Тема урока: Алгоритмы
Тип урока: комбинированный (повторение и обобщение, объяснение нового материала и практическая работа).
Класс: 6-й
Цели урока:
1. Образовательные:
1) приобретение навыков работы по составлению алгоритмов;
2) формирование компетентности в сфере познавательной деятельности;
3) формирование представления о видах алгоритмов и правилах их составления;
4) отработка навыков работы по составлению разных видов алгоритмов.
2. Развивающие:
1) развитие любознательности ребенка; 2) формирование информационной культуры; 3) развитие умения выделять главное, сравнивать, анализировать, обобщать, творчески мыслить; 4) развитие навыков работы на компьютере, самоконтроля; 5) развитие творческой способности.
3. Воспитательные: Воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, культуры речи, общения при работе в парах.
Задачи:
1) дать определение понятиям «алгоритм», «исполнитель», «линейный, разветвляющий, циклический, вспомогательный алгоритм», «блок-схема»;
2) рассмотреть способы составления алгоритмов;
Оборудование: интерактивная доска, проектор, оборудование mimio, ноутбуки фирмы Apple на базе 2-х операционных систем Windows 7 и Mac, презентация, разноцветные карточки.
Методы урока: лекция, объяснительно-иллюстративный метод; частично-поисковый метод, демонстрационный Формы урока: индивидуальная работа, групповая работа, фронтальный опрос.
Требования к уровню усвоения учебного материала после завершения урока:
ЗНАТЬ
1) определения понятиям «алгоритм», «исполнитель», «линейный, разветвляющий, циклический, вспомогательный алгоритм», «блок-схема»;
2) способы составления разных видов алгоритмов.
УМЕТЬ составлять алгоритмы
Структура и ход занятия по теме «Алгоритмы»
№ п/п |
Этап занятия |
Название используемых ЭОР (электронных образовательных ресурсов) |
Деятельность педагога (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Деятельность обучающегося |
Время (в мин.) |
|
Мотивационный этап (организационный момент) |
Добрый день, ребята! Присаживайтесь на свои места! |
Здравствуйте (садятся на свои места). |
30 сек.. |
|
|
Этап актуализации знаний |
Давайте вспомним тему прошлого урока «Понятие как форма мышления». Ответьте на несколько вопросов: 1.Что отражается в понятии? 2.Что такое определение понятия? 3.Отгадайте следующие загадки, мысленно представив объект как единое целое по его отдельным признакам: —Без языка живет, не ест, не пьет, а говорит и поет. —На что не взглянет этот глаз — все на картинке передаст. —Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. |
Ответы учеников: —В понятии отражается совокупность существенных признаков отдельного объекта или класса однородных объектов. —Перечисление всех существенных признаков объекта. —Радио —Фотоаппарат —Книга |
5 мин. |
|
|
Этап открытий новых знаний: — Проектная деятельность — Постановка проблемы — Выдвижение гипотезы |
презентация |
На доске записана тема урока «Алгоритмы», запишите ее в тетрадь. Как вы думаете, какого цель урока? — Назовите слова-ассоциации к теме урока. Молодцы! А теперь обратите внимание на слайд № 2 и запишите определение в свою тетрадь. Алгоритм — это описание последовательности действий, строгое выполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов А как вы думаете, кто такой исполнитель? Верно! Посмотрите на слайд № 3: Исполнитель — человек, группа людей, животное, техническое устройство, способные выполнять заданные команды. Любой алгоритм имеет свойства: результативность, пошаговость, определённость, понятность, выполнимость, массовость. (Слайд № 4) Перечислите эти свойства алгоритма у себя в тетради. Существую различные формы представления алгоритмов: (Слайд № 5) устная форма письменная форма (на естественном языке) письменная форма (на формальном языке) графическая форма (блок-схема) Различают 4 вида алгоритмов: (Слайд № 6): —Линейный алгоритм (описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке);
Блок-схема — описание структуры алгоритма с помощью геометрических фигур с линиями-связями, показывающими порядок выполнения отдельных инструкций |
Ответы учеников: —Понять, что такое алгоритм, и научиться составлять алгоритмы. —План, действия, последовательность Записывают. Исполнитель — это тот, кто выполняет алгоритм. Смотрят на доску. Смотрят на доску и записывают. Смотрят на доску и читают. Смотрят на доску и записывают определения в тетрадь. |
15 мин. |
|
Закрепление знаний обучающихся |
Итак, сейчас у меня к вам будет несколько вопросов: 1.Что такое алгоритм? Привести пример. 2.Перечислите виды алгоритмов. 3.Чем отличается линейный от разветвляющегося алгоритма? |
Отвечают: 1.Алгоритм — это описание последовательности действий, которое приводит к результату. Например, алгоритм перехода дороги на светофоре или алгоритм нахождения площади прямоугольника. 2.Линейный, циклический, разветвляющийся, вспомогательный. 3.Линейный выполняет действия однократно, а разветвляющийся должен выполнить условие. |
4 мин. |
|
|
Рефлексия |
Сейчас доске вы видите несколько фраз (Слайд № 7). Я начинаю, а заканчивает тот ученик, кого я спрошу.
|
Примерные ответы: —Сегодня я узнал, что такое алгоритм. —На уроке я научился составлять алгоритмы. —Мне было непонятно что такое разветвляющийся алгоритм. —Теперь я знаю, что алгоритмы моно составлять в виде блок-схемы. —Я бы хотел узнать, как использовать полученные знания при составлении алгоритмов в каких-нибудь программах. |
4 мин. |
|
|
Практическая работа |
Программа «Пикто мир» |
Теперь давайте обратимся к практической части урока! На столе у каждого стоит ноутбук. Включите его и на рабочем столе откройте программу «Пиктомир». В этой программе вы научитесь составлять алгоритмы от простейших до сложных. |
Работают в программе «Пиктомир». |
15 мин. |
|
Подведение итогов занятия педагогом |
Ребята, как вы думаете вы достигли той цели, которая была вами поставлена? На следующем уроке мы продолжим работу с алгоритмами, в том числе в программе «Пиктомир». Дома вам нужно выучить основные определения и написать в тетради 2 примера алгоритма. Мне очень приятно было сегодня с вами работать! Урок закончен, до встречи! |
-Да, достигли. —Записывают домашнее задание. Спасибо за урок! До свидания! |
2 мин. |