Интеграция как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках
Авторы: Веденеева Светлана Анатольевна, Гришина Любовь Николаевна, Халимова Галия Замиловна, Елистратова Маргарита Борисовна, Хамидуллина Р. Х.
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)
Дата публикации: 05.11.2014
Статья просмотрена: 405 раз
Библиографическое описание:
Интеграция как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках / С. А. Веденеева, Л. Н. Гришина, Г. З. Халимова [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 67-68. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6585/ (дата обращения: 16.11.2024).
В настоящее время школа переживает очень сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые подходы к отражению содержания учебных дисциплин. В центр внимания работы педагогов поставлена результативность обучения, которая связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий, развитие разнообразных компетентностей учащихся.
В сегодняшних условиях пересмотра всех нравственных ценностей особые надежды возлагаются на гуманитарную сферу образования, на обращение к национально-культурным традициям и их возрождение в контексте общечеловеческой культуры.
В наш век процветает бездуховность. Большую значимость на всех ступенях обучения ОБЖ, учитель Веденеева С. А., приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся. Подготовка к уроку сообщений, презентаций о наскальных рисунках, пиктограммах, превращении символов в буквы, про узелковое письмо, клинопись служит включению в учебную деятельность самостоятельной работы обучающихся с новой информацией. Ученики узнают, что такое папирус, пергамент, берестяные грамоты, бумага как на географии, биологии, так и на уроках татарского языка (учителя Халимова Г. З., Елистратова М. Б., Хамидуллина М. Б.). Организация групповой работы по написанию и чтению сообщений в виде рисунков способствует развитию умения общаться, договариваться, сообща решать вопросы.
Все прежние идеалы растоптаны, а новых нет. Но любовь, красота, нравственная ценность существуют. Литература — один из предметов гуманитарного цикла. Она помогает ученику почувствовать единство мира и человека, способствует очищению и облагораживанию человека силой художественного слова.
Задача словесника (Гришиной Л. Н.)- выявить общечеловеческие ценности, способствовать воссоединению целостного мировосприятия.
Решению этих задач во многом мне помогает интеграция учебных предметов.
Цели данной технологии:
1. Повышение мотивации обучения.
2. Стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам.
Задачи:
- Воспитывать у учащихся познавательную активность;
- Вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное;
- Умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера;
- Повышать эффективность урока, развивая мотивацию через использование ИКТ;
- Развивать интеллектуальные и творческие способности детей.
Использование данной технологии позволяет:
- значительно сэкономить время на уроке;
- повысить уровень наглядности в ходе обучения;
- внести элементы занимательности, оживить учебный процесс;
- разнообразить формы работы;
- активизировать внимание;
- повысить творческий потенциал личности.
Интеграция между учебными предметами является одним из возможных путей совершенствования учебного процесса, направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между предметами. Наиболее распространенной является интеграция русского языка с литературой, ОБЖ, географией, биологией, с татарским языком и с татарской литературой.
Хорошо прослеживается связь литературы и истории при знакомстве с биографией писателя, с определенной эпохой и при анализе стихотворений. Так, в 10 классе по теме «Лирические откровения Афанасия Фета» ребята «познают истину», работая в творческих группах, что позволяет им погрузиться в историко-литературную атмосферу второй половины ХIХ века.
Одним из источников эстетического воздействия на детей являются произведения живописи. Использование картин, иллюстраций дает возможность вырабатывать целенаправленное суждение, развивать ассоциативное мышление.
На примере произведений В.Астафьева единство человека и природы показываю через ассоциацию между ними. Астафьев человека видит через природу, а природу — через человека. На уроке по изучению творчества Астафьева я применяю иллюстрации, на которых, если внимательно приглядеться, можно увидеть лица.
В подготовке и проведении интегрированных уроков могут принять участие два учителя или более.
На урок, связанный с изучением творчества писателя, можно идти лишь с его портретом. Но использование отдельных элементов различного рода электронной продукции: демонстрация видеоролика, показ фрагмента фильма, звуковые файлы является хорошим подспорьем в работе педагога-словесника. На уроке знакомства с жизнью поэта или писателя сообщение учителя может сопровождаться слайд-шоу.
Применяемые на уроках русского языка и литературы, ОБЖ, географии, биологии и татарского языка технологии исследовательской деятельности, проблемного обучения, информационные технологии являются эффективным средством, формирующим и активизирующим разнообразные компетенции учащихся.
Работа в группах позволяет раскрыться каждому ученику, проявить свой творческий потенциал.
В результате интегрированного обучения ребята научились:
- применять знания, полученные на других уроках;
- самостоятельно работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера;
- самостоятельно подбирать материал для сообщений;
- устанавливать временные связи исторических событий с биографией и творчеством писателя, поэта;
- самостоятельно анализировать, отбирать главное;
- создавать схемы, алгоритмы, тексты, кроссворды по изученному материалу, используя возможности компьютера.
Сложностей при внедрении данной технологии, безусловно, много. Но как говорит В. Ф. Шаталов: «Сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом. Самое главное — учитель должен помочь ученику осознать себя личностью, пробудить интерес в познании себя, жизни, мира…»
Применение данных технологий позволяет реализовать требования к освоению основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, ОБЖ, географии и татарского языка.