В статье говориться о требованиях к качеству профессиональной подготовки студентов и внедрении системы менеджмента качества в педагогический вуз.
Ключевые слова: управление образованием, качество образования, менеджмент качества, мониторинг, система менеджмента качества.
Современные принципы управления образованием, с одной стороны, базируются на объективных критериях и методах управленческой деятельности, с другой стороны, в основание новой системы менеджмента положена политика в области качества. В соответствии с этим управление образованием должно обеспечивать развитие системы высшего образования с точки зрения его качественных характеристик. Магистральным путем решения этой задачи является создание систем менеджмента качества (далее СМК) подготовки бакалавров. Образование как социальная сфера весьма зависима от социума, от политических и экономических условий в стране, от состояния в образовательном пространстве.
В настоящее время перед высшим профессиональным образованием поставлена задача подготовиться к выполнению своей миссии по удовлетворению образовательных потребностей общества 21 века. Глобализация образования, перспективы вхождения России в мировой рынок квалифицированного труда и неизбежность интеграции системы высшего образования в мировую образовательную систему привели к тому, что в образовании стали появляться нововведения, некоторые из которых органично влились в образовательные системы и предопределили их совершенствование. Система образования на настоящем этапе формируется в динамичную, самоорганизующуюся, инновационную систему, чувствительную к требованиям потребителей. Однако, образовательный процесс в силу своей специфики, а именно, инерционности, определяемой значительными временными затратами на разработку нового учебного, научного, методического, дидактического потенциала и современную подготовку или переподготовку педагогических кадров, не соответствует пока требованиям опережающего характера образования.
Изменения социально-экономических ориентиров общества вызвали противоречия между темпами инновационных преобразований в экономике России и практикой подготовки специалистов высшей квалификации. За ними закономерно последовало изменение образовательных парадигм и социально-экономических условий функционирования высших учебных заведений. Необходимость подготовки конкурентоспособного специалиста многие ученые связывают с инновационной стратегией, а не с усовершенствованием старых подходов. Стратегия инновационного образования предполагает особый управленческий подход.
Одно из важнейших свойств современного вуза – способность адаптироваться к изменениям, порождаемым внешней средой, своевременно и эффективно отвечая на вызовы. Общим требованием, предъявляемым к вузам со стороны потребителей образовательных услуг, является обеспечение высокого качества образования, что требует адекватного развития системы управления качеством образования.
Управление качеством образования предполагает реализацию функций вуза на основе процессного подхода, командный менеджмент, оценку результативности деятельности на основе мониторинга степени удовлетворенности потребителей; информирование, обучение и переподготовку сотрудников на всех уровнях и др.
Главными целями педагогического вуза являются: удовлетворение потребностей личности в получении высшего профессионального образования в избранной области педагогической деятельности, интеллектуальном, культурном и нравственном развитии; удовлетворение потребностей общества в квалифицированных педагогических кадрах, защищенных на рынке труда, способных оказывать образовательные услуги в школе, в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, в системе дополнительного образования детей, взрослых по различным направлениям педагогической деятельности. Причем главным критерием эффективности управления качеством образования в рамках деятельности вуза является максимальное удовлетворение запросов потребителей. В связи с этим мониторинг потребностей общества и работодателей – одно из основных организационно-педагогических условий управления качеством образования в педагогическом вузе [4].
Философия всеобщего менеджмента качества становится все более распространенной и общепринятой. Если первоначально нормы обеспечения качества касались в первую очередь, промышленных предприятий, то в настоящее время они стали актуальны и для образования. Необходимость внедрения современных принципов управления связана с главной задачей образования – совершенствованием образовательного процесса с целью удовлетворения существующих и перспективных потребностей, с одной стороны, личности – студента в качественных образовательных услугах, а с другой – общества в подготовке высококвалифицированных специалистов-профессионалов. Система управления качеством образования будет эффективной, если все участники образовательного процесса будут объединены общей целью по достижению запланированных задач. А для этого принципиально важно создать условия для развития инноваций, внедрить в педагогическом вузе идеологию менеджмента качества, изменить корпоративную культуру, развивать и поддерживать инновационно-образовательную среду.
Качество является конкурирующей компонентой любого вуза. Следовательно, конкурентоспособным будет тот вуз, который гарантирует высокое качество образования. Разработка в учебном заведении систем качества становится тем более актуальной в связи с включение в число аккредитационных показателей наличия и эффективности работы внутривузовских систем обеспечения качества образования.
Из анализа литературных источников следует, что проблемами, связанными с управлением качеством образования, ученые занимаются уже очень много лет. В настоящее время в управленческой деятельности намечаются новые ориентиры: обеспечение требуемого уровня качества подготовки выпускников через результаты; создание гибких систем управления; сочетание людских усилий и повышение их деловой активности; переход к инновационным моделям управления. Модель управления качеством образования в педагогическом вузе представлена на рис 1.
Однако на сегодняшний момент, как в педагогической теории, так и в практике высшего образования многие вопросы создания и последующего эффективного функционирования систем управления качеством образования остаются недостаточно разработанными, единый, непротиворечивый подход к управлению качеством образования с системных позиций практически отсутствует [1].
Мы считаем, что имеет смысл определить дефиницию используемого в нашем исследовании понятия «качество». Качество – это важнейшая философская категория, интерпретация которой осуществлялась, начиная с «Метафизики» Аристотеля. В ней качество понимается как существенная определенность предмета (явления, процесса), в силу которой он [предмет и т.д.] является данным, а не иным предметом (явлением, процессом). В учении Аристотеля фиксировалась несводимость качества целого к качествам составляющих его частей.
Как тождественную с бытием определенность, когда нечто перестает быть тем, что оно есть, если оно теряет свое качество, трактовал категорию «качество» Гегель, сформулировавший закон перехода количества в качество. Среди других философов, уделявших внимание учению о качестве, называют имена Г. Галилея, Р. Декарта, И. Канта, К. Маркса и др. [3].
В то же время, отмечая полисемию термина «качество», И.М. Ильинский в своем труде «Образовательная революция» пишет следующее: «Прежде всего, следует принять во внимание, что качество – это сложная философская, экономическая категория, которая раскрывается через множество определений. Это значит, что проблема качества весьма сложна и для понимания и, следовательно, для ее разрешения на практике.
Обычно мы трактуем качество как соответствие неким критериям, нормам, требованиям, хотя на самом деле этих определений десятки. Качество – это не только адекватность каким-то требованиям – среды или потребителя. В динамике развития (эволюции) общества качество объекта или процесса должно опережать систему требований, предъявляемых развитием внешней по отношению к объекту среды (надсистемы). Иначе никакой социальный прогноз и прогресс невозможны. Это означает, что качество должно быть эволюционно избыточным, его должно быть много и даже больше чем требуется «здесь и сейчас»; через темпы развития внутреннего, потенциального качества объекта оно должно опережать формы этого самого развития, в том числе внешней социальной среды» [2].
Категория «качество» на протяжении многих лет постоянно находится в зоне пристального внимания ученых. В современном толковом словаре русского языка «качество трактуется как «совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других и придающих ему определённость».
Рис. 1. Модель управления качеством образования в педагогическом вузе.
В философском словаре под качеством понимают «философскую категорию, выражающую неотделимую от бытия объекта его существенную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом». Философское определение понятия «качество» попытаемся конкретизировать для сферы образования. Чаще всего «качество образования» трактуется как интегральная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру их соответствия распространенным в обществе представлениями о том, каким должен быть образовательный процесс и каким целям он должен служить.
М.М. Поташник в монографии «Управление качеством образования» дает следующее определение понятию качество образования «это соотношение операционно-заданных цели и результата» и предлагает выделять два подхода к оценке качества образования: 1) по образовательным услугам (ассортимент услуг, т.е. образовательных программ, качество услуг, доступность услуг, качество обслуживания); 2) по характеристике конечного продукта (т.е. по результату) [5].
Система менеджмента качества в СГСПУ (бывший ПГСГА) (г. Самара) функционирует с 2011 года. В 2012 году вузом получен сертификат соответствия системы качества требованиям международного стандарта ISO 9001:2008 применительно к проектированию, разработке и осуществлению довузовской, вузовской и послевузовской образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования в соответствии с областью лицензирования; научно-исследовательской и воспитательной деятельности. СМК в ПГСГА создает основу для постоянного улучшения, расширяет возможности повышения удовлетворенности потребителей, дает уверенность в том, что оказываемые услуги полностью соответствуют требованиям. Это обеспечивает не только конкурентоспособность вуза, но и дальнейшее его развитие.
Литература:
1. Еремеева, Г.Г. Организационно-педагогические условия совершенствования системы управления качеством образования в вузе: Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. Челябинск, 2006. 181с.
2. Ильинский, И.М. Образовательная революция. – М.: Изд-во Моск. гуманит.- социальн. академии, 2002. – 592 с.
3. Исаева, Н.А. Дидактический потенциал управления качеством образования в техническом вузе: Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. Самара, 2008. 238 с.
4. Купсевич, Ч. Проблемы непрерывного образования // Вестник высшей школы. 1988. № 1. С. 88-93.
5. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / под ред. М.М. Поташника – М.: Педагогическое общество России, 2000. 448 с.