Территориальная модель организации сопровождения образовательного процесса обучающихся с РАС: путь от ресурсного класса к ресурсному центру | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (369) июль 2021 г.

Дата публикации: 03.07.2021

Статья просмотрена: 226 раз

Библиографическое описание:

Мефодичева, А. К. Территориальная модель организации сопровождения образовательного процесса обучающихся с РАС: путь от ресурсного класса к ресурсному центру / А. К. Мефодичева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 27 (369). — С. 255-258. — URL: https://moluch.ru/archive/369/83059/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор демонстрирует опыт сопровождения ресурсного класса для обучающихся с расстройствами аутистического спектра, ключи к успеху данной работы, а также принципы осуществления психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС, которые получают образование в школах городского округа Мытищи.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, ресурсный центр, ресурсный класс, модель сопровождения, образование, обучение.

Даже самый лучший и опытный педагог, как бы хорошо он ни умел передавать свои знания и опыт, не достигнет успеха без определенной проверенной временем структурированной модели обучения. Без этой модели обучение будет стихийным, окажется невозможным предугадать результат деятельности. Ожидания и реальность могут слишком разниться. Безусловно, каждый педагог хочет придерживаться определенной модели.

Модели сопровождения детей с особыми образовательными потребностями существуют, но, к сожалению, не являются хорошо отлаженными на всех уровнях образования и во всех структурах. К тому же каждая структура использует разные модели, что не позволяет сохранять преемственность в образовательном процессе.

Методический совет нашей образовательной организации решился на важный шаг — создать такую модель сопровождения образовательного процесса обучающихся с расстройствами аутистического спектра городского округа Мытищи. Эта модель уже была отточена в стенах нашего учреждения, но этого было недостаточно.

В сентябре 2020 года порог школы № 14 г.о. Мытищи переступили не только ребята регулярных классов. На базе этой школы был открыт первый в городском округе ресурсный класс для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС).

В ресурсном классе обучаются 5 учеников с РАС. Трое ребят обучаются по Адаптированной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (Вариант 8.3), и двое ребят — Вариант 8.2. Помимо учителя ресурсного класса в штате сотрудников имеется 5 тьюторов, а также куратор, организующий методическое сопровождение образовательного процесса.

Учебный год оказался очень насыщенным и продуктивным. В течение первого полугодия ресурсный класс был в какой-то степени изолирован от внешнего мира — мира школьной жизни. Во время данного периода проходила адаптация детей. Основной задачей мы считали подготовку ребят к выходу в классы. Именно здесь модель сопровождения начала свое действие.

Все цели и задачи в течение 2020–2021 учебного года были достигнуты, а образовательные программы были усвоены обучающимися в полной мере. В следующем учебном году ребята будут осваивать программный материал второго класса массовой школы.

Важно отметить, что есть веские причины востребованности ресурсных классов как формы обучения. Ресурсный класс является идеальной площадкой психологического комфорта обучающихся [1, с. 53]. А та образовательная траектория, которая выстраивается для каждого обучающегося, действительно является индивидуальной.

Но остановимся подробнее на том, как же осуществлялась такая индивидуализация образования.

Первым ключом к успеху явилась детальная диагностика актуального развития каждого обучающегося. Мы подробно изучили рекомендованный перечень диагностических инструментов и поняли, что нашим требованиям отвечает инструмент вне этого перечня. И здесь мы решились на эксперимент. Мы взяли новый диагностический инструмент ABLLS-R. Он включает в себя 25 областей и 544 навыка — настолько детально можно подойти к исследованию уровня развития ребенка! [1, с. 167]

И мы не прогадали — во время диагностики на поверхность вышли те факты и особенности, те сильные и слабые стороны каждого ребенка, на которые никто не обратил бы внимания при проведении привычных нам диагностических мероприятий (рис. 1).

Фрагмент протокола обследования ABLLS-R

Рис. 1. Фрагмент протокола обследования ABLLS-R

Вторым ключом к успеху оказалось особое образовательное пространство. Специальные средства обучения, особая мебель, вопросы зонирования — это еще один момент, который был отточен и выверен еще до прихода детей в стены ресурсного класса. Нам было важно не количество оборудования, а его качество и необходимость. Поэтому библиотека специальных средств была четко регламентирована, а список необходимого оборудования был очень сильно сокращен до самого важного и действенного. Во главу угла мы всегда ставим потребности ребенка. И этот список на самом деле отвечал актуальным потребностям ребят ресурсного класса [1, с. 126–132].

Третий ключ — системный подход к составлению Индивидуальной программы развития. Детальная диагностика позволила создать на самом деле индивидуальные программы, которые отвечали и потребностям каждого ребенка, и уровню их актуального развития. Освоение программы шло по особому маршруту для каждого ребенка, каждый из них полностью усвоил программу первого класса общеобразовательной школы [1, с. 165–166].

Но самым ярким документом стала не Индивидуальная программа развития. Мы помним нашу самую важную цель — школа не должна изолировать ребят с РАС, она должна инклюзировать их, т. е. включить в яркую и насыщенную жизнь. Мы хотим, чтобы школа стала естественной средой для подготовки ребенка с аутизмом к жизни в обществе без ощущения изолированности [1, с. 53].

Именно поэтому важнейшую роль в нашей работе играл Индивидуальный план инклюзивного образования [1, с. 201]. И это четвертый ключ к успеху (рис. 2).

Индивидуальный план инклюзивного образования

Рис. 2. Индивидуальный план инклюзивного образования

Взяв во внимание данные детальной диагностики и уровень освоения учебного материала, для каждого ребенка была создана своя индивидуальная маршрутизация. Каков же результат? Первые совместно проведенные досуги. Первые победы в творческих конкурсах. Первые пятерки у доски. За каждым ребенком стоит восходящая звезда, просто нужно вовремя оказаться рядом и стать поддержкой. Это конечно первые, но такие важные успехи.

Но может ли эта разработанная модель сопровождения иметь жизнь? Можем ли мы транслировать ее шире, не только в стенах ресурсного класса?

Мы поняли, что у нас достаточно наработок, чтобы создать методические рекомендации. Они включают в себя не только подробное описание особенностей детей с расстройствами аутистического спектра и их особых образовательных потребностей. Важным блоком методических рекомендаций является организация особых условий обучения — образовательной среды, адаптации учебного материала, качественной оценки результатов.

Однако наш опыт показывает, что чаще всего методических рекомендаций недостаточно. Мы не остановились на сопровождении только ресурсного класса — важно уметь сопровождать любую форму обучения детей с ОВЗ, будь то ресурсный класс, автономный класс или единичный ребенок в общеобразовательном классе с рекомендуемой ему Адаптированной программой.

Мы создали Дорожную карту сопровождения ребенка с РАС, активно работаем над маршрутизацией не только данной нозологической формы, но и других форм, а также расширяем возрастные рамки, чтобы в нашем городском округе сопровождение ребят с особыми образовательными потребностями начиналось в самом раннем детстве и продолжалось до самого этапа взросления. Мы подключили к сотрудничеству разные структуры, начали межведомственное сотрудничество.

Именно так в нашем городском округе была создана рабочая модель психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, и выполняется миссия образовательной организации как городского ресурсного центра.

Литература:

  1. Ресурсный класс. Опыт организации обучения и внеурочной деятельности детей с аутизмом в общеобразовательной школе. Практическое пособие / рук. авторского коллектива: Козорез А. И. — М.: АНО Ресурсный класс, 2015. — 360 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ресурсный класс, городской округ, ABLLS-R, детальная диагностика, мытищи, актуальное развитие, индивидуальный план, инклюзивное образование, образовательная организация, образовательный процесс.


Похожие статьи

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ: от теории к практике

Научно-исследовательская работа раскрывает опыт работы ДОУ и содержит описание апробированной в практической деятельности модели успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, обобщает теоретические и практические разработки по о...

Реализация практики инклюзивного образования с детьми с РАС в группе компенсирующей направленности

Статья посвящена проблеме инклюзивного образования в практике современного ДОУ, специфике организации коррекционно-развивающей деятельности, психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзии ребенка с расстройством аутистического спектра в ср...

Тренинг как эффективный подход к улучшению качества работы с детьми с задержкой психического развития по развитию эмоциональной сферы в условиях современного дошкольного образования

В данной статье представлен опыт работы педагога-психолога детского сада с детьми с задержкой психического развития с помощью тренинга, как эффективной формы работы, помогающей преодолевать трудности в эмоционально-личностном развитии воспитанников.

Сенсомоторное развитие детей раннего возраста в условиях детского сада

Статья посвящена описанию опыта работы педагогов детского сада в интеграции с педагогом-психологом в вопросах сенсомоторного развития детей раннего возраста. Авторами разработана модель сенсомоторного развития дошкольников с опорой на психолого-педаг...

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с расстройством аутистического спектра в дошкольном образовательном учреждении

В статье описываются условия психолого-педагогического сопровождения ребенка с расстройством аутистического спектра в дошкольном образовательном учреждении. Актуальность рассматриваемой проблемы связана с внедрением инклюзивной практики в дошкольных ...

Значение и особенности индивидуального подхода при работе с детьми с ЗПР

В статье рассмотрены особенности использования индивидуального подхода в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Выделена роль личности ребенка с ЗПР в формировании подходов к воспитанию и обучению, сп...

Формирование коммуникативной компетенции как средство социализации учащихся с расстройствами аутистического спектра

В статье рассматривается возможность использования театрализованной деятельности в образовательном процессе с учащимися с расстройством аутистического спектра для формирования коммуникативной компетенции с рамках принципа инклюзии. Рассмотрены особен...

Целостное развитие личности дошкольника через реализацию дополнительной общеразвивающей программы «Почемучка» в условиях дополнительного образования детей

В статье освещены вопросы реализация модели предшкольного образования в условиях и с учетом специфики дополнительного образования детей, усиления вариативной составляющей образования, полученного в дошкольном образовательном учреждении, способствующе...

Диагностика, мониторинг и оценка уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития

В статье рассматриваются трактовки понятий «коммуникация», «коммуникативные УУД». В тексте статьи находят отражение дифференциация понятий «диагностика», «мониторинг» и «оценка. Также автор представляет обзор методик, подобранных для исследования уро...

Содействие педагога-психолога в развитии навыков учебной саморегуляции у младших школьников

В статье рассматривается процедура эмпирического исследования, посвященного содействию педагога-психолога в развитии навыков учебной саморегуляции у младших школьников. Описываются направления психолого-педагогической поддержки и помощи учащимся в ос...

Похожие статьи

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ: от теории к практике

Научно-исследовательская работа раскрывает опыт работы ДОУ и содержит описание апробированной в практической деятельности модели успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, обобщает теоретические и практические разработки по о...

Реализация практики инклюзивного образования с детьми с РАС в группе компенсирующей направленности

Статья посвящена проблеме инклюзивного образования в практике современного ДОУ, специфике организации коррекционно-развивающей деятельности, психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзии ребенка с расстройством аутистического спектра в ср...

Тренинг как эффективный подход к улучшению качества работы с детьми с задержкой психического развития по развитию эмоциональной сферы в условиях современного дошкольного образования

В данной статье представлен опыт работы педагога-психолога детского сада с детьми с задержкой психического развития с помощью тренинга, как эффективной формы работы, помогающей преодолевать трудности в эмоционально-личностном развитии воспитанников.

Сенсомоторное развитие детей раннего возраста в условиях детского сада

Статья посвящена описанию опыта работы педагогов детского сада в интеграции с педагогом-психологом в вопросах сенсомоторного развития детей раннего возраста. Авторами разработана модель сенсомоторного развития дошкольников с опорой на психолого-педаг...

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с расстройством аутистического спектра в дошкольном образовательном учреждении

В статье описываются условия психолого-педагогического сопровождения ребенка с расстройством аутистического спектра в дошкольном образовательном учреждении. Актуальность рассматриваемой проблемы связана с внедрением инклюзивной практики в дошкольных ...

Значение и особенности индивидуального подхода при работе с детьми с ЗПР

В статье рассмотрены особенности использования индивидуального подхода в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Выделена роль личности ребенка с ЗПР в формировании подходов к воспитанию и обучению, сп...

Формирование коммуникативной компетенции как средство социализации учащихся с расстройствами аутистического спектра

В статье рассматривается возможность использования театрализованной деятельности в образовательном процессе с учащимися с расстройством аутистического спектра для формирования коммуникативной компетенции с рамках принципа инклюзии. Рассмотрены особен...

Целостное развитие личности дошкольника через реализацию дополнительной общеразвивающей программы «Почемучка» в условиях дополнительного образования детей

В статье освещены вопросы реализация модели предшкольного образования в условиях и с учетом специфики дополнительного образования детей, усиления вариативной составляющей образования, полученного в дошкольном образовательном учреждении, способствующе...

Диагностика, мониторинг и оценка уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития

В статье рассматриваются трактовки понятий «коммуникация», «коммуникативные УУД». В тексте статьи находят отражение дифференциация понятий «диагностика», «мониторинг» и «оценка. Также автор представляет обзор методик, подобранных для исследования уро...

Содействие педагога-психолога в развитии навыков учебной саморегуляции у младших школьников

В статье рассматривается процедура эмпирического исследования, посвященного содействию педагога-психолога в развитии навыков учебной саморегуляции у младших школьников. Описываются направления психолого-педагогической поддержки и помощи учащимся в ос...

Задать вопрос