Игра как средство всестороннего воспитания личности младших дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Григорян, К. И. Игра как средство всестороннего воспитания личности младших дошкольников / К. И. Григорян, Ю. В. Пистун, Г. П. Ковачева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 17 (76). — С. 474-476. — URL: https://moluch.ru/archive/76/12995/ (дата обращения: 16.12.2024).

Игра является ведущей деятельностью дошкольников, имеет чрезвычайно важное значение для развития и формирования личности ребенка вообще, и для подготовки к школе в частности. Это главный метод педагогической коррекции. [5. с.8]

Она занимает огромное место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников.

Для младших дошкольников игра составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность.

Игра — это очень серьезно. Дети с ее помощью познают мир, учатся проявлять самостоятельность, развивают фантазию, обзаводятся опытом побед и поражений. От того, во что они играли в детстве, часто зависит выбор его жизненного сценария.          

В младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. В игре дети выполняют собственную задачу.

Цель игры имеет 2 аспекта:

-        Познавательный — то чему должны научить детей, какие способы действия с предметами хотим им передать;

-        Воспитательный — способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

Игра у младших дошкольников занимает значительное место в жизни, является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельностью детей. Она выявляет индивидуальные способности детей, позволяет определить уровень его знаний и представлений. [5. с.11]

В играх проявляются и такие черты характера, которые могут служить примером для других: отзывчивость, скромность, дружба, товарищество. Так, наблюдая за играми детей, их поведением в процессе игр, педагоги могут выявить индивидуальные особенности и обозначить наиболее действенные пути воздействия на личность дошкольника.

Игра не только выявляет индивидуальные способности, личностные качества дошкольников, но и формирует определенные свойства личности. Игровой метод дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения. [4. с.115]

Важно не только правильно выбрать игру, но и хорошо ее провести. Предварительно педагог должен подготовить необходимый игровой материал, понять психологические особенности игры и ее воспитательное значение. Мысленно представить весь ход игры, как заинтересовать, как объяснить правила и действия, кого выбрать на первые роли, как предотвратить возможные затруднения.

В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям. Часто игра служит побудителем к работе: изготовлению необходимых атрибутов, конструированию. Игра — один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, она привлекает внимание людей разных профессий.

Игры, в которые обычно играют дети дошкольного возраста, можно разделить на три основные группы:

1.                  Подвижные игры: всевозможные забавы с мячом, со скакалкой, прятки, салки и т. д. Подвижные игры — не только прекрасное средство физического воспитания детей, постепенно они прививают навыки поведения в коллективе: дети учатся подчиняться правилам (а правила, порой довольно сложные, есть почти в любой такой игре).

2.                  Игры в лото, в разноцветные пирамидки и т. д. У каждой такой игры своя образовательная задача, они дают возможность познакомиться с различными предметами и явлениями действительности, развивают наблюдательность, восприятие, память, мышление. Имея большое значение, прежде всего, для умственного развития дошкольников, такие игры уже сами по себе готовят ребенка к школе, способствуют формированию мотивации к обучению, познавательного интереса.

Детям младшего дошкольного возраста нравится строить, и они часто затевают увлекательную игру с постройкой. Но вначале у них следует формировать необходимые умения, воспитывать устойчивый интерес к конструированию.

3.         Сюжетно-ролевые игры. В этих играх дети изображают жизнь и труд людей взрослых, причем, играя, они относятся к своему воображаемому труду, игрушкам, товарищам по игре так, как в действительной жизни относятся к своему труду и друг к другу окружающие их взрослые. [3. с.79]

Значимое место для младших дошкольников занимают подвижные, хороводные, пальчиковые, игры с правилами дорожного движения и т. д. Во время игр происходит непроизвольное познание окружающего мира, развивается речь, мелкая моторика пальцев, формируются физические навыки, укрепляется здоровье, дети приобретают навыки общения.

К трем годам у детей складывается условное предметное действие, посредством которого дошкольники развертывают самостоятельную игру. Действие с предметами «понарошку» подготавливает возможность понимания ребенком того, что он и сам в игре может быть кем-то иным — «понарошку» продавцом, врачом, мамой. В 3 года дети становятся способными овладеть ролью — более сложным смысловым и структурным «узлом» игры. [3. с.81]

Главное внимание в игре уделяется содержанию ролей. Чем сложнее роль по своему социальному содержанию, чем больше должны знать о ней дети, и тем более развита игра. Младшие дошкольники должны отображать в игре содержание ролей «мамы», «папы», «продавца», «врача».

Детям нужно уметь принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера чтобы полноценно овладеть игровой ролью, им необходимо не только уметь осуществлять специфичные для роли условные предметные действия, но и уметь говорить с партнером как носителем другой игровой роли, т. е. уметь развертывать специфическое ролевое взаимодействие — ролевой диалог.

Значимым является научить детей принимать на себя роль в игре. С этой целью многократно с детьми организовывается игровая среда, создается такая игровая ситуация, в процессе которой учат реагировать на действия и речь носителей разных ролей, связанных по смыслу с его ролью уметь изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от того, каковы роли партнеров. Это очень важно, поскольку сюжет игры всегда динамичен, развивается в ее процессе, и у детей возникает необходимость включать в него новые роли. [1. с.42]

К четырем годам детям достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера-игрушку, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником.

Если ребенок играет самостоятельно, то обычно берет на себя более привлекательную основную роль, а действия его пока направлены на партнера-игрушку.

Игра для детей младшего дошкольного возраста является важной составляющей развития. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. Воспитателям следует не только акцентировать внимание на организацию и проведение игр в детском саду, но и проводить разъяснительную работу среди родителей о необходимости их участия в детских играх.

Колоссальную роль педагоги уделяют играм на семейные темы: разыгрывают разные сюжеты из жизни семьи с использованием наборов игрушек — мебели, транспорта, городских построек (семья празднует день рождения, семья отправляется в путешествие, семья в зоопарке).

Игры с родителями являются неотъемлемой частью развития дошкольников. Это и укрепление здоровья, и хорошее настроение. Совместные игры сближают родителей и детей.

В играх должны создаваться такие условия, при которых семья имеет возможность:

-          рассказывать, читать о культуре общения, правилах поведения (на улице, дома, в гостях и т. д.);

-          Обыгрывать знакомые детям ситуации, создавать новые игровые сюжеты и принимать в них участие;

-          Совместно сочинять словестные игры, придумывать истории со знакомыми и незнакомыми героями;

-          Способствовать тому, чтобы дети поддерживали и развивали игровую идею других детей и сами предлагали сюжет;

-          Использовать праздники, дни рождения детей для проведения игр;

-          Бережно относиться к игровым замыслам детей, созданным в процессе игры;

-          Поощрять стремление находить и привлекать партнеров для игр;

-          Не критикуя, понимать и принимать игровое поведение детей;

-          Сочинять сказки, волшебные истории про самих себя.

Для дошкольника «игра — единственный способ освободиться от роли ребенка, оставаясь ребенком». Для взрослого — «единственный способ стать снова ребенком, оставаясь взрослым». [2. с.18]

Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения ребенка от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле. Родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, они ценят её, как одно из значимых средств воспитания.

Для младших дошкольников игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.

Дети в возрасте 2–4 лет не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Как правило бесцельно возят взад-вперёд машину, не находя ей большего применения, быстро ее бросают, требуют новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь детей в игре. Ждать, пока они сами начнут играть самостоятельно — значит заведомо тормозить развитие детской личности.

Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры детей, является подбор игрушек по возрасту. Игрушка — центр игры, материальная опора. Она наталкивает на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей. [2. с.21]

Они очень рады минутам, подаренным им родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для детей. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких им людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.

В заключении можно сделать вывод о том, что в младшем дошкольном возрасте игра является важнейшей самостоятельной деятельностью детей и имеет большое значение для их физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива.

Литература:

1.                  Антонова Т. В. Особенности социального поведения детей в игре // Руководство играми в дошкольных учреждениях / Под ред. М. А. Васильевой. — М.: Педагогика, 2006. — 250 с.

2.                  Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2009. — 128 с.

3.                  Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2009. — 128 с.

4.                  Игра дошкольника/ Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова и др.; Под ред. С. Л. Новоселовой.- М.: Просвещение, 1989. — 286 с.

5.                  Игра дошкольника / Сост. е. В. Зворыгина. — М.: Просвещение 1999. — 286 с.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, игровая роль, младший дошкольный возраст, роль, ведущая деятельность, воспитательное значение, единственный способ, проведение игр, психическое развитие.


Похожие статьи

Театрализованные игры как форма всестороннего воспитания личности старших дошкольников

Игра как психолого-педагогический метод развития коммуникативных навыков дошкольника

Игра как средство развития познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ

Народная игра как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Игра как средство развития полоролевой идентичности детей старшего дошкольного возраста

Театрализованная деятельность как средство развитие творческих способностей старших дошкольников

Игра как средство формирования нравственных качеств личности на основе самовоспитания дошкольников

Подвижная игра как средство физического развития дошкольника

Игровая деятельность как средство развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников

Игровая деятельность как инструмент формирования коммуникативной компетенции дошкольников

Похожие статьи

Театрализованные игры как форма всестороннего воспитания личности старших дошкольников

Игра как психолого-педагогический метод развития коммуникативных навыков дошкольника

Игра как средство развития познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ

Народная игра как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Игра как средство развития полоролевой идентичности детей старшего дошкольного возраста

Театрализованная деятельность как средство развитие творческих способностей старших дошкольников

Игра как средство формирования нравственных качеств личности на основе самовоспитания дошкольников

Подвижная игра как средство физического развития дошкольника

Игровая деятельность как средство развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников

Игровая деятельность как инструмент формирования коммуникативной компетенции дошкольников

Задать вопрос