В данной статье рассмотрен подход в изучении географии с использованием новой информации из различных источников и грамотное внедрение в учебный процесс. Эта статья будет полезна как в младшей школе, так и в старшей.
Ключевые слова: уроки географии, психология, педагогика, школьники, дидактика, ученые.
Учителю географии, как и любому другому, важно уметь формировать знания, контролировать учебный процесс, совершенствоваться и идти в ногу с современными методами и технологиями обучения. Для этого нужно заниматься самообразованием и проходить курсы повышения квалификации.
Учитель должен уметь создать условия для успешного обучения учеников в любом возврате. Сформировать социально-активную, гармонично развитую, профессионально компетентную личность обучающегося. Такой результат возможен, когда отношения между учителем и учеником будут направлены на сотрудничество, совершенствование, конструктивную критику и взаимопомощь. Но в современных реалиях учитель должен также подстраиваться под новую информацию из новостей, статей и научных фильмов.
Преподавание географии должно во всех отношениях соответствовать методологии географических наук. Учитель не может стать тем, кого юморист назвал «тем, кто знает почти все, но почти ни о чем». Характер преподавания и круг вопросов, которые будут задавать учителю, обязывают его обладать географической культурой, которая охватывает большинство основных вопросов нашей дисциплины. Именно на основе просвещенной концепции этой дисциплины должны быть определены роль и подготовка учителя географии на уровне средней школы. Педагог должен овладеть самыми разнообразными навыками, чтобы быть компетентным в своей сфере. Посредством удобной классификации трех видов изучения, по имеющемуся материалу, автор выделяет различные дидактические приёмы, которые, хотя вовсе не новые, все еще весьма актуальны.
Чтобы понять историю открытий пространства и пространственных отношений, была написана история самой географии. Любой человек, поставленный перед пейзажем, т. е. перед более или менее обширным географическим пространством, может задать себе некоторые вопросы. Что находится в этом пространстве? Какой смысл можно придать тому, что я вижу? Что находится за пределами того пространства, которое я вижу, что обуславливает факты, которые я наблюдаю, и ставит их в приоритет? Таким образом, от одного наблюдения к другому, вы прокладываете следствие к географическим открытиям.
Специалисты по дидактике в области географии единодушны в признании того, что обращение учителя географии к карте, его основному и первому рабочему инструменту, должно быть на постоянной основе.
Первая задача географии состоит в том, чтобы знать место явлений на земле, определять места, где эти факты наблюдаются, локализовать их, изображать на карте.
Вторая задача: география описывать. География — это наука о конкретном, она имеет дело главным образом с явными фактами. Учитель географии является инициатором наблюдения. На своем уроке он должен стремиться составить живой и точный образ тех мест, о которых он говорит. Его описание и есть прежде всего анализ, затем синтез существенных черт физических, биологических и человеческих элементов пространства. Это описание, отличается от описания литературного, целью является заменить изолированный факт, расположить его по отношению к основным региональным единицам. Картина, которую составляет географ, может быть поэтична в своем выражении, но не в этом ее основная цель. Поэт описывает то, что он считает прекрасным, географ описывает то, что считает истинным.
Третья задача: география сравнивать. Сравнение — распространенный метод обобщения, и география широко использует его.
Эти немногочисленные догадки о причинах преподавания географии уже позволяют нам задать другой столь важный вопрос. Как преподавать эту сложную дисциплину?
Общепринято говорить, что подлинного преподавания географии не бывает без квалифицированного специалиста. Не должно ли быть так со всеми дисциплинами? Это верно. Но как объяснить, что в еще недавнем прошлом география была дисциплиной, которую мог преподавать каждый, не важно, как. Поэтому давайте согласимся, что если география заслуживает места в школьных программах, то она заслуживает того, чтобы ее преподавали высококвалифицированные учителя, что является первым условием полноценного образования.
Очевидно, что учитель географии не может быть тем, кто замыкает себя в узких рамках своей дисциплины, ведь география тесно связанна с многими науками.
История различных педагогических учений позволяет заметить, что эволюция географии и методов ее преподавания имела какое-то отношение к рождению и развитию некоторых педагогических теорий нашего века. Между внедрениями в школьную программу «классического обучения» и появлением новых методов преподавания географии можно установить явные связи. Все это может дать педагогическая культура, которая, к сожалению, имеется не у всех учителей. Но педагогика, и ее союзник, психология, являются дисциплинами, которые могут научить учителя правилам, которым необходимо следовать.
Существенным элементом становления учителя географии, очевидно, является приобретение географических знаний. Он должен иметь как можно более широкую географическую культуру и осознавать, что его роль, как учителя, будет заключаться в передаче этой культуры другим. Таким образом, его интересы будут в некоторой степени отличаться от интересов узкоспециализированного исследователя.
Обычно говорят, что исследования опережают обучение. Это правда, но нужно также сказать, что существует необходимая задержка между преподаванием нового материала и научным открытием, и эта задержка происходит из-за длительного времени, уходящего на проверку и классификацию новых данных. Поэтому учитель должен передавать знания детям как о том, что давно известно, проверено и принято, так и о новейших открытиях, а главное подтвержденных.
Освоение методики работы — это задача, которую необходимо распределить на все годы образования. Методы прямого наблюдения важны как для учителя, так и для ученика. Анализировать и правильно интерпретировать ландшафт, описывать формы, определять географические факты, объяснять интеграцию географических элементов, грамотно обученный учитель географии должен делать все это и хорошо, если впоследствии он хочет организовать экскурсии своим ученикам, для наглядного примера, что является эффективным. Не менее интересны и познавательны косвенные методы обучения: умение читать карту, интерпретировать фотографию, анализировать фильм, представляющий географический интерес.
Подводя итог нашим наблюдениям за подготовкой учителей, скажем, что пора формировать новый менталитет по отношению к учителю географии. Недостаточно признать образовательную ценность дисциплины, которую она представляет. Поэтому постоянное развитие учителя, и актуализация новой информации из различных источников, является необходимым условием для квалифицированного преподавания в школе и грамотного обучения.
Литература:
- Николина В. В. и др.// Теория и методика обучения географии: учебное пособие для студентов вузов-Н. Новгород: НГПУ, 2012
- Финаров Д. П. // Методика обучения географии в школе: учеб. пособие для студентов вузов-М.:АСТ: Астрель, Хранитель, 2007.
- Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе — М: Просвещение, 1979.