В последние десятилетия в образовательной сфере наблюдается значительный сдвиг в подходах к обучению, что связано с необходимостью подготовки учащихся к жизни в быстро меняющемся мире. Данные изменения, требуют преобразований в образовательном процессе, применения новых педагогических технологий, методик и приемов, которые позволяют обеспечить индивидуальный подход к развитию личностных качеств, творческой инициативности, умения самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, извлекать и использовать необходимую информацию. В условиях глобализации и стремительного развития технологий традиционные методы обучения, основанные на передаче знаний от преподавателя к обучающемуся, становятся недостаточными для формирования полноценной личности, способной к критическому мышлению, креативности и эффективному взаимодействию с окружающими.
На сегодняшний день действенным средством для реализации вышеуказанных компетенций является использование в процессе изучения биологии проектной технологии. Данная технология обеспечивает формирование деятельностной, коммуникативной, информационной и рефлексивной компетенций, которые, в свою очередь, представляют собой способности рациональной и эффективной организации и объединение своих внутренних и внешних источников, позволяющих поставить определённые цели и задачи в обучении и достигнуть их.
Одним из важных аспектов проектной технологии является формирование ряда социальных компетенций, таких как: инициативность, социальный интеллект, ответственность, готовность к сотрудничеству.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью поиска новых подходов к обучению, которые бы соответствовали требованиям современного общества. В условиях, когда информация становится доступной в любой момент, важным становится не только знание, но и умение применять его на практике. Проектная деятельность предоставляет учащимся возможность не только изучать теорию, но и применять полученные знания в реальных условиях, что способствует более глубокому пониманию материала и его значимости.
Видение Дж. Дьюи о проектной деятельности подчеркивает важность связности обучения и опыта, что позволяет учащимся глубже понять окружающий мир. Эффективное проектное обучение основано на диалоге, разнообразии учебных приемов и четкой структуре, что несомненно ведет к формированию необходимых в современном обществе, креативных и критически мыслящих личностей.
Проектный метод базируется на нескольких основных понятиях и принципах, которые определяют его эффективность. Одним из ключевых принципов проектного обучения является диалогичность. Данная концепция предполагает активное взаимодействие всех участников образовательного процесса — обучающихся, преподавателей, тьюторов, тэкспертов. Диалог способствует обмену знаниями, выработке общих стратегий действий и совместному решению поставленных задач. Именно через взаимодействие и обсуждение идей учащиеся развивают навыки коммуникации, учатся выслушивать мнения других и конструктивно вырабатывать свои собственные.
Еще одним важным понятием в рамках проектной технологии является использование разнообразных учебных приемов для решения проблем учащимися. Метод проектов поощряет обучающихся к самостоятельному исследованию, критическому мышлению и поиску нестандартных подходов к решению задач. Этот подход способствует формированию компетенций, необходимых в современном мире: умение быстро находить информацию, анализировать ее, принимать решения и презентовать результаты своей работы.
Структурированные этапы проектирования также играют важную роль в процессе обучения. Инициирование проекта, планирование его основных этапов, контроль за выполнением задач и реализация итоговых продуктов — все это помогает обучающимся научиться организовывать свою деятельность, управлять временем и ресурсами, а также видеть проект в целом, разбивая его на более управляемые части.
Важным аспектом успешного проекта является поддержка учащихся на каждом этапе работы, начиная с постановки задачи и завершая презентацией результатов. Одним из важных способов поддержки учащихся является создание пространства для самостоятельной работы и исследований. Это позволяет стимулировать их интерес, развивать самоорганизацию и креативное мышление, а также способствует формированию навыков работы в группе.
Следующим важным аспектом поддержки учащихся в проектной деятельности является обеспечение доступа к необходимым ресурсам и информации. Предоставление учащимся возможности использовать современные информационные технологии, библиотечные фонды, лаборатории и другие ресурсы способствует раскрытию их потенциала и обогащению проектов новыми идеями.
Правильный выбор методов и приёмов позволит успешно реализовать проект.
Классификация проектов достаточно широка, но в данной статье я остановлюсь более подробно на интегрированном проекте, в частности на реализации проектов по биологии и смежных предметов.
Интегрированный проект — это проект, который объединяет смежную тематику нескольких предметов.
Интегрированный проект:
– объединяет разные предметы на основе общего подхода;
– служит средством интенсификации обучения;
– воплощает межпредметные связи на качественно новой ступени.
На стыке естественнонаучного и гуманитарного образования, например, обществознание, удачно реализуются проекты духовно-нравственной направленности. Такие проекты реализуют духовно-нравственный потенциал воспитания и здоровьесберегающий аспект образовательно–развивающего процесса.
Интеграция биологии и истории охватывает множество тем, становясь основой для увлекательных проектов. Например, можно изучить влияние человеческой деятельности на экосистемы, последствия эпидемий и пандемий, развитие сельского хозяйства и интродукцию культурных растений и животных. Темы антропогенеза, исследуемые в рамках обеих дисциплин, открывают новые горизонты.
На стыке данных наук отличная реализуется проекты с военной составляющей: вклад учёных — биологов, врачей в развитие военной медицины, помощи армии в ходе различных войн, разработка биологического оружия, способов применения средств защиты и устранения последствий после применения оружия массового поражения.
Сегодня особенно актуальна биоинформатика — междисциплинарная область, объединяющая биологию, информатику, физику и генетику. Для реализации таких проектов можно прибегнуть к сотрудничеству с различными вузами, научно-исследовательскими институтами и лабораториями. Отличной основой для выполнения таких проектов станет использование программ и приложений для моделирования и визуализации молекул различных веществ и структуры, использование баз данных структуры нормальных и мутантных генов и белков.
Одним из актуальных направлений проектной деятельности является продовольственная безопасность. В области сельского хозяйства можно изучить способы биологической защиты растений, профилактики и лечения заболеваний культурных растений, домашних животных, а также сравнить эффективность, стоимость и условия реализации данных способов.
Также можно исследовать безопасность продуктов питания, способов упаковки и влияние материалов, из которых она изготовлена, на сам продукт и здоровье человека.
Достаточно легко реализовать проекты с высокой практической значимостью в области пищевой промышленности: хлебопечение, кисломолочного производство, и другие
Таким образом, проектное обучение, как метод, направленный на активное вовлечение учащихся в процесс познания, имеет огромное значение для их личностного роста и развития. Практическое применение проектного обучения в образовательных учреждениях демонстрирует его эффективность и актуальность в современных условиях. Важно, чтобы образовательные учреждения продолжали развивать и внедрять проектные методы в учебный процесс, создавая тем самым условия для формирования компетентных, креативных и ответственных личностей, готовых к вызовам современного мира. В заключение, можно сказать, что технология проектов не только обогащает образовательный процесс, но и формирует у учащихся важные жизненные навыки, которые будут служить им опорой на протяжении всей жизни. Важно продолжать исследовать и развивать эту технологию, адаптируя ее к меняющимся условиям и потребностям общества, чтобы обеспечить качественное образование и всестороннее развитие личности каждого обучающегося.
Литература:
1. Бородкина, Э. Н. Реализация целевых образовательных проектов школы и семьи как форм соуправления образовательным учреждением на основе партнерства и сотрудничества // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. — 2013. — № 3. — С. 50–57
2. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. — М., 2000.
3. Вебер, С. А. О механизме реализации личностных ресурсов старшеклассников через проектную деятельность // Воспитание школьников. — 2013. — № 1. — С. 16–23
4. Игнатова И. Б., Сушкова Л. Н. Проектные технологии как метод обучения: историко-педагогический анализ // Теория и практика общественного развития. — 2011. — № 1.