Развитие личностных и педагогических компетенций педагогов в работе с родителями, посещающими консультационный центр | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Развитие личностных и педагогических компетенций педагогов в работе с родителями, посещающими консультационный центр / Д. Р. Шафикова, А. Р. Замдиханова, О. В. Ковшова [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 11 (48). — С. 79-83. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/211/6796/ (дата обращения: 17.12.2024).



Ключевые слова: консультационный центр, электронный ресурс, детский сад, родитель, педагог, ребенок, дошкольное образование, ограниченная возможность здоровья, совместная деятельность, семья.

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям.

В. Ф. Одоевский

Основная задача педагога — это постоянное развитие и беспрерывное обучение. Чтобы быть хорошим учителем необходимо знать не только предмет, который преподаете, но и быть компетентным во всех сферах жизни. Именно поэтому педагоги разрабатывают собственные методики, пишут статьи и сборники полезной информации для коллег или учеников. Подход к образованию детей постоянно меняется и совершенствуется, хотя и во всём мире по-разному и в разном темпе.

Вместе с тем пандемия коронавируса ещё в прошлом году поставила педагогов по всему миру в непростое положение, когда буквально на ходу приходилось осваивать новые практики, в том числе дистанционное обучение, и не у всех это получалось на нужном уровне. Однако и при обычном очном обучении всё более важным становится держать, что называется нос по ветру, следя за актуальными тенденциями в образовании и в целом являться современным человеком с точки зрения работы с информацией и коммуникаций. Сфера образования никогда не застывает в своём развитии, и важно не оказаться на обочине профессиональной жизни.

Семинар для родителей

Рис. 1. Семинар для родителей

Сложности родителей в воспитании детей дошкольного возраста во многом связаны с их недостаточной психолого-педагогической компетентностью. Несмотря на большое количество существующих на сегодняшний день педагогических пособий, они не могут решить проблемы каждой конкретной семьи. Поэтому родителям необходима консультативная помощь специалистов. В настоящее время активно развиваются новые формы дошкольного образования. Одной из таких форм является организация консультационных центров на базе ДОУ для родителей (законных представителей) с детьми дошкольного возраста, преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию.

На базе нашего детского сада «Бэлэкэч» функционирует Консультационный центр для родителей (законных представителей) детей, не посещающих детский сад от 0 до 7 лет. Консультационный центр, является одной из форм оказания помощи семье в воспитании и развитии детей дошкольного возраста, создан для обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) дети которых посещают и не посещают ДОУ, поддержки всестороннего развития личности детей. Поэтому наша основная задача заключается не только в предоставлении родителям готовых рецептов по любой проблематике, современной, своевременной и достоверной педагогической информации, но и в умении пробудить и поддержать у родителей интерес к совместной деятельности со своим ребёнком дома, в формировании практических навыков.

Занятие с родителями

Рис. 2. Занятие с родителями

Работа с родителями одна из важнейших сторон деятельности ДОУ. Семья — первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. Идея взаимодействия педагогов с родителями тесно связана с кардинальной перестройкой работы с семьей: переход от монологических форм работы к диалогу, размышлению, вовлечение родителей в разнообразную совместную деятельность с детьми. Такой подход сделает педагогов единомышленниками, поднимет психолого-педагогическую компетентность родителей и эмоционально сблизит их со своим ребенком. Характеристика современного родителя, особенно это касается родителей малышей, только пришедших в детский сад, заставляет искать всё более новые формы активного взаимодействия с семьёй, вести в системе педагогическое просвещение родителей для вовлечения их в образовательную деятельность ДОУ.

Работа педагогов в Консультационном центре позволяет им совершенствовать свои профессиональные и личностные качества. На основе полученных знаний, умений, приобретенных педагогом в ходе работы, позитивного опыта своих коллег, оформленного в виде конспектов занятий, мероприятий и хранящегося в методическом кабинете, педагоги создают и оформляют методическую разработку — алгоритм проектирования, осуществления и рефлексии образовательной деятельности, требования к ее организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования, применение которой в практике гарантирует эффективное осуществление данной деятельности. При этом главным результатом усовершенствованных качеств педагога следует считать не сумму единиц усвоенной информации, а необходимые изменения, предполагающие динамику личностного развития педагогов. Наш Консультационный центр могут посещать не только педагоги нашего детского сада, но и других детских садов, и специалисты других организаций, работающие с родителями.

Семинар для педагогов

Рис. 3. Семинар для педагогов

Наша задача — повысить педагогические компетенции не только родителей, но и педагогов, для этого мы внедрили и реализовали тренинги и обучающие сессии. Тренинги и обучающие сессии строятся в форме коуч-сессий.

Коучинг есть раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности (Т. Гэллвей).

Коучинг (англ. С oaching — наставлять, тренировать для специальных целей, репетировать, воодушевлять, готовить к экзаменам). Используется, чтобы максимально повысить результативность личности в ее персональной и профессиональной деятельности.

Коучинг — это процесс повышения профессиональной и педагогической компетентности и эффективности в обеспечении трех областей руководства:

а) коммуникативная область, предусматривающая намерения, видение и цели организации;

б) выстраивание взаимоотношений и содействие взаимодействию, приводящие к высокоэффективной работе команды;

в) обеспечение высокой эффективности исполнения и получения результата.

Коучинг принесёт положительный результата, такой как:

а) Повышение мотивации воспитателей к эффективному и продуктивному взаимодействию с коллегами, детьми и родителями;

б) Повышение самостоятельности в самообразовании и саморазвитии педагогов;

в) Распространение педагогического опыта педагогов среди начинающих воспитателей, вовлечённых в разработку педагогической идеи;

г) Оказание эффективной помощи для достижения поставленных целей в их профессиональной деятельности;

д) Подведение педагогов к адекватному решению возникших проблем в организации педагогической деятельности;

е) Развитие навыков управления личным временем;

ж) Улучшение отношений в семье и с другими людьми;

з) Преодоление стресса;

и) Повышение уверенности в себе;

к) Эффективное и быстрое преодоление неблагоприятных жизненных обстоятельств.

В данном процессе осуществляется индивидуальная поддержка педагогов, которые ставят перед собой задачу профессионального и личностного роста, повышения персональной компетентности.

Образование — право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…» Кофи Аннан (1998)

Наш Консультационный центр посещают дети с особыми образовательными потребностями. Как правило такие дети редко посещают дошкольные учреждения. Для родителей детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, в которых можно получить консультацию опытных специалистов: педагогов, психологов, логопедов, медицинских работников по различным проблемам воспитания, развития и обучения детей.

Работа с такими детьми и их родителями также совершенствует профессиональную и личностные компетенции.

Занятие с ребенком ОВЗ

Рис. 4. Занятие с ребенком ОВЗ

Готовность к оказанию помощи — интегральное личностное качество, включающее милосердие, эмпатию, толерантность, педагогический оптимизм, высокий уровень самоконтроля и саморегуляции, доброжелательность, умение наблюдать, способность суммировать наблюдения и использовать увеличившийся объем информации о ребенке (взрослом) для оптимизации педагогической работы; перцептивные умения(способности проникать во внутренний мир ребенка, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний); креативность, творческий подход к решению проблем, задач педагогической работы и др. Педагог должен осознавать значимость этих качеств и, работая с детьми с особыми образовательными потребностями, он их совершенствует.

Таким образом, профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья предполагает сформированность целого комплекса качеств, которые основываются на личностных ресурсах.

Задача педагога помочь родителям, установить доброжелательные и доверительные отношения со своим ребёнком, научить видеть и понимать «особые» потребности развития ребёнка с ОВЗ. Положительный результат может быть достигнут только в рамках единого образовательного пространства, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения и родителями на протяжении всего дошкольного детства.

Включение родителей в совместную деятельность со специалистами, педагогами предполагает поэтапное обучение родителей педагогическим технологиям, так как они выступают основными заказчиками образовательных услуг для своих детей с ОВЗ. Задача родителей заключается в организации жизни ребёнка таким образом, чтобы он мог ощущать свою принадлежность к обществу. Вселить в родителей веру в успех и в необходимость в развитии своего ребёнка наша с вами задача!

Педагог — это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней (Анатолий Васильевич Луначарский).

Совместная работа позволяет нам проводить мозговой штурм. Лучшие идеи педагогов реализуются в дальнейшем. Педагогика будущего должна быть именно такой, легкой, радостной и творческой, основанной на прочном фундаменте серьезных знаний и умений, но главное — на любви к детям и интересе к их миру.

Семинар для педагогов

Рис. 5. Семинар для педагогов

Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием — его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.

Семья и детский сад — два воспитательных феномена, каждый из которых по- своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Взаимодействие родителей и ДОУ редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели — воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Литература:

  1. Методика обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. [Электронный ресурс]: справочник. -Режим доступа: «https://infourok.ru/metodika-obucheniya-detey-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovya-2060658.html» (дата обращения: 12.11.2021).
  2. Взаимодействие с родителями как фактор психолого-педагогической абилитации и реабилитации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: статья. — Режим доступа: «https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-s-roditelyami-kak-faktor-psihologo-pedagogicheskoy-abilitatsii-i-reabilitatsii-doshkolnikov-s-ogranichennymi» (дата обращения: 12.11.2021).
  3. Коучинг для начинающих педагогов [Электронный ресурс]: статья. — Режим доступа: «https://infourok.ru/kouching-dlya-nachinayuschih-pedagogov-2429863.html» (дата обращения: 12.11.2021).
  4. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство с использованием инновационных форм и методов взаимодействия с родителями воспитанников [Электронный ресурс]: статья. — Режим доступа: «https://scienceforum.ru/2018/article/2018000443» (дата обращения: 12.11.2021).
  5. Адаптивность и постоянное развитие: что требуется от современного педагога? [Электронный ресурс]: статья. — Режим доступа: «https://sm.news/adaptivnost-i-postoyannoe-razvitie-chto-trebuetsya-ot-sovremennogo-pedagoga-13271/» (дата обращения: 12.11.2021).
  6. Постоянное развитие, обучение и поиск новой информации — главное в педагогической деятельности воспитателей, учителей, педагогов [Электронный ресурс]: статья. — Режим доступа: «https://inlugansk.ru/russia/16590» (дата обращения: 12.11.2021).

Похожие статьи

Организация воспитательной работы с обучающимися дошкольного возраста

Социальное партнерство семьи и дошкольного образовательного учреждения как условие расширения сферы участия родителей в организации духовно-нравственного воспитания дошкольников

Организация консультативной работы педагога-психолога с родителями дошкольников

В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения семьи и повышения компетенции родителей. Представлено исследование эмоционально-психологических особенностей членов семьи, стили и методы воспитания. Отражены основные аспекты д...

Организация социального партнерства дошкольного образовательного учреждения с семьёй в формировании здорового образа жизни

Проблемы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в учреждениях санаторно-курортной сферы

Воспитание толерантных взаимоотношений у детей младшего школьного возраста на общешкольных мероприятиях в инклюзивной образовательной среде

Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья к школе в условиях учреждения дополнительного образования

Социальный интеллект воспитанников школы-интерната

Инновационная форма работы ДОУ — школа для родителей

В статье рассматриваются современные формы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников, направленные на повышение компетенций осознанного родительства.

Развитие обучающихся старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования

Похожие статьи

Организация воспитательной работы с обучающимися дошкольного возраста

Социальное партнерство семьи и дошкольного образовательного учреждения как условие расширения сферы участия родителей в организации духовно-нравственного воспитания дошкольников

Организация консультативной работы педагога-психолога с родителями дошкольников

В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения семьи и повышения компетенции родителей. Представлено исследование эмоционально-психологических особенностей членов семьи, стили и методы воспитания. Отражены основные аспекты д...

Организация социального партнерства дошкольного образовательного учреждения с семьёй в формировании здорового образа жизни

Проблемы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в учреждениях санаторно-курортной сферы

Воспитание толерантных взаимоотношений у детей младшего школьного возраста на общешкольных мероприятиях в инклюзивной образовательной среде

Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья к школе в условиях учреждения дополнительного образования

Социальный интеллект воспитанников школы-интерната

Инновационная форма работы ДОУ — школа для родителей

В статье рассматриваются современные формы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников, направленные на повышение компетенций осознанного родительства.

Развитие обучающихся старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования

Задать вопрос