На обложке изображен Симон Львович Соловейчик (1930–1996),
советский и российский публицист, преподаватель, теоретик педагогики,
журналист, теле- и радиоведущий.
Симон Львович родился в Симферополе 1
октября 1930 года. На
детские годы выдающегося педагога и писателя советского времени пришлась
война и жизнь в эвакуации. В юности он работал пионервожатым,
а потом преподавал русский язык и литературу в библиотечном
техникуме в небольшом городе Зубцове. В Москве он закончил филологический
факультет МГУ и работал корреспондентом таких изданий, как газета
«Строитель стадиона», журнал «Пионер», «Комсомольская правда». В то же
время он стал автором большого количества публикаций на общественные, семейные,
школьные, музыковедческие темы. Уже тогда он задумывался о принципах, на которых
построена система образования и воспитания в Советском Союзе.
На радиостанции «Маяк» Соловейчик вёл
передачу под названием «Я купил пластинку», а на центральном телевидении
был ведущим ежедневных передач «Час ученичества» и «Педагогика для всех».
В жизни Симона Львовича был период, когда
он отказался от работы во всех периодических изданиях, чтобы посвятить время
написанию собственных книг. В это время была написана «Педагогика для
всех» и ряд других книг.
Он стал соучредителем «Учительской
газеты», из которой в 1990-е годы выросла газета «Первое сентября», сценаристом
программы «Час ученичества». Отец троих детей, Соловейчик щедро делился
в своих книгах наблюдениями за собственными сыновьями и дочерью.
Его идеи легли в основу так
называемой педагогики сотрудничества. Соловейчик как будто жил в реальности,
параллельной традиционной советской педагогике, в которой генеральной
линией было «искоренение дурной природы ребёнка» (лени, слабоволия, трусости)
и жёсткое внушение норм общества: коллективизма, товарищества, стойкости
и пренебрежения к своим чувствам.
Свобода — ключевое понятие в трудах
Соловейчика. Внутренняя свобода — это основа развития: и нравственного,
и интеллектуального. Научить ей нельзя, можно только воспитать своим
примером и правильными отношениями с ребёнком. Свобода не равна
попустительству или, как выражается Соловейчик, освобождению от дисциплины.
Свобода в школе — это не хаос, а право мыслить вне рамок,
задавать вопросы, ощущать себя личностью, даже если находишься в положении
младшего, ученика. И эту свободу учитель может и должен воспитывать,
быть её примером.
Принижение ребёнка, снисходительное
отношение, одёргивание — это путь к тому, что его развитие остановится,
пропадёт любопытство и интерес к учёбе и вообще к чему-то
новому. Зубрёжка и скучный материал «для середнячков» — одна из причин,
почему дети не любят учиться, считал Соловейчик. Это не значит, что учиться
в школе должны только талантливые дети. Наоборот, Соловейчик разделял
советские идеалы обучения, доступного для всех. Но задачи, которые даёт ребёнку
школа, должны быть для него трудными и вдохновляющими, он должен
чувствовать, что по-настоящему развивается. И плотная загруженность —
ещё не показатель этого.
Симон Соловейчик фактически воспроизвел
в своих работах идеи теории объектных отношений, которые в начале XX
века сформулировали западные психоаналитики Мелани Кляйн, Дональд Винникот,
Майкл Балинт и другие. Воспитание, писал он, зависит от трёх переменных:
взрослые, дети и отношения между ними.
Совсем маленький ребёнок, объяснял
Соловейчик, нуждается в безоговорочном признании его чувств и желаний,
а ещё — в стойкой вере в то, что мир в основном
справедлив и добр. Такой идеализм служит детям защитой, без которой им будет
страшно и невыносимо жить. Но постепенно ребёнок растёт, и ему
становится важно узнавать и другие стороны жизни, учиться справляться
с неприятностями.
Гонять во дворе собак, шутил Соловейчик, —
это тоже развитие. Ребёнок должен развиваться и психически, и физически.
И порой проявления этого развития — шум, беготня, громкие крики —
нарушают комфорт взрослых и их представления о приличиях. Но подавление
природы непременно «отомстит», нельзя подавлять ребёнка только потому, что он неудобен.
И наоборот — кружки и секции, которые вроде бы предназначены для
развития, не всегда на самом деле отвечают этому. Любознательность, интерес
к миру — показатели внутренней живости ребёнка, и сохранить её важнее,
чем сохранить дисциплину или хорошие оценки.
Симон Львович умер в 1996 году в Москве.
Он похоронен на Востряковском кладбище.
Его сын, Артем Симонович Соловейчик,
продолжает дело отца в качестве главного редактора издательского дома
«Первое сентября».
По повести Соловейчика «Печальный однолюб»
была поставлена пьеса, а по повести «Ватага «Семь ветров» снят 8-серийный
телефильм.