В данной работе рассматривается применение инфографики на уроках географии в средней школе. Данный инструмент применяется для совершенствования процесса восприятия информации, упрощения работы учащихся с большим количеством данных, развития функциональной грамотности.
Ключевые слова: инфографика, географическая информация, функциональная грамотность, метапредметные связи.
С развитием научно-технического прогресса и внедрением компьютерных технологий в сферу образования, способы донесения информации до учащихся в виде наглядного материала стали более востребованы. Одним из таких способов является инфографика. Под понятием «инфографика» понимают «область коммуникативного дизайна, в основе которой лежит графическое представление информации, связей, числовых данных и знаний» [2].
Инфографика является одним из способов визуализации данных, способствует процессу осмысления информации, так как задействуются сразу несколько каналов восприятия информации. Наличие ярко выраженных связей позволяет логично переходить от одного элемента к другому, проговаривая основные особенности изучаемого объекта, процесса или явления [5].
Основной целью использования инфографики является совершенствование процесса восприятия информации, объяснение сложной информации с использованием простых образов, а также передача данных в сжатом виде, который выглядит проще для восприятия и анализа, в сравнении с обычным текстом. Инфографика позволяет учитывать особенности учащихся, их способности и скорость восприятия информации, обеспечивая тем самым индивидуальный подход в процессе обучения.
Инфографику успешно можно использовать на различных этапах учебного занятия:
— ориентировочно-мотивационном;
— операционно-познавательном;
— контрольно-коррекционном;
— рефлексивном [1].
География как область знаний включает в себя анализ большого количества данных: динамика численности населения, климатические показатели, величина запасов природных ресурсов и т. д. Применение технологий инфографики в географии — это традиционный способ отображения информации на картах и картосхемах, который упрощает анализ представленных данных.
Особое внимание в обновлённом ФГОС ООО уделяется формированию у учащихся функциональной грамотности, то есть способности к компетентному и эффективному действию, умению находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощению найденных решений. Особое место среди метапредметных результатов уделяется работе с информацией. В географическом образовании читательская функциональная грамотность может быть соотнесена с такими предметными результатами, как
— «умение выбирать и использовать источники географической информации, необходимые для решения учебных, практико-ориентированных задач, практических задач в повседневной жизни;
— умение представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимому для решения учебных и практико-ориентированных задач» [4].
Одним из важнейших компонентов читательской грамотности является картографическая грамотность. Умение читать и анализировать информацию, которая представлена на карте и отражает реальные географические процессы и явления, относится как к предметным географическим, так и к метапредметным умениям, а также является проявлением читательской грамотности.
Опираясь на инфографику, учащиеся развивают навыки визуального восприятия информации. Умение читать графики, схемы и диаграммы расширяет их возможность критически оценивать информацию. На уроках географии можно использовать различные формы инфографики, такие как диаграммы, карты, схемы, графики, анимацию. Современные технологии позволяют интегрировать интерактивные элементы в инфографику. Например, использование онлайн-платформ для создания интерактивных карт, которые могут демонстрировать изменение демографической ситуации в мире или регионе, экологическое состояние окружающей природной среды и т. д., что помогает учащимся активно участвовать в процессе обучения.
В настоящее время учащиеся часто сталкиваются с изобилием информации, что может затруднять усвоение учебного материала. Инфографика помогает организовать информацию в более понятном виде. Используя карты, схемы и диаграммы можно продемонстрировать связи между явлениями и процессами, позволяя учащимся быстрее усваивать материал.
Инфографика как вспомогательный инструмент учебного процесса, позволяет визуализировать географическую информацию. Как правило, инфографика отражает распространение явления на какой-то определённой территории, или наоборот создание визуального образа территории [5]. Также она помогает иллюстрировать статистическую информацию, наглядными образами (рис. 1). При изучении темы «Естественное движение населения. Географические различия в пределах разных регионов России» в курсе географии 8 класса, целесообразно использовать наглядный материал и предложить учащимся проанализировать информацию инфографики и на примере отдельных регионов России рассмотреть демографическую ситуацию.
Рис. 1. Демографические показатели (коэффициент рождаемости), 2021 г. [3]
При самостоятельном создании инфографики (в ходе выполнения домашнего задания или практической работы) учащиеся могут использовать доступные инструменты в Microsoft Word, Power Point, Excel или других программах. Это позволяет обеспечить метапредметную связь между географией и информатикой, показать практическую значимость полученных на уроках информатики знаний, навыков работы с компьютером. Использование цифровых инструментов для создания инфографики открывает новые возможности в обучении. Платформы, такие как Canva или Piktochart, позволяют ученикам самостоятельно разрабатывать инфографику, что не только развивает творческие способности учащихся, но и помогает усвоить основы работы с цифровыми технологиями. В условиях современного мира это становится важным аспектом образования.
Подводя итог, следует отметить, что инфографика — это актуальный и современный инструмент для подачи материала. С помощью этого инструмента учащиеся легче воспринимают и усваивают большой объём информации, развивают способность поисковой деятельности и формируют функциональную грамотность. Применение инфографики способствует организации интерактивной совместной работы учащихся, способствует большей вовлечённости учащихся в учебный процесс и повышению уровня подготовки на уроках.
Литература:
1. Запрудский Н. И. Современные школьные технологии: пособие для учителей. Изд.2-е. Минск: Сэр-Вит, 2004. 288 с.
2. Лаптев В. В. Изобразительная статистика. Введение в инфографику. СПб: Эйдос, 2012. 180 с.
3. Оперативные демографические показатели за июнь 2021 года. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/70843/document/130321 (дата обращения: 25.12.2024).
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://irorb.ru/wp-content/uploads/2021/09/fgos-ooo-prikaz-minprosvescheniyarossii-ot-31.05.2021--287.pdf (дата обращения: 17.12.2024).
5. Янюк Ю. К. Геоинфографика как средство обучения географии. Педагогическая мастерская «MASTER GEO — 2022»: материалы ІІ Респ. науч.-метод. семинара работников сред. и высш. школы Респ. Беларусь, Минск, 1–2 нояб. 2022 г. / Белорус. гос. ун-т; редкол.: Е. Г. Кольмакова (гл. ред.), Е. В. Матюшевская, М. М. Ермолович. — Минск: БГУ, 2022. — С. 214–217.