к деятельности по конкретной профессии», проблема управления качеством важна и в связи с становлением национальной системы управления качеством, и в связи с развитием системы профессионально-педагогического образования.

Понятие «качество образования» истолковываются в науке далеко не однозначно. По данным одних исследователей качество образования можно свести к качеству обучения, другие понимают под ним степень развитости личности, а также готовность выпускника образовательного учреждения к жизни [4]. Всегда трактовка понятия зависит от выбора автором подхода к понятию «образование».

Э. М. Коротков, понимая образование как процесс и анализируя его сущность, утверждает: «Образование это не потребление знаний, подобное потреблению пищи. В образовании нет насыщения. Наоборот, чем больше знаний, тем острее ощущение недостаточности <…> Образование - это непрекращающийся процесс функционирования сознания и развития интеллекта, это естественное состояние души, сердца и ума человека <…> это не просто механизм передачи знаний, а управляемый процесс формирования общественного и профессионального сознания, процесс развития культуры и цивилизации» [2,c.7]. Исходя из такого понимания образования, ученый определяет качество образования как «комплекс характеристик компетенций и профессионального сознания, отражающих способность специалиста осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями современного этапа развития экономики, на определенном уровне эффективности и профессионального успеха, с пониманием социальной ответственности за результаты профессиональной деятельности». В.А. Федоров определяет образование как «институт воспроизводства духовных структур, находящийся в определенных отношениях с другими институтами. Характер данных отношений определяют, с одной стороны, педагогические взаимодействия, характерные для образовательных систем, с другой стороны отношения социальные, отражающие состояние общества, экономики и государства». [6, с.15]Однако единого определения качества ученый не дает, объясняя это многосубъектностью и многообъектностью категории «образование». Качество образования, по В.А. Федорову, можно определить следующим образом:

-        качество образования как социального института есть его адекватность целям и задачам социально-экономического развития России;

-        качество образования - это совокупность свойств образовательного процесса, организованного в той или иной образовательной системе, которые обуславливают его приспособленность к реализации социальных целей формирования личности;

-        качество образования есть качества личности, социально-гражданской зрелости, уровни знаний, умений, творческих способностей и мотивированности [6., с.188].

Таким образом, понимание качества образования включает не только наличие профессиональных знаний, но и общую культуру, готовность к будущей деятельности, к реализации социальных задач.

К основным элементам качества образования можно отнести:

-        качество потенциала образования (преподаватели, студенты, материально-техническая база учебного заведения, информационный и методический потенциал);

-        качество процесса образования (технологии, интенсивность, ритмичность, соотношение теории и практики);

-        качество результата образования (знания, умения, навыки, развитие личности, социальные роли)

В системе основных параметров, обеспечивающих качество образования, ведущая роль принадлежит качеству знаний обучающихся.  Однако, несмотря на кажущуюся простоту понятия, в науке нет единого мнения относительно критериев оценки качества знаний, недостаточно конкретно разработаны методы управления знаниями в образовательном процессе. Попытаемся охарактеризовать сущность рассматриваемой категории.

Понятие «качество» многогранно. Рассмотрим две базовые трактовки:

-                    «это философская категория, выражающая существенную определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным» [1, c. 342];

-                    «совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других и придающих ему определенность» [3, c. 265].

 В итоге можно сделать вывод, что качество - это соответствие предмета как результата труда некоторым заданным нормативам (стандартам).

В свою очередь знания: «это совокупность сведений в какой-нибудь области» [4,c.227), «это отражение в сознании человека объектов действительности, доступных посредством понятий и категорий их пониманию и объяснению» [2, c. 240].

Ошибочным нам представляется современное употребления слова «информация» как синонима термина «знание». Необходимо видеть разницу между неструктурированным, несортированным информационным потоком и осмысленным переработанным знанием. Информация есть ни что иное, как источник знания, ее необходимо осмыслить, отсортировать, переработать. И только в случае владения навыками работы с информацией она способна стать истинным знанием, а не заблуждением.

Мы разделяем точку зрения И.Г. Моргенштерна, который, соотнося понятия «информации» и «знаний», рассуждает так: «Знание стремится к устойчивости, надежности, а информация его размывает, вносит сомнения, нередко уничтожает. На знаниях основаны законы, стандарты, а информация связана с творчеством, изобретательством, новаторством и прогрессом. <…>  Знания являются результатом познавательной научной учебной деятельности. Знаниями овладевают, а информацию получают. Информация  это как бы часть знания, и в то же время самая активная, меняющаяся его часть.<…>Информация, по мере накопления и обработки, преобразуется в знание, которое в свою очередь становится информацией для кого-либо» [3, с. 20-22]. Таким образом, при всех различиях знания неотделимы от информации.

В динамичной системе «информация - знание» связующим звеном становится набор инструментов, позволяющих личности осуществлять это постоянное преобразование. На наш взгляд к этому набору можно отнести знания информационных ресурсов, навыки работы с информацией, информационную и компьютерную грамотность и т.д. Личность, обладающая высоким уровнем информационной культуры с легкостью транслирует информацию в знание, а, следовательно, становится более обучаемой, конкурентоспособной в профессиональном плане. Информационная культура становится своеобразным пропуском в информационное общество. Где категория «знание», представляется как ценный материальный продукт.

Знания весьма разнообразны по своим характеристикам и признакам. Именно они определяют успех человека в природе и обществе. Интеллектуальный потенциал личности определяется ее способностью к накоплению, передаче, корректировке и практическому использованию знаний. Совокупность интеллектуального потенциала становится основной ценностью любой организации.

Знания являются управляемой категорией, прежде всего потому, что процесс их получения носит системный характер и должен вестись в русле основных управленческих функций: целеполагания, мотивации, регулирования контроля и мониторинга и т.д. «Управление знаниями в образовательных процессах находит свое выражение прежде всего в разработке Государственных образовательных стандартов, образовательных программ и учебных планов» [2, c.241].

Выделяют следующие качества знаний, посредством управления которыми достигается соответствие качеств обучаемых требованиям стандарта образования: объем, полнота, характер, системность устойчивость и практичность и др.

Таким образом, под качеством знаний мы понимаем комплекс характеристик сведений об объектах действительности, соответствующих показателям объема, системности, полноты, потенциала использования, составу и характеру профессиональной компетенции, управляемых посредством образовательных стандартов, программ и учебных планов.

Эти свойства в определенных условиях становятся показателями качественного обучения. Если результаты познания обучающегося обладают этими свойствами, то говорят, что учебно-воспитательный процесс состоялся на самом высоком уровне.

Для профессионально-педагогического образования, специфика которого определяется дуальной сущностью получаемой специальности, объединяющей и инженерную и педагогическую направленность, показатели качества должны охватывать и ту и другую сферу.

В существующей системе образования (для нас особенный интерес представляет система профессионально-педагогического образования) оценка качества результата, к которому относится категория «качество знаний», представлена двумя процессами: государственной итоговой аттестацией выпускников и промежуточной/текущей аттестацией студентов в рамках внутренней системы контроля качества образования. Инструментарий для оценки качества подготовки, как правило, разрабатывается самими образовательными учреждениями на основе соответствующих государственных образовательных стандартов. Существенным недостатком нам представляется отсутствие учета требований работодателей и других заказчиков профессионального образования к качеству подготовки будущих специалистов. К тому же критерии качества знаний зачастую неоднозначны и субъективны, что не позволяет объективно сравнивать результаты достижений в разных образовательных учреждениях.

Таким образом, одними из главных задач в системе повышения качества знаний в системе профессионально-педагогического образования, нам представляется регулирование системы внешних оценок (создание государственно-общественной модели управления качеством, привличение  потенциальных работодателей к оценке уровня качества); создание единой системы критериев оценки результатов; регулирование системы оценки качества педагогических кадров; совершенствование «инструментов» управления качеством знаний (образовательных стандартов, программ и учебных планов).

 

 

Литература

1.      Большой энциклопедический словарь/ под ред. А.М. Прохорова. - М.,1991.

2.      Коротков, Э.М. Управление качеством образования/ Э.М. Коротков. - М., 2006.

3.      Моргенштерн, И.Г. Информационное общество/ И.Г. Моргенштерн.  Челябинск: Челяб. гос. акад. культуры и искусств,2007.

4.      Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов. - М.,1995/

5.      Управление качеством образования/ под ред. М.М. Поташника. - М.,2000.

6.      Федоров, В.А. Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика/ В.А. Федоров. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): качество образования, Профессионально-педагогическое образование, знание, информация, качество знаний, образование, Управление качеством, информационная культура, Информационное общество, образовательный процесс.


Похожие статьи

Задать вопрос