Проектная деятельность на уроке биологии: проблемы ивозможности
Токарева Мария Игоревна, магистрант
Марина Антонина Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент;
Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
(Арзамасский филиал)
В статье раскрыты материалы исследования, связанные с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии основной школы.
Ключевые слова: проектная деятельность, учитель биологии, сложности и проблемы при организации проектной деятельности, тематика проектных работ, подходы к ее разработке.
Рассматривая проектную деятельность в качестве важнейшего средства достижения образовательных результатов изучения школьной биологии в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), основным препятствием к ее широкому использованию в опыте школьных учителей мы видим сложившиеся стереотипы мышления педагогов, традиционно относящие проектную деятельность к одной из форм внеурочной исследовательской работы, носящей, как правило, групповой характер и объединяющей мотивированных учащихся [1–4, 6].
Требования ФГОС к организации проектной деятельности, особенно четко сформулированные в Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения [5] в виде защиты индивидуального проекта, выступающего в качестве итоговой формы аттестации выпускника основной школы, заставляют школьного учителя существенным образом менять свое отношение к данному виду работы. Это требует от педагога переосмысления роли, места, формы реализации, этапов организации, вариантов представления проектной деятельности в целостном учебно-воспитательном процессе, изменения подходов к ее планированию, организации и реализации и, как следствие, изменению мышления педагога.
Так, если ранее проектная деятельность рассматривалась как добровольная форма работы учащихся с достаточно высоким уровнем учебных возможностей, то сегодня она приобретает массовый характер. Если ранее работа над проектом (в подавляющем большинстве случаев) носила длительный характер, то в настоящее время проект может (и должен!) быть реализован непосредственно на уроке, занимая незначительную по продолжительности, но не по значению, его часть. Если ранее конечным продуктом проектной деятельности выступали чаще всего разработанные рекомендации по изменению или улучшению чего-либо, то в современных условиях ими могут быть и творческие работы учащихся (стихи, эссе, буклеты, рисунки, фотографии, поделки…), научные работы учеников (доклады, рефераты, презентации, решенные задачи, кейсы и др.) и многие другие формы представления. Если ранее проектная деятельность затрагивала практически всегда (особенно в области естественнонаучных дисциплин) научно- исследовательскую проблематику, то в условиях обязательности реализации проектной деятельности всеми учениками (смотри требования метапредметных образовательных результатов!) она может приобретать и частично-исследовательский и даже реферативный характер.
Выбор проблематики и связанная с ним разработка тематики, по нашему мнению, и вызывает основные затруднения в деятельности многих учителей биологии.
Работая над магистерской диссертацией на тему «Организация проектной деятельности учащихся по биологии в условиях реализации ФГОС основного общего образования», мы попытались разработать разнообразную тематику проектных работ по курсу биологии для учащихся разных классов, учитывающую вышерассмотренные особенности проектной работы в соответствии с требованиями ФГОС. В качестве примера приведем тематику проектных работ по разделу «Человек и его здоровье» (таблица).
Таблица
Примерная тематика проектных работ по разделу «Человек и его здоровье»
№урока |
Примерные темы, раскрывающие (входящие в) данный раздел программы |
Варианты названия проектов |
Форма возможной отчетности |
|
Место человека в системе органического мира Эволюция человека |
- Человек как часть органического мира - Этапы эволюции человека - Различные теории эволюции человека |
- презентация - театральная зарисовка - диаграмма |
|
Расы человека |
- Теория возникновения рас |
- реферат |
|
История развития знаний о строении и функциях организма человека |
- Как устроен организм человека - Как древние познавали свое тело |
- модель из подручных средств - фотопрезентация |
|
Клеточное строение организма |
- Структурная единица всего живого Не просто клетка, а целая Вселенная |
- Доклад - видеопрезентация |
|
Ткани и органы |
- Что такое группа клеток? - Ткань не для платья - Насос организма |
- фотоколлаж - презентация - модель органа из подручных средств |
|
Системы органов |
- Помощники организма - Один за всех, и все за одного |
- реферат - сценка |
|
Координация ирегуляция. Гуморальная регуляция. |
- Невидимая организация нашего организма - Гормоны в черном |
- доклад - презентация |
|
Строение и значение нервной системы. |
- Нервные клетки не восстанавливаются? - Кто такой нейрон? |
- видеопрезентация - стенд-плакат |
|
Строение и функции спинного мозга |
- Что за бабочка в спинном мозге? |
- фотопрезентация |
|
Строение и функции головного мозга |
- Люди будущего или возможна ли пересадка головного мозга? - Открытия нейрохирургии |
- реферат - видеофильм |
|
Полушария большого мозга |
- Зачем человеку два полушария? - Сможет ли человек прожить без одного полушария? |
- доклад - реферат |
|
Анализаторы. Зрительный анализатор. |
- Что такое человеческий анализатор? - Можно ли верить своим глазам? - Фотоаппарат нашего организма |
- фотоколлаж - видеофильм - фотовыставка |
|
|||
|
Анализаторы слуха и равновесия. |
- Для чего действительно нужны уши. - Скрытые возможности слуховой системы. |
- доклад - опыт |
|
|||
|
Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус. |
- Что такой органолептический метод? - Нарушения восприятия вкуса - Почему язык в сосочках? |
- презентация - реферат - фотопрезентация |
|
Опора идвижение. Кости скелета Строение скелета |
- Широкая кость, правда или вымысел? - Вешалка для мышц и кожи - Почему кости ломаются? - Аномалии человеческого скелета |
- фотовыставка рентгеновских снимков - доклад - видеофильм |
|
Мышцы. Общий обзор. Работа мышц. |
- Двигательная система организма - Гипертрофия мышц - Устают ли мышцы |
- доклад - видеодоклад - практическая работа |
|
Внутренняя среда организма. Кровь |
- Кровь = жизнь? - Что такое сатурация? |
- видеодоклад - реферат |
|
Как наш организм защищается от инфекции |
- Невидимые стражи организма? - Сказка про инфекции… |
- сценка - сказка |
|
Транспорт веществ. Органы кровообращения. |
- Путешествие крови по организму - Вечно ли наше сердце? - Болезни сосудов - Древо дыхательной системы - Легкие и сигарета, друзья или враги? |
- сценка - модель из подручных средств - презентация - презентация |
|
Работа сердца. |
||
|
Движение крови по сосудам. |
||
|
Дыхание. Строение органов дыхания. |
||
|
Газообмен в легких и тканях. |
||
|
Пищеварение. Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме. |
- Для чего же мы едим? - Полезные продукты - Для чего нам слюни? |
- доклад - видеопрезентация - опыт |
|
Пищеварение в ротовой полости. |
||
|
Пищеварение в желудке и кишечнике |
||
|
Обмен веществ иэнергии. Пластический обмен |
- Откуда у нас энергия? - Электричество организма. |
- видеофильм |
|
Витамины. |
- Где прячутся витамины? |
- доклад |
|
Выделение. |
- Отходы организма |
- презентация |
|
Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции организма. |
- Почему кожа меняет цвет? - Что такое родинки? - Как не замерзнуть зимой и не сгореть летом? |
- фотоколлаж - реферат - памятка |
|
Размножение. |
- Две клетки, дающие жизнь - Жизнь в пробирке |
- видеопрезентация - доклад |
|
Развитие человека. Возрастные процессы. |
- Почему мы стареем? - Путешествие длиною 9 месяцев |
- презентация - фотостенд |
|
Высшая нервная деятельность Рефлекторная деятельность нервной системы |
- Нужен ли нам сон? - Что такое сознание? - Что такое IQ? - Можно ли вспомнить то, что забыл? - Возможности нашей памяти - Как темперамент влияет на человека? - Такие разные эмоции |
- видеофильм - презентация - созданный тест на IQ - сценка - презентация - доклад - фотоколлаж |
|
Бодрствование и сон Сознание и мышление. Речь. |
||
|
Познавательные процессы и интеллект. |
||
|
Память. Эмоции и темперамент |
||
|
Человек иего здоровье Высшая нервная деятельность Здоровье и влияющие на него факторы Оказание первой доврачебной помощи |
- Береги честь смолоду, а здоровье — снову. - Экстренная помощь - Болезни 21 века - Кто такие люди-моржи? - Почему нужно мыть руки? |
- памятка - плакат - презентация - фотоколлаж - памятка |
|
Вредные привычки Заболевания человека. Двигательная активность и здоровье человека |
||
|
Закаливание Гигиена человека |
Как видно из данных таблицы, большая часть предлагаемых проектов может быть реализована на уроке, что позволяет учащимся попробовать свои силы в самых разных амплуа: актера, режиссера, чтеца, оратора, сочинителя, исследователя, художника-оформителя и т. д. Все это, по нашему мнению, обеспечивает личностный рост учеников, позволяет более эффективно обеспечить достижение образовательных результатов, изменяет отношение самого учителя к собственной педагогической деятельности.
Литература:
- Марина А. В. Готовность школьных педагогов к реализации ФГОС общего образования как социальная проблема /А. В. Марина, Е. В. Баранова //Теория и практика психолого-социальной работы в современном обществе: материалы международной заочной научно-практической конференции. 25 февраля 2015г. / Под ред. Т. Т. Щелиной, Ю. Е. Болотина; Арзамасский филиал ННГУ. — Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2015. –С. 247–252.
- Марина А. В. Вопросы школьного учителя биологии о проектной деятельности учащихся в условиях перехода на ФГОС / А. В. Марина, С. Н. Трифонова, Т. В. Новаева // Биология в школе. — 2014. — № 5.- С. 16–23.
- Марина А. В. Особенности проектной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС основного общего образования / А. В. Марина, М. А. Кадетова // Молодой ученый. –2015. –№ 23.2 (103.2). — С. 29–34.
- Марина А. В. Переход на ФГОС основного общего образования: проблемы в деятельности учителя биологии и пути их решения / А. В. Марина, Е. А. Галкина, О. Б. Макарова // Биология в школе. — 2016. –№ 1. –С. 17–24.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [Составитель Е. С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 342с. — (Стандарты второго поколения).
- Токарева М. И. Алгоритм организации проектной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС основного общего образования./ М. И. Токарева //Педагогические чтения в ННГУ: сборник научных статей / Отв. ред.И. В. Фролов; Мин.обр.науки РФ, Мин.обр. НО, Арзамасский филиал ННГУ. — Нижний Новгород — Арзамас: 2015.– С 673–676.