Применение ИКТ технологий в учебном процессе начальной школы
Автор: Загребельникова Наталья Сергеевна
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
V международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, март 2014)
Дата публикации: 19.02.2014
Статья просмотрена: 3240 раз
Библиографическое описание:
Загребельникова, Н. С. Применение ИКТ технологий в учебном процессе начальной школы / Н. С. Загребельникова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 241-243. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/4181/ (дата обращения: 03.12.2024).
Переход современного общества к информационной эпохе своего развития выдвигает в качестве одной из основных задач, стоящих перед системой образования, задачу формирования информатизации воспитательно-образовательного процесса в образовательном учреждении.
У каждого преподавателя свой стиль работы. Кто-то привык работать у доски, кто-то предпочитает объяснять материал, сидя за своим рабочим столом, кому-то проще и привычней свободно перемещаться по классу [5, с.79]. Но эти методы устарели и им на смену пришли интерактивные технологии, требующие нового подхода к демонстрации визуальных материалов. К сожалению, проектор и экран не обладают той гибкостью для достижения нужного эффекта, как интерактивная доска. К тому же преподаватель вынужден отвлекаться на свой компьютер, чтобы управлять демонстрацией, и не всегда нужные функции удобны и доступны. В этом случае на помощь приходят мультимедийные технологии [2].
Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и работе, сделать мир вокруг себя ярче [4,c.7]. Применение интерактивной доски позволяет преподавателю намного эффективнее управлять демонстрацией визуального материала, организовывать групповую работу и создавать собственные инновационные разработки, при этом не нарушая привычный ритм и стиль работы [3,с.4].
Решая проблему информатизации школы, нельзя забывать об основных инструментах работы преподавателя и ученика: доска, мел, ручка, тетрадь — сегодня эти традиционные инструменты предстает в новом исполнении интерактивная доска. Педагогические возможности электронной доски как средства обучения намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса [10, c.18].
Применение интерактивной доски способствует повышению качества образования путем внедрения современных технологий. Система новых технологических решений, которые включают в себя современные технологии, помогают реализовать один из основных принципов «учись учиться». Независимо от этапа обучения, применение интерактивной доски на уроках выводит процесс обучения на новый уровень [13,c.106].
Для меня обучение детей никогда еще не становилось таким привлекательным и захватывающим. Интерактивные средства вдохновляют и призывают детей младшего школьного возраста к стремлению овладеть новыми знаниями, помогают достичь целей обучения. Высокое разрешение цветных изображений на экране привлекает детей, помогает «оживить» урок, захватить внимание и экономить время, что помогает создавать динамические уроки [11, c.19].
В нашей школе появилась возможность соединить в себе легкость и удобство традиционных инструментов с перспективными инновационными технологиями с приобретением передвижной интерактивной доски и мультимедийного проектора. Интерактивная доска проста в использовании. Работая учителем начальных классов, провожу уроки русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира и другие с применением интерактивного комплекса.
Электронная доска Hitachi помогает ребятам преодолеть психологический барьер, неосознанный страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. Работая с доской, учащиеся легко и уверенно раскрывают свои способности, яркие стороны характера. В классе не остаётся равнодушных, все предметы становятся доступными и увлекательными.
Интерактивная доска на уроке — это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Наглядность учебы особенно ценна для работы с детьми с рассеянным вниманием, она целиком увлекает их. Все ученики класса уделяют больше внимания объяснениям преподавателя, доска достаточно велика, чтобы видели ее все. Применение интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения на разных этапах урока [6, c.27]:
1. Объяснения нового материала или инструктирования класса.
2. Выполнения упражнений для закрепления нового материала.
3. Обобщения и закрепления изученного материала.
4. Контроля знаний, тестирования.
5. Проверки домашнего задания.
Занятия с отстающими учениками так же провожу с применением интерактивной доски. На своих уроках широко использую [12,c.306]:
- демонстрацию на экране с помощью проектора;
- демонстрации, в том числе и интерактивные модели, которые «оживляет» учитель в момент объяснения;
- выступление учащегося или дискуссию с демонстрацией на экране цельной работы учащегося или отдельных, представляемых им цитат, моделей и т. д.;
- демонстрация задания на экране с коллективным обсуждением возможных ответов;
- демонстрация задания на экране с раздачей учащимся печатных форм для ответов;
- самостоятельная работа одного учащегося;
- анализ или построение моделей;
- тестирование;
- поиск необходимой информации;
- самостоятельная работа группы учащихся (компьютер как один из инструментов групповой работы, например, для получения информации и подготовки выступления).
Следует заметить и то, что использование интерактивной доски требует скурпулёзной, детальной подготовки, хороших навыков работы с компьютером. Потраченные усилия и время обязательно приводят к желаемому результату. Признаюсь, я получаю от этого огромное удовольствие и творческое удовлетворение.
В настоящее время школа находится на пути формирования учебной информационной системы. С развитием технического прогресса процесс получения информации изменился.
Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует [2]:
1. Активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
2. Развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения;
3. Снижению дидактических затруднений у учащихся;
4. Повышению активности и инициативности младших школьников на уроке;
5. Развитию информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникационной компетенции [8].
В нашей школе появилась возможность соединить в себе легкость и удобство традиционных инструментов с перспективными инновационными технологиями. На этапе подготовки к уроку можно выделить следующие методы и приемы с использованием ИКТ [8].
1. Постановка проблемной ситуации перед учащимися, наведение их на работу, предполагаемую на следующем уроке. (Показывается отрывок из фильма о бурых медведях и выявляется причина занесения этих животных в Красную книгу. На следующем уроке «Мир вокруг нас» будет разбираться тема «Красная книга», и дети под руководством учителя готовят к нему материал.)
2. Самоанализ предыдущих уроков с целью выявления рабочего потенциала. (Просмотр сохраненных в видео-файл материалов с урока, на котором была использована ИД.)
3. Анализ возможности интеграции учебных предметов (предполагаемая дифференцировка учебных заданий). (Словарная работа на уроках — привлечение электронных словарей, энциклопедий, справочников)
Во время подбора материала к каждому из этапов урока возможно использование информационных технологий: анализ методических пособий (печатных, электронных), дифференциация заданий и др.; создание медиапрезентаций, подбор заданий, их оформление для работы на ИД, создание карточек для индивидуальной работы и др.
Необходимо четко определить место и средства подачи подобранных материалов в уроке. Продумывать способы снижения нагрузки на учащихся, использования здоровьесберегающих технологий (смена видов деятельности, физминутки)
При постановке целей урока перед детьми использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышать мотивацию [9].
В ходе урока активно проводится работа детей с ИД, вводятся изображения, видеофайлы, звуковые файлы. Возможность делать записи позволяет добавлять информацию, вопросы и идеи к тексту или изображениям на экране. Все примечания можно сохранить, еще раз просмотреть или распечатать.
Просмотр сохраненных видеофайлов, анализ индивидуальных работ учащихся и др. помогают проведению рефлексии урока.
В качестве иллюстрации мы приводим конспект урока игры-путешествия по математике во 2-м классе с использованием интерактивной доски. Дети с помощью «умного пера» подписывают ответы к примерам.
Логическая задача. Решая её, дети помогают героям занять свои места на пьедестале с помощью лазерной указки. Если ответ ошибочен, то герой не перемещается.
На этапе «Устный счет» детям предлагается эстафета, где лыжник, преодолевая этап за этапом, получает новые задания. Это игровой момент вносит разнообразие в урок и вызывает у детей интерес к продолжению соревнований.
На этапе работы с геометрическим материалом использую работу в группах. Доска помогает разъяснить задание, а пока дети работают, закрывается «шторкой».
На этапе знакомства с новым материалом детям встречается название нового вида спорта, с которым я их предварительно знакомлю. Использование интерактивной доски позволяет демонстрировать видеоматериалы по теме урока.
Что дает использование интерактивных досок в школе?
Ясную, эффективную и динамичную подачу учебного материала
Используя интерактивную доску, преподаватели могут сделать свои занятия более яркими, могут выбирать различные стили обучения, работать с различными приложениями и ресурсами, ориентироваться на определенные потребности разных возрастных групп.
Существенное повышение мотивации учащихся
С интерактивной доской занятия интересные и увлекательные. Даже те ученики, которые с неохотой идут на урок, моментально вовлекаются в учебный процесс, т. к. сами прекрасно ориентируются в цифровом мире и активно используют в повседневной жизни различные электронные устройства.
Активизацию познавательной деятельности учащихся и коммуникативных навыков
Интерактивная доска — это незаменимый инструмент для организации самостоятельных и коллективных форм работы, дискуссий, в которых развивается умение учащихся аргументировать и объяснять свою точку зрения.
Экономию учебного времени
Нет необходимости конспектировать занятия. Материалы урока учащиеся могут сохранить, распечатать, вернуться к ним дома или на следующих занятиях.
Заранее подготовленные занятия (а также диаграммы, рисунки, тесты, таблицы музыка, карты и другие ресурсы для урока) дают возможность сохранять быстрый темп урока. Преподавателю и ученикам не надо тратить время на то, чтобы написать текст на обычной доске или переходить от экрана к клавиатуре компьютера. В режиме online на интерактивной доске можно работать с материалами урока — комментировать, вносить добавления, держать связь со всем миром, имея выход в Интернет.
Создание и расширение методической базы
Преподаватели могут создавать свою коллекцию занятий по разнообразным предметам и темам. Могут делиться материалами друг с другом, использовать созданные материалы из года в год, адаптируя под конкретную аудиторию. Использование интерактивной доски вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
Одновременное использование самых разных материалов
Интерактивная доска позволяет использовать одновременно и изображения, и текст, и звук, и видео, и ресурсы Интернет, и другие необходимые материалы. Учитель имеет возможность воздействовать на все системы человека одновременно (визуальную, слуховую, кинестетическую), тем самым ориентируется на каждого ученика в своем классе.
Оперативный контроль знаний и возможности дистанционного обучения
Преподаватели могут создавать и проводить опросы в режиме реального времени, демонстрировать ученикам результаты тестирования. Можно записывать уроки, создавать базу записей, различных материалов, тестов, самостоятельных и контрольных работ. Каждый ученик сможет в любое время вернуться к материалам урока, изучить пропущенный материал, проверить себя [1, c 127].
В конечном результате использование ИД делает занятия интересными и развивает мотивацию учащихся, предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков, учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.
Литература:
1. Баранова Е. В. Гогун Е. А. и др. Методические рекомендации по использованию инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе.- СПб.: Издат. Анатолия, 2003, — 245с.
2. Волокова А. В. Комплексный подход к информатизации начальной школы / А. В. Молокова // Учебное пособие. — 2005. — № 1. — С.119–123
3. Гриценко В. И. Сущность информационных технологий [Текст]: / В. И. Гриценко. — М: Просвещение, 2006.- 354c.
4. Ефимов В. Ф. Использование информационно — коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа». № 2 2009г
5. Зимняя И. А. Педагогическая психология. — Ростов-на-Дону: Феникс,1997.-480с
6. Клейман Г. Возможности использования информационных технологий [Текст]: / Г. Клейман. — М: Просвещение, 2006. — 398с.
7. Курашов, И. В. Познавательная самостоятельность учащихся в процессе изучения новых знаний как результат организации их деятельности учителем [Текст]: / И. В. Курашов // Об условиях развития познавательной самостоятельности активности учащихся на уроке / Под ред. М. А. Данилова. — Казань: Таткнигиздат, 2003. — 198с.
8. Сайт «Конгресс конференций «Информационные технологии в образовании» [Электронный ресурс]: http://ito.edu.ru/sp/SP/
9. Сайт «Фестиваль педагогических идей» [Электронный ресурс]: http://festival.1september.ru/>
10. Хантер Б. Рекомендации по использованию информационных технологий [Текст]: / Б. Хантер. — М: Просвещение, 2006. — 145с.
11. Щукина, Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: книга для учителя [Текст]: / Г. И. Щукина. — М.: Просвещение, 2005. — 144 с.
12. Ясвин, В. А. Образовательная среда [Текст]: / В. А. Ясвин. — М.: Смысл, 2001. — 365 с.
13. Шилина М. Н. Формирование познавательной самостоятельности школьников [Текст]: / М. Н. Шилина. — М: Просвещение, 2005. — 245c.