Мультимедиа-технологии в преподавании математики в средней школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Тангиров, Х. Э. Мультимедиа-технологии в преподавании математики в средней школе / Х. Э. Тангиров, А. С. Худойкулов, О. Х. Курбанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6 (86). — С. 694-696. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16424/ (дата обращения: 19.12.2024).

Применение ИКТ позволяет повысить эффективность преподавания предмета. Информационные и коммуникационные технологии не только облегчают доступ к информации и открывают возможности вариативности учебной деятельности, но и позволяют построить образовательную систему, в котором ученик — активный и равноправный участник образовательной деятельности.

Электронные средства обучения даёт возможность повысить качество учебного процесса, облегчить труд учителя, повысить уровень знаний учеников, пользоваться компьютерной техникой в процессе обучения. Есть и дополнительные преимущества: экономия времени, наглядность, образность, быстрая смена форм представления материала, их накопляемость и сохранность в электронном виде. Учитывая всё это, начали создавать электронные учебники по предметам для общеобразовательных школ.

Большинство электронных средств обучения, создаваемых школьными учителями, ориентируется на работу с информацией разных типов. Стремясь к повышению наглядности своих разработок, педагоги стараются включать в них и рисунки, и фотографии, и звуковые фрагменты, и, конечно же, анимацию или видео. Современное слово «мультимедиа», описывающее соответствующие ресурсы и технологии, проникло в образование и используется педагогами при осуществлении собственных разработок.

Появление систем мультимедиа произвело революцию во многих областях деятельности человека. Одно из самых широких областей применения технология мультимедиа получила в сфере образования, поскольку средства информатизации, основанные на мультимедиа способны, в ряде случаев, существенно повысить эффективность обучения.

Предъявление учебной информации с помощью информационных и телекоммуникационных технологий можно выполнить посредством:

-           технологии дистанционного обучения;

-           технологии, использующей компьютерные обучающие программы;

-           мультимедиа технологии [6].

Наиболее доступной и распространенной является технология мультимедиа. В переводе английского языка термин multimedia (от multi — много и media — среда) означает «многосpедность». Мультимедиа (multimedia) — это современная информационная и коммуникационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию. Или другой вариант определения — «мультимедиа» — это совокупность программно-аппаратных средств, отображающих информацию в зрительном и звуковом виде [5].

Мультимедиа технология на уроке математики может применяться в демонстрационном режиме, в индивидуальном режиме, в дистанционном и индивидуальном режиме.

Использование компьютера в демонстрационном режиме:

-      при устном счете, когда в начале урока через мультимедиа-проектор проводится решение различных заданий;

-      при объяснении нового материала, когда учителем демонстрируется через мультимедиа-проектор новый материал;

-      при проверке домашнего задания;

-      при работе над ошибками и т. д.

Использование компьютера в индивидуальном режиме:

-     при устном индивидуальном счете;

-     при закреплении;

-     при отработке пройденного теоретического материала;

-     при повторении пройденного материала;

-     при промежуточном и итоговом контроле.

Использование компьютера в дистанционном и индивидуальном режиме:

-     в исследовательской деятельности;

-     в проектной деятельности учащихся;

-     при проверке домашней работы [1].

Для разработки мультимедиа материалов наиболее активно учителями используется программа PowerPoint. Связано это в первую очередь с тем, что программа довольно проста в использовании, доступна на интуитивном уровне и при подготовке материала не занимает много времени. Использование мультимедийного проектора совместно с компьютерной техникой позволяет демонстрировать анимационные элементы, видео- и аудиоматериалы и на глазах учеников осуществлять моделирование, что естественным образом улучшает восприятие и запоминание материала учащимися. Именно поэтому учителя применяют презентации на уроках различной тематики: урок — лекция, урок повторения нового материала либо урок закрепления и обобщения пройденного материала. При хорошо продуманной презентации урок получается «живой», интересный. А главное, происходит значительная экономия времени на уроке, так как записи и выполнение изображений на доске учителя сведены к минимуму. При проведении уроков по темам, связанным с построением графиков (например по теме «функции и графики», «решение уравнений графическим методом» и так далее), учитель не тратит время на выполнение изображений на доске, что оставляет больше времени на закрепление материала, подведение итогов.

В качестве средства реализации технологического подхода для изучения учебного материала можно рассматривать применение интерактивной доски [8]. Интерактивная доска представляет собой сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию. Интерактивная доска предоставляет уникальные возможности для работы и творчества и легка в управлении, так как достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере [3].

Возможности применения интерактивной доски позволяет выделить следующие направления ее использования в учебном процессе.

1) Презентации, демонстрации и создание моделей.

Использование необходимого программного обеспечения и ресурсов в сочетании с интерактивной доской может улучшить понимание новых идей, так как интерактивная доска помогает учителям излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, упростить объяснение схем, помочь разобраться в сложной проблеме. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи. Учитель может рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекая учащихся и побуждая их записывать идеи на доске, что обеспечивает взаимодействие учащихся с новым материалом.

2) Активное вовлечение учащихся.

Интерактивная доска, используя разнообразные динамичные ресурсы и улучшая мотивацию, делает занятия увлекательными и для учителей, и для учеников. Работа с интерактивной доской может помочь учителю проверить знания учащихся, развить дискуссию для прояснения изучаемого материала, что позволяет ученикам лучше понять материал. Управляя обсуждением, учитель может подтолкнуть учащихся к работе в небольших группах.

3) Повышение темпа и улучшение организации занятия.

Использование интерактивной доски может улучшить планирование, темп и течение урока. Файлы или страницы можно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии. На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты урока. Страницы можно разместить сбоку экрана, как эскизы. Учитель всегда имеет возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты урока.

Программное обеспечение для интерактивных досок позволяет четко структурировать занятия. Возможность сохранять уроки, дополнять их записями улучшает способ подачи материала. Благодаря разнообразию материалов, которые можно использовать на интерактивной доске, учащиеся гораздо быстрее схватывают новые идеи. Они активно обсуждают новые темы и быстрее запоминают материал. Учитель может по-разному классифицировать материал, используя различные возможности доски: перемещать объекты, работать с цветом, — при этом, привлекая к процессу учеников, которые затем могут самостоятельно работать в небольших группах. Иногда можно снова обращать внимание учащихся на доску, чтобы они поделились своими мыслями и обсудили их перед тем, как продолжить работу. Но важно понимать, что эта эффективность работы с доской во многом зависит от самого учителя, от того, как он применяет те или иные ее возможности.

Обучение с помощью интерактивной доски имеет ряд преимуществ:

-     обеспечение более ясной, эффективной и динамичной подачи материала за счет возможности рисовать и делать записи поверх любых приложений, сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени;

-     развитие мотивации учащихся благодаря разнообразному увлекательному и динамичному использованию ресурсов;

-     предоставление больших возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;

-     использование различных стилей обучения (учитель может обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям);

-     обеспечение хорошего темпа урока;

-     предоставление возможности сохранения использованных файлов в школьной сети для организации повторения изученного материала;

-     упрощение проверки усвоенного материала на основе сохраненных файлов [3].

Важным условием проведения интерактивной лекции является также наличие специализированной аудитории, оснащенной компьютерной техникой и современными средствами публичной демонстрации визуального и звукового учебного материала. В процессе изложения лекции преподаватель эпизодически представляет информацию на слайде в качестве иллюстрации. Это способствует лучшему усвоению учебного материала учениками. Участие в процессе обучения одновременно педагога и компьютера значительно улучшает качество преподнесения учебного материала. Использование предложенной методики активизирует процесс преподавания, повышает интерес к математике и эффективность учебного процесса, позволяет достичь большей глубины понимания учебного материала.

Исходя из этого, нами разработан электронное средство обучения, мультимедиа-средства так называемый электронный учебный комплекс по курсу «Алгебра» для общеобразовательной школы (www.algebra7.dars.uz). Это в свою очередь позволяет ученикам овладеет большим знанием по сравнению с учебником. Использование электронных средств обучения на уроках математики в школе расширяет возможности учителя в устранении пробелов в знаниях у отстающих учащихся. А также учителя могут найти для себя множество удобных возможностей (тесты, анимации, мультимедиа, календарные планы, программы) в электронном учебном комплексе. Это считается методическим пособием не только для учеников, а и для учителей. Хотим, отметит, что пользование электронных средств обучения развивает в учениках творческое мышление, повышает их интерес к алгебре, а также позволяет увеличению наглядности в ходе урока. А это служит для повышения качества и производительности образования в целом.

Использование электронных средств обучения (мультимедиа-средства) позволит эффективно реализовать информационную среду в процессе организации учебной деятельности и обеспечит: внедрение в процесс профессиональной работы преподавателя наряду с традиционными дидактическими материалами современные электронные средства и информационные педагогические технологии; создание электронных баз знаний, отвечающих профессиональному образовательному уровню и потребностям обучающих и обеспечивающих реализацию разнообразных сценариев работы с профессиональными информационными ресурсами; применение согласованной системы логических, гностических методов профессионального обучения; реализацию основных педагогических и психологических теорий личностно-ориентированного, развивающего, информационного, проблемного обучения; создание посредством информационных и коммуникационных технологий педагогических условий для самостоятельной активной учебной деятельности, особенно в дистанционной форме обучения; преемственность традиционной дидактики с современными педагогическими инновациями, вызванными активным внедрением электронных средств обучения.

 

Литература:

 

1.         Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании / Н. В. Апатова. — М.: Педагогика, 1994. — 228 с.

2.         Беляев М. И., Гриншкун В. В., Краснова Г. А. Технология создания электронных средств обучения. Разработка Института дистантного образования Российского университета дружбы народов. — М.: — 2006. — с. 130.

3.         Горвин Ю. М. Интерактивная доска Smart Board: до и во время уроков/ Ю. М. Горвин // Информатика и образование. — 2006. — № 2 — с. 123

4.         Каллаур Н. А., Герман Ю. В. Методика обучения математике учащихся средней школы с помощью информационных технологий. Монография. 2013

5.         Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие / Е. С. Полат. — М.: Академия, 2002.

6.         Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г. К. Селевко — М.: Народное образование, 1998.

7.         Тангиров Х. Э., Абдусаломов Т. Т. Технологии мультимедиа в разработке электронных средств обучения / Молодой ученый. Ежемесячный научный журнал. — Россия, Чита: — 2015. — № 1 (81). — С. 489–491.

8.         Усенков Д. Ю. Школьная доска обретает «разум» / Д.Ю Усенков// Информатика и образование. — 2005. — № 12 — С. 96.

Основные термины (генерируются автоматически): интерактивная доска, учитель, электронное средство обучения, индивидуальный режим, учебный материал, возможность, доска, использование компьютера, учебный процесс, демонстрационный режим.


Задать вопрос