Применение инфографики на уроках географии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (552) январь 2025 г.

Дата публикации: 04.01.2025

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Ориков, И. В. Применение инфографики на уроках географии / И. В. Ориков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 1 (552). — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/archive/552/121413/ (дата обращения: 16.01.2025).



В данной работе рассматривается применение инфографики на уроках географии в средней школе. Данный инструмент применяется для совершенствования процесса восприятия информации, упрощения работы учащихся с большим количеством данных, развития функциональной грамотности.

Ключевые слова: инфографика, географическая информация, функциональная грамотность, метапредметные связи.

С развитием научно-технического прогресса и внедрением компьютерных технологий в сферу образования, способы донесения информации до учащихся в виде наглядного материала стали более востребованы. Одним из таких способов является инфографика. Под понятием «инфографика» понимают «область коммуникативного дизайна, в основе которой лежит графическое представление информации, связей, числовых данных и знаний» [2].

Инфографика является одним из способов визуализации данных, способствует процессу осмысления информации, так как задействуются сразу несколько каналов восприятия информации. Наличие ярко выраженных связей позволяет логично переходить от одного элемента к другому, проговаривая основные особенности изучаемого объекта, процесса или явления [5].

Основной целью использования инфографики является совершенствование процесса восприятия информации, объяснение сложной информации с использованием простых образов, а также передача данных в сжатом виде, который выглядит проще для восприятия и анализа, в сравнении с обычным текстом. Инфографика позволяет учитывать особенности учащихся, их способности и скорость восприятия информации, обеспечивая тем самым индивидуальный подход в процессе обучения.

Инфографику успешно можно использовать на различных этапах учебного занятия:

— ориентировочно-мотивационном;

— операционно-познавательном;

— контрольно-коррекционном;

— рефлексивном [1].

География как область знаний включает в себя анализ большого количества данных: динамика численности населения, климатические показатели, величина запасов природных ресурсов и т. д. Применение технологий инфографики в географии — это традиционный способ отображения информации на картах и картосхемах, который упрощает анализ представленных данных.

Особое внимание в обновлённом ФГОС ООО уделяется формированию у учащихся функциональной грамотности, то есть способности к компетентному и эффективному действию, умению находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощению найденных решений. Особое место среди метапредметных результатов уделяется работе с информацией. В географическом образовании читательская функциональная грамотность может быть соотнесена с такими предметными результатами, как

— «умение выбирать и использовать источники географической информации, необходимые для решения учебных, практико-ориентированных задач, практических задач в повседневной жизни;

— умение представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимому для решения учебных и практико-ориентированных задач» [4].

Одним из важнейших компонентов читательской грамотности является картографическая грамотность. Умение читать и анализировать информацию, которая представлена на карте и отражает реальные географические процессы и явления, относится как к предметным географическим, так и к метапредметным умениям, а также является проявлением читательской грамотности.

Опираясь на инфографику, учащиеся развивают навыки визуального восприятия информации. Умение читать графики, схемы и диаграммы расширяет их возможность критически оценивать информацию. На уроках географии можно использовать различные формы инфографики, такие как диаграммы, карты, схемы, графики, анимацию. Современные технологии позволяют интегрировать интерактивные элементы в инфографику. Например, использование онлайн-платформ для создания интерактивных карт, которые могут демонстрировать изменение демографической ситуации в мире или регионе, экологическое состояние окружающей природной среды и т. д., что помогает учащимся активно участвовать в процессе обучения.

В настоящее время учащиеся часто сталкиваются с изобилием информации, что может затруднять усвоение учебного материала. Инфографика помогает организовать информацию в более понятном виде. Используя карты, схемы и диаграммы можно продемонстрировать связи между явлениями и процессами, позволяя учащимся быстрее усваивать материал.

Инфографика как вспомогательный инструмент учебного процесса, позволяет визуализировать географическую информацию. Как правило, инфографика отражает распространение явления на какой-то определённой территории, или наоборот создание визуального образа территории [5]. Также она помогает иллюстрировать статистическую информацию, наглядными образами (рис. 1). При изучении темы «Естественное движение населения. Географические различия в пределах разных регионов России» в курсе географии 8 класса, целесообразно использовать наглядный материал и предложить учащимся проанализировать информацию инфографики и на примере отдельных регионов России рассмотреть демографическую ситуацию.

Демографические показатели (коэффициент рождаемости), 2021 г. [3]

Рис. 1. Демографические показатели (коэффициент рождаемости), 2021 г. [3]

При самостоятельном создании инфографики (в ходе выполнения домашнего задания или практической работы) учащиеся могут использовать доступные инструменты в Microsoft Word, Power Point, Excel или других программах. Это позволяет обеспечить метапредметную связь между географией и информатикой, показать практическую значимость полученных на уроках информатики знаний, навыков работы с компьютером. Использование цифровых инструментов для создания инфографики открывает новые возможности в обучении. Платформы, такие как Canva или Piktochart, позволяют ученикам самостоятельно разрабатывать инфографику, что не только развивает творческие способности учащихся, но и помогает усвоить основы работы с цифровыми технологиями. В условиях современного мира это становится важным аспектом образования.

Подводя итог, следует отметить, что инфографика — это актуальный и современный инструмент для подачи материала. С помощью этого инструмента учащиеся легче воспринимают и усваивают большой объём информации, развивают способность поисковой деятельности и формируют функциональную грамотность. Применение инфографики способствует организации интерактивной совместной работы учащихся, способствует большей вовлечённости учащихся в учебный процесс и повышению уровня подготовки на уроках.

Литература:

1. Запрудский Н. И. Современные школьные технологии: пособие для учителей. Изд.2-е. Минск: Сэр-Вит, 2004. 288 с.

2. Лаптев В. В. Изобразительная статистика. Введение в инфографику. СПб: Эйдос, 2012. 180 с.

3. Оперативные демографические показатели за июнь 2021 года. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/70843/document/130321 (дата обращения: 25.12.2024).

4. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://irorb.ru/wp-content/uploads/2021/09/fgos-ooo-prikaz-minprosvescheniyarossii-ot-31.05.2021--287.pdf (дата обращения: 17.12.2024).

5. Янюк Ю. К. Геоинфографика как средство обучения географии. Педагогическая мастерская «MASTER GEO — 2022»: материалы ІІ Респ. науч.-метод. семинара работников сред. и высш. школы Респ. Беларусь, Минск, 1–2 нояб. 2022 г. / Белорус. гос. ун-т; редкол.: Е. Г. Кольмакова (гл. ред.), Е. В. Матюшевская, М. М. Ермолович. — Минск: БГУ, 2022. — С. 214–217.

Основные термины (генерируются автоматически): географическая информация, функциональная грамотность, учащийся, демографическая ситуация, информация, процесс обучения, совершенствование процесса восприятия информации, урок географии, учебный процесс, читательская грамотность.


Ключевые слова

инфографика, функциональная грамотность, метапредметные связи, географическая информация

Похожие статьи

Задать вопрос