Народная игра как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (287) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 05.12.2019

Статья просмотрена: 743 раза

Библиографическое описание:

Курникова, Л. А. Народная игра как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста / Л. А. Курникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 495-496. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64720/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье раскрыты вопросы эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством организации и проведения народных игр.

Ключевые слова: народная игра, старший дошкольный возраст, эстетическое воспитание.

Значение народной игры в эстетическом воспитании и развитии ребенка старшего дошкольного возраста очень велико. Старший дошкольный возраст является особенным возрастом для эстетического воспитания. Именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.

Г. И. Бабурина и Т. Ф. Кузина отмечают, что целесообразность изучения народных игр и их практическое применение в эстетическом воспитании старших дошкольников описывали в своих трудах такие исследователи как А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Д. И. Писарев и др. Высокую оценку роли игры в воспитании давал К. Д. Ушинский [1]. К. Д. Ушинский подчеркивал необходимость изучения национальных народных игр педагогами дошкольного воспитания [4].

По мнению Г. И. Бабуриной, актуальность эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством использования в воспитательно-образовательном процессе обусловлена недостаточной изученностью педагогических условий, способствующих решению данной задачи [1].

При этом, как считает Г. И. Бабурина, эстетическое воспитание играет важную роль в развитии познавательных способностей личности старшего дошкольника через формирование «эстетического мышления», способствуя целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры определенной эпохи, пониманию ее единства и стилистического родства, определяющих формирование предпосылок теоретического мышления и познания [1].

К примеру, необходимо постоянно формировать у старшего дошкольника эстетическое отношение к действительности и искусству, развивая при этом его интеллект.

Данный процесс может проходить неуправляемо, стихийно и спонтанно, так как в процессе общения с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок все равно эстетически развивается. Однако, при этом он не осознает эстетическую сущность предметов, да и такое развитие очень часто обуславливается его стремлением к развлечениям.

В связи с этим, Г. М. Науменко подчеркивает, что без продуманного педагогического воздействия ребенок может сформировать ложные ценности и идеалы [2].

Народная игра представляет собой одно из средств, сохраняющих и передающих общечеловеческие ценности и традиции народа, средством вхождения в социум, освоения нравственного, трудового и эстетического опыта предыдущих поколений, которое тесно связано с песней, плясками, потешками, загадками, сказками [3].

Народная игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, которая являетсяещё и средством обучения и воспитания, сохраняющая свою исходную и наиболее ценную функцию, обеспечивающую самообразование через рефлексию ребёнка [2].

Народные игры — традиционное средство педагогики, способствующее отражению образа жизни народа, его быта, труда, обычаев.

Участвуя в них, дети приобретают такие качества, как честь, смелость, мужество, сила, ловкость, выносливость; смекалка, выдержка, выдумка, находчивость, воля, стремление к победе [2].

Русские народные игры для детей старшего дошкольного возраста педагогически ценны тем, что воспитывают у них ум, характер, нравственные качества, физически развивают детей, способствуя пробуждению интереса дошкольников к народному творчеству [4].

Народные игры являются удивительно совершенными и ценными произведениями народного творчества, создаваемыми и оттачиваемыми десятками поколений, вбиравшими в себя опыт целого народа.

Современные дети с удовольствием играют в народные игры, привлекающие их и познавательным содержанием, и разнообразием игровых действий, и эмоциональной окрашенностью, и эстетикой своей организации.

Использование народных игр предполагает обращение внимания детей старшего дошкольного возраста на более конкретное, детальное восприятие, целевое наблюдение. И здесь на помощь педагогу могут прийти словесные и наглядные методы, которые следует использовать в соответствии со следующими требованиями:

– воспроизводить народную игру нужно эмоционально, выразительно, четко, чтобы детям было понятен смысл, содержание игры, её эстетическая ценность;

– необходимо добиваться яркой образности, так как в противном случае встреча с игрой несущественна и бессмысленна [1].

В качестве приемов для эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами народной игры и воспитания у них устойчивого интереса к народным играм необходимо:

– знакомить детей с лучшими образцами народного игрового музыкального творчества;

– использовать демонстрацию личного примера при разучивании игр;

– применять демонстрацию примера ребёнка при создании игрового образа;

– использовать костюмы, атрибуты и пр. [1].

Народная игра в сочетании с другими средствами воспитания является основой начального этапа эстетического воспитания детей, развития активной, гармоничной, духовно богатой личности.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы, являясь фундаментом для дальнейшего развития нравственных чувств и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Таким образом, народные игры являются не только важнейшим источником и средством развития всех сторон личности детей дошкольного возраста, но и играет огромную роль в эстетическом воспитании дошкольников. Они помогает почувствовать красоту родного языка, развивает творческое мышление.

Литература:

  1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 2005.
  2. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. М. Науменко. М., 2008.
  3. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 7 лет. М., 2005.
  4. Ушинский К. Д. Родное слово Часть 1. М., 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): старший дошкольный возраст, народная игра, эстетическое воспитание, эстетическое воспитание детей, игра, ребенок, народное творчество, старший дошкольник.


Похожие статьи

Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

Народное художественное творчество как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Устное народное творчество как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста

Игра как средство всестороннего воспитания личности младших дошкольников

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Игра как средство развития полоролевой идентичности детей старшего дошкольного возраста

Игра в шахматы как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

Народное художественное творчество как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Устное народное творчество как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста

Игра как средство всестороннего воспитания личности младших дошкольников

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Игра как средство развития полоролевой идентичности детей старшего дошкольного возраста

Игра в шахматы как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Задать вопрос