Использование современных информационных технологий при обучении в начальной школе в условиях реализации ФГОС
Авторы: Костенко Светлана Леонидовна, Елиференко Татьяна Васильевна, Суслова Лилия Николаевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 13.03.2015
Статья просмотрена: 4035 раз
Библиографическое описание:
Костенко, С. Л. Использование современных информационных технологий при обучении в начальной школе в условиях реализации ФГОС / С. Л. Костенко, Т. В. Елиференко, Л. Н. Суслова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 178-180. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7592/ (дата обращения: 16.12.2024).
В настоящее время перед учителем стоит важная задача — подготовить детей не просто «впитывать» факты и сведения, а научить их учиться. Ученик — равноправный участник обучения, он в равной с учителем мере отвечает за свои успехи, промахи и недостатки. Мы должны всячески способствовать развитию его активности и самостоятельности на всех этапах обучения, чтобы ученик мог принимать учебную задачу, участвовать в выборе средств её решения, осуществлять контроль и самоконтроль. Ему предоставляется право выбора способа и пути деятельности, участие в процессе обучения заключается не в принятии готового образца, а в высказывании предположений, выборе альтернативы, обсуждении наиболее целесообразных способов ответа на вопрос «как решать эту учебную задачу». Научить этому под силу не каждому учителю и требует истинного призвания. Сегодня уже никому не нужно доказывать, что необходимо всестороннее массовое внедрение информационных технологий во все сферы образования. Так требует время. В современном мире процесс информатизации образования является одновременно и основным требованием, и результатом развития современного общества. Компьютерные технологии на уроках — наши главные помощники! Но… компьютер имеет смысл применять лишь в случае необходимости: контроль домашнего задания, показ каких-то видео — сюжетов, презентаций. А вот использовать его как некоторое развлечение учеников ни в коем случае нельзя.
Существует много различных видов работы с применением информационных технологий для проведения уроков в начальной школе. Компьютер присутствует на всех этапах урока и по всем предметам, конечно с учетом санитарно-гигиенических норм для каждого возраста. Для того, чтобы обмениваться опытом с коллегами мы делимся разработками уроков, внеклассных мероприятий, игровыми упражнениями и различными дидактическими средствами.
Однако, компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его! Опытный и творческий учитель здесь может найти широкие возможности для реализации собственных интересных методических задумок, ведь процесс использования игровой компьютерной деятельности в школе с каждым годом развивается. Однако живое общение незаменимо, и мы не поддерживаем тех педагогов, которые мечтают о полной автоматизации учебного процесса.
Мы убеждены, что разумное использование компьютера на уроках в начальной школе продвигает учащихся в интеллектуальном развитии, воспитывает любознательность, творчество, научное мировоззрение. Считаем, что современный учитель просто обязан владеть компьютерной грамотностью. Это позволит ему проводить современные уроки, а значит повышать мотивацию обучения учащихся, добиваться высоких показателей качества обученности своих учеников, развивать стремление к саморазвитию и творческому росту.
Современный урок невозможно провести без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришли компьютерные технологии.
Перед учителем, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь при помощи информационно-коммуникационных технологий. Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся. Использование ИКТ формирует навык исследовательской деятельности, способствует повышению качества образования.
Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
Уроки с использованием ИКТ позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности, длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения.
Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. При подготовке к урокам с использованием ИКТ уходит очень много времени для создания собственных презентаций. И мы часто используем электронные ресурсы учебного назначения: ресурсы Интернет и электронные энциклопедии. Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Мы часто применяем видеоролики, фотографии (репродукции) электронной энциклопедии, различные тесты, задания, развивающего характера. При разработке урока с использованием ИКТ, мы уделяем особое внимание здоровью детей. Обязательно включаем физические и динамические паузы, зарядку для глаз, смену поз.
Для упрочнения знаний, развития интереса к школьным предметам тем учащимся, которые уже хоть немного владеют компьютером, предлагаем самостоятельные творческие задания, которые могут выражаться:
- в составлении кроссворда, ребуса по теме,
- в изготовлении учебного пособия;
- в подготовке различных творческих сообщений;
- в изготовлении презентаций и др.
Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Уверены, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:
- повышает качество знаний,
- продвигает ребенка в общем развитии,
- помогает преодолеть трудности,
- вносит радость в жизнь ребенка,
- позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития,
- создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока — принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.
Однако, компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его! Опытный и творческий учитель здесь может найти широкие возможности для реализации собственных интересных методических задумок, ведь процесс использования игровой компьютерной деятельности в школе с каждым годом развивается. Однако живое общение незаменимо, и я не поддерживаю тех педагогов, которые мечтают о полной автоматизации учебного процесса. Кроме того, с точки зрения валеологии, проводить много времени за компьютером небезопасно.
Уроки с использованием информационных технологий интересны не только детям, но и самому учителю. Они предоставляют возможность для саморазвития учителя и ученика. Новые программы появляются, чуть ли не каждый месяц, а значит, растут и наши возможности. Свои уроки мы создаём при помощи программы Power Point. В них можно применять анимацию и сложные спецэффекты. Эти уроки помогли нашим ученикам совершить увлекательное виртуальное путешествие по «Разнообразию диких и домашних животных». Яркая, необычная форма подачи учебного материала способствовали более прочному усвоению новых знаний у детей и вызвали огромное желание создавать и применять подобные уроки в рамках различных школьных предметов. Осознанность чтения проверяется при помощи разнообразных викторин, кроссвордов и тестов. На уроках русского языка мы используем возможности специальных программ, которые позволяют проверить знание словарных слов, проводим тестирования по изучаемым темам. На уроках математики появилась возможность наглядного иллюстрирования такие темы — «Час. Минута. Определение времени по часам», «Длина ломаной», «Периметр многоугольника». Также для уроков математики разработаны программы устного счёта, которые дают возможность проверить знания отдельных учеников, либо использовать программу фронтально. Самыми интересными уроками считаем уроки закрепления пройденного материала. Здесь открывается огромный простор для фантазии. Такие уроки можно провести в форме виртуальных путешествий, в форме интеллектуальных игр. Возможности ИКТ применяются нами и во внеурочной деятельности. Мы проводим классные часы в нетрадиционных формах. («Хлеб — всему голова», «Символика РФ»). Считаем, что использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе повышает интерес детей к обучению и делает процесс обучения увлекательным, интересным и запоминающимся.
При активном использовании ИКТ достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты и сопоставлять их; организовывать и выражать свои мысли на бумаге и устно; логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь; открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
Мы убеждены, что разумное использование компьютера на уроках в начальной школе продвигает учащихся в интеллектуальном развитии, воспитывает любознательность, творчество, научное мировоззрение. Считаем, что современный учитель просто обязан владеть компьютерной грамотностью, это позволит ему проводить современные уроки, а значит, повышать мотивацию обучения учащихся, добиваться высоких показателей качества обученности своих учеников, развивать стремление к саморазвитию и творческому росту.
Литература:
- Захарова, Н. И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс [Текст] /Н. И. Захарова//Начальная школа.-2014.- № 4.- С. 24–26.
- Стадник, М. В. Использование медиауроков для развития мышления младших школьников [Текст]: учебник /М. В. Стадник.- М.: КНОРУС, 2013, 219 с.
- http://school-collection.edu.ru