Технологическая карта урока информатики в средней школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (309) май 2020 г.

Дата публикации: 09.05.2020

Статья просмотрена: 55 раз

Библиографическое описание:

Горбанева, Т. Н. Технологическая карта урока информатики в средней школе / Т. Н. Горбанева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 450-453. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69765/ (дата обращения: 16.11.2024).



Тема урока: Кодирование информации

Тип урока: комбинированный (повторение и обобщение, объяснение нового материала и практическая работа).

Класс: 5-й

Цели урока:

1. Образовательные:

1) приобретение навыков кодирования информации;

2) формирование компетентности в сфере познавательной деятельности;

3) формирование представления о кодировании и декодировании информации;

4) отработка навыков работы с таблицами и схемами.

2. Развивающие:

1) развитие любознательности ребенка; 2) формирование информационной культуры; 3) развитие умения выделять главное, сравнивать, анализировать, обобщать, творчески мыслить; 4) развитие навыков работы на компьютере, самоконтроля.

3. Воспитательные: Воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, культуры речи, общения при работе в парах.

Задачи:

1) дать определение понятиям «код», «кодирование», «декодирование»;

2) рассмотреть способы кодирования информации;

3) познакомить с различными кодировочными таблицами;

Оборудование: интерактивная доска, проектор, оборудование mimio, ноутбуки фирмы Apple на базе 2-х операционных систем Windows 7 и Mac, презентация, разноцветные карточки.

Методы урока: лекция, объяснительно-иллюстративный метод; частично-поисковый метод, демонстрационный Формы урока: индивидуальная работа, групповая работа, фронтальный опрос.

Требования куровню усвоения учебного материала после завершения урока:

ЗНАТЬ

1) определения понятиям «код», «кодирование», «декодирование»;

2) принцип кодирования и декодирования информации;

3) различные кодировочные таблицы;

4) способы кодирования информации.

УМЕТЬ

Кодировать информацию различными способами

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

I. Организационный этап (30 сек.)

Приветствие.

Приветствие.

Проявление доброжелательного внимания. Личностные УУД: — формирование навыков самоорганизации

II. Актуализация знаний (4 мин)

Давайте с вами вспомним, что вы изучали на предыдущем уроке. (Слайд № 1)

1) Приведите пример обмена информации между людьми. Назовите источник и приемник.

2) Чем отличается источник от приемника информации?

3) Является ли природа источником информации для человека? Приведите пример.

4) Определите источник и приемник информации в ситуациях:

1. Бабушка читает письмо. 2. Учитель объясняет новый материал классу. 3.Разговаривают подруги Света и Маша. 4. Человек читает объявление в газете.

5) Что вы знаете об электронной почте?

Молодцы! Давайте приступим к новой теме!

Предполагаемые ответы:

1) Например, разговор друзей. Источниками и приемниками будут оба друга.

2) Источник — это то или кто передает информацию, а приемник — тот, кто принимает.

3) Да, является. Например, если вы заблудились в лесу, то можно обратить внимание, что муравейники и гнезда птиц располагаются с южной стороны деревьев.

4) 1. Бабушка — приемник, а письмо — источник. 2. Учитель — источник, а дети — приемники. 3. Обе подруги и источники и приемники. 4. Человек- приемник, а газета — источник.

5) Электронная почта — это система обмена сообщениями с помощью компьютерных сетей.

Познавательные УУД: — актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках. Личностные УУД: — умение кратко формулировать мысль с учетом норм родного языка;

III. Этап усвоения новых знаний. (15 мин.)

Презентация «Кодирование информации».

Итак, информация может поступать от источника к приемнику с помощью сигналов разной физической природы. Например, сигнал может быть световым, звуковым, электрическим.

Для того, чтобы произошла передача информации, приемник должен не только получить исгнал, но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника, человек понимает, что пора просыпаться, телефонный звонок — что кому-то нуно с вами поговорить. (слайд № 2).

Постепенно мы пришли к понятию код. Обратите внимание на слайд № 3.

Код — это система условных знаков, а кодирование — это представление информации с помощью некоторого кода. Ребята, может вы уже встречались с кодированием в своей жизни? Приведите примеры. Совершенно верно! Еще в супермаркетах каждый товар имеет свой штрих код, с помощью которого вводят информацию о стоимости товара. Правила дорожного движения кодируются с помощью символических рисунков. Свой код из шести цифр имеет каждый населенный пункт РФ. Посмотрите на слайд № 4 и прочитайте.

Кто придумал специальный способ представления информации для слепых?

В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде в виде нулей и единиц.

Обратите внимание на слайд № 5. Существуют различные способы кодирования информации. Скажите какие?

Существует понятие, обратное кодированию. Как вы думаете какое?

Верно!

Итак, давай обратимся к учебнику на стр.52 и зачитаем основные понятия темы. Есть ли у вас вопросы по новой теме урока?

Слушают и смотрят на интерактивную доску.

Слушают и смотрят на доску.

Примерные ответы:

1.Я думаю, что примером кодирования звуковой информации являются ноты.2. Например, азбука Морзе.

Читают.

Отвечают: французский педагог Луи Брайль

Отвечают: 1.графический

2.числовой

3.символьный

Отвечают: Декодирование

Читают.

Регулятивные УУД:

1.развитие способности устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; 2.развитие памяти и логического мышления

3.актуализация знаний и сведений из личного опыта с целью понимания того, что привычные вещи имеют информационную характеристику и влияют на жизнь людей;

Познавательные УУД: 1.развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста; 2. умение кратко формулировать мысль; 3.формирование понятия «Главное». Коммуникативные УУД: умение работать с источником информации; формирование владения монологической и диалогической формами речи с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

IV. Физкультурная минутка (2 мин)

А теперь настало время немного отдохнуть.

На поляне стоит сосна,

к небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

быть он хочет подлинней.

(Стоя на одной ноге, потягиваемся — руки вверх,

потом то же, стоя на другой ноге)

Ветер сильный налетал,

все деревья раскачал.

(Наклоны корпуса влево-вправо)

Ветки гнутся взад-вперёд,

ветер их качает, гнет.

(Рывки руками перед грудью)

Будем вместе приседать –

раз, два, три, четыре, пять.

(Приседания)

А теперь на месте шаг,

выше ноги! Стой, раз, два!

Делают зарядку, повторяя движения за учителем.

Личностные УУД: формирование здорового образа жизни

V. Этап закрепления новых знаний (15 мин)

Итак, сейчас вы попрактикуетесь по новой теме. Откройте ваши рабочие тетради на странице 63 и выполните номера № 79–85.(Слайд 6–7) Кто выполнит все задания в тетради, выполняет задания на компьютере.

Выполняют задания в тетради.

Выполняют задания на компьютере.

Регулятивные УУД: развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, таблицей, схемой. Личностные УУД: умение использовать возможности текстового редактора; Коммуникативные УУД: умение работать в парах, развитие диалогической речи.

VI. Рефлексия (2 мин.)

Сейчас вы получите по три карточки: красную, желтую и зеленую. Поднимите только одну из них: (Слайд № 8) Зеленая карточка — тема полностью понятна, выполнены все задания, урок вам понравился. Желтая карточка — тема понятна, но не все задания выполнены, урок понравился, но не все. Красная карточка — тема не понятна, не все задания выполнены, урок показался скучным.

Поднимают карточки.

Личностные УУД: развитие самооценки

VII. Этап подведения итогов урока (2 мин)

Учащимся выставляются оценки. Молодцы, почти все справились с заданием! Ребята, запишите домашнее задание: У. с 168–175 РТ с.67–71 № 86–90 (Слайд № 9) — Спасибо за урок. До свидания ребята!

Записывают домашнее задание. До свидания!

Основные термины (генерируются автоматически): урок, задание, Слайд, источник, приемник, мина, этап урока, Электронная почта, умение, способ кодирования информации, родной язык, приемник информации, III, кодирование, информация, интерактивная доска, домашнее задание, декодирование информации, актуализация знаний, VII.


Задать вопрос