Химия создала свой предмет. Эта творческая способность, подобная искусству, коренным образом отличает химию от остальных естественных наук.
Марселен Бертло
Как построить работу с детьми интересно и творчески? Как вовлечь в активную жизнь класса всех и каждого? Как научить школьников учиться и испытывать удачу и успех в процессе учебы?Ответы на эти вопросы ищут многие педагоги, учителя.
Проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Актуальна для всех участников учебно — воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей.
Мотивация — важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий её сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает удовольствие от самой деятельности, а затем и от её результата. Мотивация — средства, процессы, побуждающие к познавательной деятельности, активному освоению материала.
Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:
‒ содержание учебного материала;
‒ организация учебной деятельности;
‒ коллективные формы учебной деятельности;
‒ оценка учебной деятельности;
‒ стиль педагогической деятельности учителя. [3]
Методика обучения химии решает три основные задачи: чему учить, как учить и как учиться. Часто подобный вопрос задают дети: «Зачем нужно изучать химию?» От того, как мы ответим на этот вопрос, зависит многое: исчезнет та положительная мотивация, которая необходима для развития интереса к предмету или появится.
Химия — наука непростая, ведь недаром ее начинают изучать только в 8-м классе, когда школьники уже имеют определенные знания по математике, физике, биологии, географии и др. Но и сердца школьников тоже успели завоевать другие предметы и их преподаватели. Поэтому учитель химии находится в такой ситуации, когда нужно влюбить школьников в свою науку с первого взгляда, с первого урока. Этот урок должен показать учащимся, что химия — наука интересная, увлекательная, но в то же время требует серьезного отношения, большого трудолюбия.
Во время урока необходимо задействовать как можно больше учащихся класса, дать им возможность что-то ответить, выполнить задание или опыт — проявить себя. Для восьмиклассников характерно восприятие материала через образцы, через собственные впечатления от самостоятельной деятельности, что важно использовать для развития устойчивого интереса к предмету. Чем больше каналов восприятия предлагаемого материала будет использовано, тем больше информации будет усвоено, возрастет и эффективность обучения. Поэтому уже на первом уроке следует обратить внимание учащихся на то, что лучшему усвоению материала будет способствовать развитие умений наблюдать, слушать, говорить, думать, анализировать, делать выводы и др.
Поэтому одной из первых уроков по химии должна быть посвящена теме «Химия вокруг нас». Необходимо подготовить интересную презентацию, чтоб ребенку было интересно на уроке. Надо иметь в виду, что «интерес» (по И. Герберту) — это синоним учебной мотивации. Чтобы первые знания мотивировали на дальнейшем изучении предмета химии. И этот самый первый урок должен дать ответ на вопрос: «Зачем нужно изучать химию?».
Каждый учитель огорчается, видя на своих уроках скучающие лица; когда же ученики работают увлеченно, азартно, то и учитель испытывает удовлетворение. Умение увлечь учеников работой, и есть, в конечном счете, педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся. Изжить скуку на уроке помогают, например, командные химические соревнования. Мы говорим: «Урок — основная форма организации обучения». При этом мы четко знаем, что нужно дать на уроке: перед нами программа и учебник. Но как преподнести учащимся материал? Как же возникает хороший урок?
Изложу свою точку зрения.
Урок, во-первых, должен быть продуман во всех деталях, чтобы они логично следовали одна из другой, а учащиеся понимали, почему, что и зачем они делают на занятии.
Во-вторых, полезно придерживаться принципа «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Всё, что учитель говорит, желательно воплощать в какие-то зримые образы.
В-третьих, учащихся необходимо тщательно готовить к осознанию темы урока, а не писать заранее её на доске. Целесообразность изучения темы должна осознаваться постепенно по ходу занятия, а не навязываться извне.
В-четвертых, на уроке должно быть интересно. Но без эмоций, без переживаний ум не напрягается. Интерес возникает там, где учителю удается заразить ребят своей эмоциональностью.
Важнейшим фактором успеха в обучении является интерес учеников к предмету. Учитель должен строить свою работу таким образом, чтобы способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, будить их инициативу, фантазию, творческий поиск. Следовательно, и учебник и урок должны быть увлекательными. Интерес школьника к учению надо рассматривать как один из самых мощных факторов обучения. Но игровое обучение — это не уступка ленивому ученику, чтобы позабавить его и тем самым заставить учиться. Обучение должно вызывать удовольствие. Химию надо рассматривать как систему формирования научного мировоззрения, знаний о природе, о методах ее познания.
Умение заинтересовать химией — дело непростое, и в этом смысле личного мастерства учителя или автора учебника нельзя недооценивать. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависят от методических приемов, которые выбирает учитель. С этой целью использую следующие педагогические технологии: проблемное обучение; приемы разноуровневого обучения; идея историзма в обучении химии. Объяснение нового материала веду в ходе диалога «учитель — ученик».
Задача учителя — организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирования у них таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение. Школьников необходимо учить самостоятельно, работать, высказывать и проверять предположения, догадки, уметь делать обобщение, творчески применять знания в новых ситуациях. [1, c.16]
На уроках химии я использую ряд упражнений и педагогических приемов, позволяющих формировать и развивать мотивацию. Бесспорно, ребятам интересно на уроках выполнение лабораторных работ. Ребятам интересно, когда много наглядности.
Некоторые из них я предлагаю вашему вниманию.
Для активизации познавательной деятельности учащихся использую игровые уроки, конкурсы решения нестандартных задач, устный счет, тесты, викторины, исторический материал, конкурс рисунков. Элементы игры, включенные в урок, оказывают заметное влияние на деятельность учащихся. Игры можно использовать на различных этапах урока: при опросе или проверке домашнего задания, при самостоятельном изучении нового материала, при закреплении его.
Игра, учение, труд являются основными видами деятельности человека. При этом игра готовит ребенка, как к учению, так и к труду, сама являясь одновременно и учением, и трудом. Игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней заложены огромные воспитательные и образовательные возможности. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Таким образом, игра оказывает большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение. [2]
С целью проверки знаний основных понятий, формул предлагаю учащимся тестирование после изучения разделов, отдельных тем. Одним из путей повышения интереса к изучению школьного курса химии является хорошо организованная внеклассная работа. Тематические предметные недели способствуют развитию личностных качеств учащихся, сближают учителя и ученика. Внеклассная работа по химии с детьми — важная составная часть учебно-воспитательного процесса. Это вотчина самого учителя. Именно здесь раскрываются химические «пристрастия» педагога и способности учащихся. Химические вечера, викторины, игры, КВН. При их подготовке и проведении ученики и учитель проявляют бурную фантазию, творческие способности. На вечерах проводятся конкурсы, укрепляющие знания учеников, показывающие значение химии в жизни и практической деятельности. На уроках знакомлю учеников с историей развития химических понятий и символов, рассказываю об известных ученых химиках, большое дарование которых сочеталось также с проявлением творческого интереса к музыке, поэзии, прозе.
В активизации умственной деятельности учащихся в процессе обучения видное место занимает работа над учебником и учебной литературой. Проведя на уроке объяснение нового материала, прошу найти в тексте параграфа то, о чем не говорилось на уроке. Дома подготовить небольшие сообщения по истории химии непосредственно по изучаемой теме: немного об алхимии, истории об открытии химических элементов, открытие периодического закона и т. д.
Приемы и методы, позволяющие стимулировать интерес к учебе:
- Использование проблемных ситуаций.
- Различные формы работы с книгой.
- Работа в парах.
- Использование на уроках элементов историзма, занимательности (уроки-путешествия, уроки-кроссворды).
- Использование всевозможных видов поощрений (Жетоны, звезды, слова, вручение удостоверений «Лучшему химику»).
- Наглядность, доступность, оригинальность решений различными способами, самостоятельность в получении знаний, выборе метода решения задачи, связь науки с практикой; анкетирование, тестирование.
- Самостоятельные работы с использованием аналогий, сравнений.
- Выполнение лабораторных работ.
- Наблюдение за речью.
- Творческие задания (составление задач, кроссвордов, и т. д.)
- Разнообразие заданий для устного счета (блок-схемы, закодированные ответы, эстафеты).
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
‒ Мотивация — один из факторов успешного обучения учащихся на уроках.
‒ Снижение положительной мотивации учащихся ведет к снижению успешности и эффективности обучения.
‒ Развитие мотивов, связанных с содержанием и процессом учения, позволяет повысить результативность обучения по всем общеобразовательным предметам.
‒ Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию детей, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.
Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т. е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий. Педагог должен понимать, что какими знаниями он ни обладал, какими методиками не владел, без положительной мотивации, без создания ситуации успеха на уроке, такой урок обречен на провал, он пройдет мимо сознания учащихся, не оставив следа в нем.
Литература:
- Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. Москва: Просвещение, 1972. — 95 с.
- Гин А. А. Приёмы педагогической техники. — Москва: Вита-Пресс, 2006. — 112 с.
- Мотивация и мотивы. Вики Чтение. https//psy.wikireading.ru