Методика обучения географии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (464) апрель 2023 г.

Дата публикации: 28.04.2023

Статья просмотрена: 372 раза

Библиографическое описание:

Бердик, П. А. Методика обучения географии / П. А. Бердик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 17 (464). — С. 89-90. — URL: https://moluch.ru/archive/464/102078/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье рассмотрен подход в изучении географии с использованием новой информации из различных источников и грамотное внедрение в учебный процесс. Эта статья будет полезна как в младшей школе, так и в старшей.

Ключевые слова: уроки географии, психология, педагогика, школьники, дидактика, ученые.

Учителю географии, как и любому другому, важно уметь формировать знания, контролировать учебный процесс, совершенствоваться и идти в ногу с современными методами и технологиями обучения. Для этого нужно заниматься самообразованием и проходить курсы повышения квалификации.

Учитель должен уметь создать условия для успешного обучения учеников в любом возврате. Сформировать социально-активную, гармонично развитую, профессионально компетентную личность обучающегося. Такой результат возможен, когда отношения между учителем и учеником будут направлены на сотрудничество, совершенствование, конструктивную критику и взаимопомощь. Но в современных реалиях учитель должен также подстраиваться под новую информацию из новостей, статей и научных фильмов.

Преподавание географии должно во всех отношениях соответствовать методологии географических наук. Учитель не может стать тем, кого юморист назвал «тем, кто знает почти все, но почти ни о чем». Характер преподавания и круг вопросов, которые будут задавать учителю, обязывают его обладать географической культурой, которая охватывает большинство основных вопросов нашей дисциплины. Именно на основе просвещенной концепции этой дисциплины должны быть определены роль и подготовка учителя географии на уровне средней школы. Педагог должен овладеть самыми разнообразными навыками, чтобы быть компетентным в своей сфере. Посредством удобной классификации трех видов изучения, по имеющемуся материалу, автор выделяет различные дидактические приёмы, которые, хотя вовсе не новые, все еще весьма актуальны.

Чтобы понять историю открытий пространства и пространственных отношений, была написана история самой географии. Любой человек, поставленный перед пейзажем, т. е. перед более или менее обширным географическим пространством, может задать себе некоторые вопросы. Что находится в этом пространстве? Какой смысл можно придать тому, что я вижу? Что находится за пределами того пространства, которое я вижу, что обуславливает факты, которые я наблюдаю, и ставит их в приоритет? Таким образом, от одного наблюдения к другому, вы прокладываете следствие к географическим открытиям.

Специалисты по дидактике в области географии единодушны в признании того, что обращение учителя географии к карте, его основному и первому рабочему инструменту, должно быть на постоянной основе.

Первая задача географии состоит в том, чтобы знать место явлений на земле, определять места, где эти факты наблюдаются, локализовать их, изображать на карте.

Вторая задача: география описывать. География — это наука о конкретном, она имеет дело главным образом с явными фактами. Учитель географии является инициатором наблюдения. На своем уроке он должен стремиться составить живой и точный образ тех мест, о которых он говорит. Его описание и есть прежде всего анализ, затем синтез существенных черт физических, биологических и человеческих элементов пространства. Это описание, отличается от описания литературного, целью является заменить изолированный факт, расположить его по отношению к основным региональным единицам. Картина, которую составляет географ, может быть поэтична в своем выражении, но не в этом ее основная цель. Поэт описывает то, что он считает прекрасным, географ описывает то, что считает истинным.

Третья задача: география сравнивать. Сравнение — распространенный метод обобщения, и география широко использует его.

Эти немногочисленные догадки о причинах преподавания географии уже позволяют нам задать другой столь важный вопрос. Как преподавать эту сложную дисциплину?

Общепринято говорить, что подлинного преподавания географии не бывает без квалифицированного специалиста. Не должно ли быть так со всеми дисциплинами? Это верно. Но как объяснить, что в еще недавнем прошлом география была дисциплиной, которую мог преподавать каждый, не важно, как. Поэтому давайте согласимся, что если география заслуживает места в школьных программах, то она заслуживает того, чтобы ее преподавали высококвалифицированные учителя, что является первым условием полноценного образования.

Очевидно, что учитель географии не может быть тем, кто замыкает себя в узких рамках своей дисциплины, ведь география тесно связанна с многими науками.

История различных педагогических учений позволяет заметить, что эволюция географии и методов ее преподавания имела какое-то отношение к рождению и развитию некоторых педагогических теорий нашего века. Между внедрениями в школьную программу «классического обучения» и появлением новых методов преподавания географии можно установить явные связи. Все это может дать педагогическая культура, которая, к сожалению, имеется не у всех учителей. Но педагогика, и ее союзник, психология, являются дисциплинами, которые могут научить учителя правилам, которым необходимо следовать.

Существенным элементом становления учителя географии, очевидно, является приобретение географических знаний. Он должен иметь как можно более широкую географическую культуру и осознавать, что его роль, как учителя, будет заключаться в передаче этой культуры другим. Таким образом, его интересы будут в некоторой степени отличаться от интересов узкоспециализированного исследователя.

Обычно говорят, что исследования опережают обучение. Это правда, но нужно также сказать, что существует необходимая задержка между преподаванием нового материала и научным открытием, и эта задержка происходит из-за длительного времени, уходящего на проверку и классификацию новых данных. Поэтому учитель должен передавать знания детям как о том, что давно известно, проверено и принято, так и о новейших открытиях, а главное подтвержденных.

Освоение методики работы — это задача, которую необходимо распределить на все годы образования. Методы прямого наблюдения важны как для учителя, так и для ученика. Анализировать и правильно интерпретировать ландшафт, описывать формы, определять географические факты, объяснять интеграцию географических элементов, грамотно обученный учитель географии должен делать все это и хорошо, если впоследствии он хочет организовать экскурсии своим ученикам, для наглядного примера, что является эффективным. Не менее интересны и познавательны косвенные методы обучения: умение читать карту, интерпретировать фотографию, анализировать фильм, представляющий географический интерес.

Подводя итог нашим наблюдениям за подготовкой учителей, скажем, что пора формировать новый менталитет по отношению к учителю географии. Недостаточно признать образовательную ценность дисциплины, которую она представляет. Поэтому постоянное развитие учителя, и актуализация новой информации из различных источников, является необходимым условием для квалифицированного преподавания в школе и грамотного обучения.

Литература:

  1. Николина В. В. и др.// Теория и методика обучения географии: учебное пособие для студентов вузов-Н. Новгород: НГПУ, 2012
  2. Финаров Д. П. // Методика обучения географии в школе: учеб. пособие для студентов вузов-М.:АСТ: Астрель, Хранитель, 2007.
  3. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе — М: Просвещение, 1979.
Основные термины (генерируются автоматически): учитель, учитель географии, география, дисциплина, отношение, учебный процесс.


Ключевые слова

школьники, дидактика, педагогика, психология, ученые, уроки географии

Похожие статьи

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики

В статье дано описание задач математического образования в начальной школе, рассмотрены возможности использования ИКТ на уроках математики в начальной школе, даны рекомендации учителям по использованию ИКТ технологии с целью повышения качества знаний...

Оценка эффективности использования компьютерных технологий при организации самостоятельной работы в начальной школе

Статья посвящена актуальному вопросу применения компьютерных технологий в образовании. Описана оценка эффективности использования различных современных компьютерных технологий в организации самостоятельной работы в рамках урока и внеурочной деятельно...

От арифметики к математике: эволюция преподавания в начальной школе

В статье представлен краткий обзор истории развития методики начального обучения детей математике, сделан акцент на научном вкладе известных в России психологов, педагогов и методистов в методы и содержание математического образования младших школьни...

Текстовые задачи как средство повышения финансовой грамотности

Целью статьи является обоснование важности формирования финансовой грамотности учащихся в школе. Приведены примеры задач, которые можно использовать в формировании финансовой грамотности на уроках математики в школе.

Обучение иноязычному говорению учащихся 7–8-х классов

В данной статье рассмотрен вопрос обучения навыкам говорения на иностранном языке учеников 7–8 классов в российских школах. Центральное место в исследовании занимает применение метода интервью на уроках иностранного языка. В статье раскрыты его преим...

Возможности развития творческого потенциала личности младших школьников средствами ментальной арифметики в условиях дополнительного образования

В данной статье рассматриваются возможности развития творческого потенциала личности младших школьников средствами ментальной арифметики. Произведен краткий экскурс в историю методики, а также описаны результаты зарубежных исследований. Описаны педаг...

Использование информационных технологий при обучении младших школьников математике

В статье рассмотрены методические аспекты использования информационных технологий при обучении младших школьников математике. Выявлены основные направления и особенности внедрения информационных технологий в процесс обучения начальной школы.

Использование компьютерных средств обучения для организации самостоятельной работы студентов при изучении комбинаторики

В статье рассмотрены методические аспекты использования информационных технологий при обучении младших школьников комбинаторике. Выявлены основные направления и особенности внедрения компьютерных средств обучения для организации самостоятельной работ...

Проектная деятельность на уроке биологии: проблемы и возможности

В статье раскрыты материалы исследования, связанные с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии основной школы.

Современные подходы к экономическому образованию школьников

В данной работе авторами рассматриваются различные современные подходы к экономическому образованию в средней школе.

Похожие статьи

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики

В статье дано описание задач математического образования в начальной школе, рассмотрены возможности использования ИКТ на уроках математики в начальной школе, даны рекомендации учителям по использованию ИКТ технологии с целью повышения качества знаний...

Оценка эффективности использования компьютерных технологий при организации самостоятельной работы в начальной школе

Статья посвящена актуальному вопросу применения компьютерных технологий в образовании. Описана оценка эффективности использования различных современных компьютерных технологий в организации самостоятельной работы в рамках урока и внеурочной деятельно...

От арифметики к математике: эволюция преподавания в начальной школе

В статье представлен краткий обзор истории развития методики начального обучения детей математике, сделан акцент на научном вкладе известных в России психологов, педагогов и методистов в методы и содержание математического образования младших школьни...

Текстовые задачи как средство повышения финансовой грамотности

Целью статьи является обоснование важности формирования финансовой грамотности учащихся в школе. Приведены примеры задач, которые можно использовать в формировании финансовой грамотности на уроках математики в школе.

Обучение иноязычному говорению учащихся 7–8-х классов

В данной статье рассмотрен вопрос обучения навыкам говорения на иностранном языке учеников 7–8 классов в российских школах. Центральное место в исследовании занимает применение метода интервью на уроках иностранного языка. В статье раскрыты его преим...

Возможности развития творческого потенциала личности младших школьников средствами ментальной арифметики в условиях дополнительного образования

В данной статье рассматриваются возможности развития творческого потенциала личности младших школьников средствами ментальной арифметики. Произведен краткий экскурс в историю методики, а также описаны результаты зарубежных исследований. Описаны педаг...

Использование информационных технологий при обучении младших школьников математике

В статье рассмотрены методические аспекты использования информационных технологий при обучении младших школьников математике. Выявлены основные направления и особенности внедрения информационных технологий в процесс обучения начальной школы.

Использование компьютерных средств обучения для организации самостоятельной работы студентов при изучении комбинаторики

В статье рассмотрены методические аспекты использования информационных технологий при обучении младших школьников комбинаторике. Выявлены основные направления и особенности внедрения компьютерных средств обучения для организации самостоятельной работ...

Проектная деятельность на уроке биологии: проблемы и возможности

В статье раскрыты материалы исследования, связанные с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии основной школы.

Современные подходы к экономическому образованию школьников

В данной работе авторами рассматриваются различные современные подходы к экономическому образованию в средней школе.

Задать вопрос