Организация работы по повышению уровня квалификации педагогов в условиях модернизации системы дошкольного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №53 (395) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 30.12.2021

Статья просмотрена: 140 раз

Библиографическое описание:

Лукьянова, С. Е. Организация работы по повышению уровня квалификации педагогов в условиях модернизации системы дошкольного образования / С. Е. Лукьянова, А. В. Ромашина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 53 (395). — С. 234-236. — URL: https://moluch.ru/archive/395/87462/ (дата обращения: 16.12.2024).



Авторы статьи раскрывают работу по повышению уровня квалификации педагогов в инновационной деятельности.

Ключевые слова: инновационная деятельность, педагогическая компетентность.

Модернизация системы дошкольного образования, связанная с новым законом «Об образовании в Российской Федерации», с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, ставит педагогическими работниками задачу создания в дошкольном учреждении таких условий, которые обеспечили бы своевременное и полноценное развитие личности ребенка. «Педагогические работники обязаны развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать культуру здорового и безопасного образа жизни (Статья 48. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Для реализации поставленной задачи методической службой дошкольного учреждения ведется большая работа по повышению уровня квалификации педагогов за счет вовлечения педагогов в инновационную деятельность. Работая в традиционном режиме, к инновационной деятельности привлекался небольшой круг педагогов, а остальные педагоги занимали пассивную позицию. Для преодоления данной ситуации методической службой ДОО был разработан, механизм вовлечения педагогов в инновационную деятельность.

Реализация данного механизма вовлечения педагогов в инновационную деятельность позволила нам:

— объединить интеллектуальные ресурсы педагогов,

— получить разные подходы к решению поставленных проблем,

— обеспечить продвижение педагога от заинтересованного любопытства к продуктивному взаимодействию и к раскрытию собственного потенциала.

Мы считаем, что наряду с использованием традиционных форм работы (семинары–практикумы, открытые мероприятия, консультации), использование интерактивных форм и методов позволяет обеспечить более высокий уровень повышения профессиональной компетентности педагогов в области обеспечения психологической безопасности образовательного процесса.

Инновационные интерактивные методы:

Банк идей — это рациональный способколлективного решения проблем, не поддающихся решению традиционным способом.

Мастер-класс дает возможность представить свой опыт работы.

Тренинг формирует умение быстро реагировать и находить выход из сложных педагогических ситуаций.

КВН, «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай» — развивают умение находить оптимальный вариант решения задачи.

Деловая игра и метод дидактической игры способствуют выработке умений находить решение новых проблем.

Аукцион идей стимулирует педагогов к творчеству.

Педагогический ринг ориентирует на изучение новейших исследований в педагогике и психологии и формирует умение аргументировать свою позицию.

Мозговой штурм это возможность получить лучший вариант из множества предложенных идей.

Результатом использования интерактивных форм и методов в работе с педагогами стало:

1. Создание обстановки творческого поиска в освоении новых форм и методов, способствующих созданию психологически комфортной образовательной среды.

2. Повышение мотивации инновационной деятельности.

3. Совершенствование знаний, умений и навыков, способствующих повышению профессиональной компетентности.

4. Приобретение опыта коллективной деятельности, взаимного уважения, поддержки, сотрудничества, терпимое отношение к критике.

5. Развитие способности участвовать в коллективном обсуждении, высказывать оригинальные идеи, аргументировать собственные выводы, изобретать что-то новое, участвовать в соревнования умов и талантов.

Отбор содержания повышения квалификации педагогов, форм и методов его осуществления определяется в планах работы ДОУ: в Программе развития, годовом плане и месячных планах работы.

В условиях модернизации и развития образования методические структуры считают основными направлениями деятельности следующее:

— Ознакомление педагогического коллектива с новыми программами, технологиями, учебно-методическими пособиями.

— Изучение уровня профессиональной подготовки педагогов.

— Анализ результативности работы дошкольного образовательного учреждения и разработки рекомендаций по совершенствованию качества образовательной деятельности в детском саду, городе.

— Организация помощи образовательному учреждению в проведении опытно-экспериментальной работы.

— Диагностика профессиональных потребностей педагога.

— Участие методических служб в аттестационных, экспертных, конкурсных комиссиях.

Чтобы педагогически целесообразно организовать повышение квалификации, необходим научно-методический центр (в детском саду — это методический кабинет), в котором педагоги могут познакомиться с новыми методиками, технологиями и программами дошкольного обучения и воспитания и т. п. В детском саду существуют различные формы методической работы для повышения квалификации педагогов, каждая из которых имеет свои специфические особенности:

— Педагогические Советы

  • Обучающие семинары и деловые игры

— Индивидуальные и групповые консультации

  • Открытые просмотры
  • Психологические тренинги
  • ППО
  • Научная среда
  • Педагогические часы и др.

В управленческой деятельности мы придерживаемся дидактического правила: учить учиться — актуально.

Мы считаем, что педагоги активно познают неизвестное, каким бы ни был их индивидуальный стиль познания, и обучение взрослых эффективно в том случае, когда:

— оно отвечает их текущим нуждам и глубоко мотивировано;

— связано с их прошлым и настоящим опытом;

— участники активно вовлечены в процесс обучения, и сами им управляют;

— создана атмосфера взаимного уважения;

— есть возможность сразу применить полученные знания в реальной жизни и добиться успеха.

Мы придерживаемся мнения, что значительная роль в расширении профессиональной компетентности педагогов отводится самообразованию, которое рассматривается нами как:

— форма, в которой осуществляется познавательная деятельность;

— компонент системы непрерывного образования;

— индивидуально-личностный процесс целенаправленного совершенствования;

объективно-необходимый процесс, связанный с развитием творческого потенциала личности.

В качестве основных условий повышения информированности педагогов мы рассматриваем следующее:

— формирование в детском саду библиотеки;

— обеспечение оперативного доступа к периодическим научно-педагогическим и научно-методическим изданиям;

— оборудование читального зала, что повышает охват количества пользователей информацией;

— организация участия педагогов в семинарах, конференциях, педагогических чтениях и т. д., с целью взаимообмена опытом осуществления профессионально-педагогической деятельности;

— наличие технических систем.

В современных условиях, когда увеличивается количество детей, имеющих проблемы в психическом развитии, когда сам образовательный процесс нередко становится фактором риска, способствуя нарушению психического здоровья детей, когда целью воспитания является формирование человека, способного принимать ответственные решения, творчески ставить цели и их достигать, особые требования предъявляются к личности воспитателя, его профессиональной компетентности и уровню профессионального мастерства.

Мы хотим, чтобы педагоги стремились к переменам и порождали их, принимали самостоятельные решения и несли за них ответственность, чтобы, повышая свой профессиональный уровень помнили: обучение — это процесс, продолжающийся всю жизнь.

Комплексная и системная работа методической службы ДОО по включению педагогов в инновационную деятельность способствовала положительной динамике роста профессиональной компетентности педагогов и созданию психологически комфортной образовательной среды, предполагающей снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса, создание в образовательном учреждении такой атмосферы, которая способствует развитию способностей, склонностей, возможностей педагогов.

Литература:

1. Авдеев В. В. Формирование команды. 2 изд. — М.: Сфера, 1999–544 с.

2. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. — М., 1990. — 239 с.

3. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. — М., 1989. с. 238.

4. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать. — М.: Просвещение, 1991. 176 с.

Основные термины (генерируются автоматически): инновационная деятельность, детский сад, методическая служба, профессиональная компетентность педагогов, взаимное уважение, дошкольное образование, дошкольное учреждение, комфортная образовательная среда, образовательное учреждение, Российская Федерация.


Похожие статьи

Внедрение новой системы повышения мотивации педагогических работников в общеобразовательной организации

В данной статье рассматривается новая система стимулирования педагогических работников традиционной школы на работу в инновационном режиме в условиях реализации федеральных государственных стандартов второго поколения.

Формирование профессиональной компетентности молодых педагогов дошкольного образования

В статье рассматривается проблема совершенствования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования, представлен опыт работы по формированию профессиональной компетентности молодых педагогов через реализацию модели методической помо...

Комфортная профессиональная среда как фактор мотивации педагога к инновационной деятельности

Статья посвящена вопросу влияния комфортной профессиональной среды на совершенствование личности педагога и его инновационную активность.

Инновационная деятельность учителя начальных классов при реализации Федеральной образовательной программы

Статья посвящена описанию практического опыта при реализации Федеральной образовательной программы начального общего образования. Авторами разработана Модель инновационной деятельности учителя начальной школы. Описаны инновационные процессы в начальн...

К проблеме мотивов профессионального развития педагогов средних профессиональных образовательных учреждений

В статье раскрывается проблема развития факторов мотивации профессионального развития у педагогов в средних профессиональных образовательных учреждениях. Анализируются управленческие инструменты и стратегии, способствующие повышению мотивации к профе...

Повышение уровня мастерства педагогов дошкольного образования

Статья посвящена актуальной проблеме совершенствования профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования, развития их личностно-профессиональных качеств в условиях дошкольной образовательной организации средствами активных методов обучени...

Проблемы подготовки и переподготовки педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений к инновационной деятельности

В данной статье раскрываются вопросы, связанные с подготовкой и переподготовкой педагогических кадров к инновационной деятельности в системе повышения квалификации. Определены основные факторы, обеспечивающие успешность подготовки и переподготовки уч...

Проблемы подготовки и переподготовки педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений к инновационной деятельности

В данной статье раскрываются вопросы, связанные с подготовкой и переподготовкой педагогических кадров к инновационной деятельности в системе повышения квалификации. Определены основные факторы, обеспечивающие успешность подготовки и переподготовки уч...

Современные подходы в образовании будущих дизайнеров в процессе формирования профессиональных и первичных способностей

В данной научной статье выявлены и рассмотрены задачи педагогического обучения молодых дизайнеров в процессе формирования готовности к инновационной и профессиональной деятельности.

Взаимодействие администрации и педагогического коллектива в условиях инновационного развития дошкольной образовательной организации

Статья посвящена взаимодействию руководителя дошкольной организации и педагогического коллектива в условиях инновационного развития. Автором в статье раскрыты принципы, задачи и этапы включения в инновационную деятельность. Показана организационная с...

Похожие статьи

Внедрение новой системы повышения мотивации педагогических работников в общеобразовательной организации

В данной статье рассматривается новая система стимулирования педагогических работников традиционной школы на работу в инновационном режиме в условиях реализации федеральных государственных стандартов второго поколения.

Формирование профессиональной компетентности молодых педагогов дошкольного образования

В статье рассматривается проблема совершенствования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования, представлен опыт работы по формированию профессиональной компетентности молодых педагогов через реализацию модели методической помо...

Комфортная профессиональная среда как фактор мотивации педагога к инновационной деятельности

Статья посвящена вопросу влияния комфортной профессиональной среды на совершенствование личности педагога и его инновационную активность.

Инновационная деятельность учителя начальных классов при реализации Федеральной образовательной программы

Статья посвящена описанию практического опыта при реализации Федеральной образовательной программы начального общего образования. Авторами разработана Модель инновационной деятельности учителя начальной школы. Описаны инновационные процессы в начальн...

К проблеме мотивов профессионального развития педагогов средних профессиональных образовательных учреждений

В статье раскрывается проблема развития факторов мотивации профессионального развития у педагогов в средних профессиональных образовательных учреждениях. Анализируются управленческие инструменты и стратегии, способствующие повышению мотивации к профе...

Повышение уровня мастерства педагогов дошкольного образования

Статья посвящена актуальной проблеме совершенствования профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования, развития их личностно-профессиональных качеств в условиях дошкольной образовательной организации средствами активных методов обучени...

Проблемы подготовки и переподготовки педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений к инновационной деятельности

В данной статье раскрываются вопросы, связанные с подготовкой и переподготовкой педагогических кадров к инновационной деятельности в системе повышения квалификации. Определены основные факторы, обеспечивающие успешность подготовки и переподготовки уч...

Проблемы подготовки и переподготовки педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений к инновационной деятельности

В данной статье раскрываются вопросы, связанные с подготовкой и переподготовкой педагогических кадров к инновационной деятельности в системе повышения квалификации. Определены основные факторы, обеспечивающие успешность подготовки и переподготовки уч...

Современные подходы в образовании будущих дизайнеров в процессе формирования профессиональных и первичных способностей

В данной научной статье выявлены и рассмотрены задачи педагогического обучения молодых дизайнеров в процессе формирования готовности к инновационной и профессиональной деятельности.

Взаимодействие администрации и педагогического коллектива в условиях инновационного развития дошкольной образовательной организации

Статья посвящена взаимодействию руководителя дошкольной организации и педагогического коллектива в условиях инновационного развития. Автором в статье раскрыты принципы, задачи и этапы включения в инновационную деятельность. Показана организационная с...

Задать вопрос