Вопросы качества подготовки специалистов, и их востребованности на рынке труда, становятся в настоящие время первостепенными. Разрыв отношений между высшими учебными заведениями и промышленностью в конце 90-х гг. привел к тому, что сегодняшние выпускники вузов практически не готовы к работе на предприятии. Выпускникам требуется большее количество времени к адаптации на предприятии, что в свое очередь снижает производительность труда, конкурентоспособность предприятия. Становится все более актуальной сложная задача модернизации внешних процессов взаимодействия между высшим образованием и сферой производства путем объединения их усилий в обеспечении качества подготовки высококвалифицированных специалистов.
Вуз предоставляет обществу образовательные услуги определенного вида, потребителями которых являются студенты, и одновременно представляет результаты своей деятельности на рынке труда, потребителями которых являются предприятия и организации различных отраслей экономики. Вуз заинтересован в том, чтобы его образовательные программы как можно полнее соответствовали требованиям рынка труда, а выпускники как можно полнее эту программу усваивали. Поэтому вуз заинтересован в изучении целевого рынка труда. Во-первых, рынок труда определяет основные стандарты качества образования в виде изменения спроса на тех или иных специалистов, уточнения знаний и умений, которыми должны обладать претенденты на определенные вакансии.
Во-вторых, перспектива трудоустройства выпускника является важным мотивом, обуславливающим выбор образовательных продуктов.
Таким образом, на рынке труда можно выделить двух основных участников: вуз – производитель специалистов, предприятие – потребитель специалистов.
К сожалению, многие предприятия до сих пор не могут точно и четко сформулировать свои запросы по кадрам, заменяя требования, к квалификации, перекладывая тем самым процесс анализа конъюнктуры рынка труда вузам. Это приводит к тому, что высшим учебным заведениям приходиться самостоятельно проводить изучение рынка труда на предмет востребованности его выпускников. Осуществлять такой мониторинг, делать прогнозы на перспективу развития потребностей в специалистах определенной отрасли, одному вузу не под силу. Точнее будет сказать, что те имеющиеся возможности у многих вузов не позволяют в полном объеме оценить потребности рынка труда в специалистах. Следовательно, вузам определенной отрасли целесообразнее всего проводить изучения конъюнктуры рынка труда совместно путем обмена опытом и информации. Возникает необходимость в создании неких объединений, союзов, ассоциаций или консорциумов вузов.
Для решения данной проблемы необходимо разработать механизм взаимодействия вузов и предприятий, с помощью которого можно было удовлетворить потребности всех участников рынка труда, включая выпускников высших учебных заведений.
На сегодняшний день существуют различные схемы интеграции высших учебных заведений и предприятий. Одной из самых известных схем взаимодействия является система «завод-втуз». Ректор МГУ им. Ломоносова, президент Российского Союза ректоров Виктор Садовничий предлагает создание на базе вузов корпоративных образовательных структур совместно с крупными компаниями, которые давали бы своеобразный заказ на подготовку специалистов - так называемых корпоративных университетов, когда заключаются договоры с крупными компаниями и создаются миникафедры для обучения нужных им специалистов. Также в работах [2.],[3] предлагается создавать образовательно-промышленные группы.
Вуз, как производитель, обладая информацией о потребностях рынка труда в специалистах, предлагает свой продукт (в виде подготовки специалиста) предприятиям - потребителям. Но предприятия, имеющие свои требования к уровню и качеству подготовки специалиста, могут отказаться от использования продукта произведенного вузом. Причинами служат:
1. Слабые теоретические и практические навыки выпускников.
2. Нежелание и неумение работать в коллективе.
3. Трудности с адаптацией на предприятии.
Для устранения этих недостатков вузам совместно с предприятиями необходимо разрабатывать и реализовывать различные способы подготовки специалиста.
Разработка интегрированного учебного плана вузом и предприятием по подготовки специалиста
Образовательный процесс в высшем учебном заведении в подготовке специалиста должен осуществляться в строгом соответствии с утвержденным учебным планом вуза, основывающимся на государственном образовательном стандарте. Государственный образовательный стандарт состоит из двух основных компонент: федеральной и региональной. Федеральный компонент является обязательным к исполнению высшим учебным заведением и не может быть изменен. Региональная компонента формируется вузом самостоятельно. Проведенный нами анализ государственных образовательных стандартов по различным направлениям показал, что доля федерального компонента составляет в среднем 58,28% от общего количества часов предусмотренных стандартом. А значит, что 41,72 % часов государственного образовательного стандарта формируется вузом самостоятельно. В этот процент входят, помимо регионального компонента, дисциплины и курсы по выбору, дисциплины специализации, факультативы. Это дает возможность при составлении интегрированного учебного плана между вузом и предприятием формировать учебные курсы и программы, удовлетворяющие потребностям предприятия.
Инновационные образовательные технологии
За последние 10 лет в России стали успешно применяться новые методы в обучении студентов в вузах. Одним из инновационных методов обучения является дистанционное образование. В последнее время многие специалисты говорят об интегрированных программах обучения, основной сутью которых является совмещение профессиональной деятельности и теоретического обучения.
Инновационной формой обучения в интегрированных программах являются дистанционные образовательные технологии. Применение дистанционных образовательных технологией позволяет решить ряд значительных проблем:
· обеспечением образовательных возможностей географически отдаленные места;
· значительное снижение затрат на обучение по сравнению с очной формой обучения;
· гибкость в учебных планах и содержании учебного материала;
· соединением четко сформулированных задач обучения и творчества студентов;
· созданием новых форм организации образования и образовательного процесса.
Сочетание всех этих факторов позволяет по-новому осмыслить и оценить потенциальные возможности дистанционного образования в системе взаимоотношений между высшими учебными заведениями и предприятиями промышленности [1].
Таким образом, создание нового методологического подхода к взаимосвязи вуза и предприятия, обеспечит сокращение и преодоление разрыва, более тесному сотрудничеству между вузами и предприятиями по подготовки специалистов на рынок труда.
Список литературы
1. В.Г. Зубков, И.И. Колтунов, С.А. Нехорошев. Учебное пособие., Информационные и дистанционные технологии– М.: Институт информационных технологий, 2007
2. Н. Р. Кельчевская, С. Л. Шкавро. Образовательно-промышленные группы как инструмент финансирования вуза, журнал Университетское образование №6, 2005 г
3. Н.Р. Кельчевская, О.В. Мезенцева. Сотрудничество образовательных учреждений и интегрированных корпоративных структур. Вестник УГТУ-УПИ, 2004, № 10