На современном этапе развития общества активно происходят изменения ценностно-нравственных ориентаций в отношениях между полами, происходит стирание границ между мужскими и женскими социальными ролями, наблюдается зависимость негативного информационного фона и выраженные эмоциональные нарушения в развитии детей — агрессия у девочек и повышенная тревожность у мальчиков. Наиболее сензитивным к подобным влияниям является старший дошкольный возраст, который характеризуется наличием интереса детей к половым различиям, в становлении устойчивого понимания и принятия собственной половой роли.
В дошкольном возрасте возникает дифференциация интересов мальчиков и девочек — предпочтение способов деятельности, познания, общения, ориентированное на представителей того же пола, что и ребенок. Наряду с другими ориентациями ориентация на представителей своего пола ложится в основу формирования структуры личности и определяет ее психическую и социальную активность.
В отечественной литературе выделено несколько направлений исследований, посвященных гендерному воспитанию (Л. В. Градусова, Н. Е. Татаринцева и др.), половому воспитанию дошкольников (В. Е. Каган, В. К. Лосева и др.), полоролевому воспитанию (Т. А. Репина, Э. К. Суслова, Т. П. Хризман и др.). Современные исследователи акцентируют внимание на представлении о полоролевой идентичности старших дошкольников как стабильном базовом конструкте личности, на основе которого происходит формирование социальной, этнической, профессиональной идентичности, самоопределение человека в культуре.
В рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, проблема формирования полоролевой идентичности обозначена в содержании образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Задачами полоролевого воспитания является улучшение отношений между девочками и мальчиками, вовлечение детей противоположного пола в совместную деятельность, а также формирование адекватной оценки детей разного пола [18].
Старший дошкольный возраст — важный период для создания условий, способствующих осознанию и принятию ребенком своей социальной принадлежности по половому признаку, адекватной системе смыслов и значений, представляющих понятия «мужественность» и «женственность» в культуре нации.
В настоящее время воспитание мальчиков и девочек в дошкольных образовательных организациях с учетом их половой дифференциации проводится не в полной мере эффективно в связи с тем, что в воспитательном процессе основной упор делается на устаревшие гендерные стереотипы. В воспитании дошкольников не учитываются реалии современной жизни, игнорируется или вообще упрощаются половые различия, не реализуется направление развития вариативности полоролевого поведения, недостаточно формируются у детей навыки овладения мужскими и женскими ролями. В связи с этим, актуальным на сегодняшний день становится необходимость в создании специальных условий, учитывающих специфику развития дошкольника, для того чтобы процесс половой идентификации протекал более успешно.
Важным условием сопровождения процесса формирования полоролевой идентичности является организация педагогической среды, представляющей собой разнообразную систему взаимоотношений в триаде «воспитатель — ребенок — родитель», в диадах «ребенок — ребенок» и «ребенок — полоразвивающая предметная среда». В данной позиции раскрывается целый ряд значимых условий формирования идентичности у старших дошкольников.
Стереотипы полоролевого поведения ребенка в наибольшей степени формируются в ведущем виде деятельности дошкольников — игре. В игровой деятельности ребенок не только познает мир, но и готовится жизни взрослого. В тоже время, игра является фундаментом развития ребенка, умений соотносить игровые навыки с реальной жизнью [4].
В Концепции дошкольного воспитания игра названа «академией детской жизни» [19], а Л. С. Выготский утверждает, что «игра — арифметика социальных отношений» [17].
По мнению Г. В. Плеханова и Д. Б. Эльконина, игра социальна и по своему содержанию, т. к. дети отображают то, что видят вокруг [16].
А. Н. Леонтьев рассматривал игру как особую форму практического проникновения ребенка в мир социальных отношений, в котором растет интерес к окружающему, формируются социальные мотивы поведения, вырабатываются субкультурные нормы и правила [15].
Игра является одним из самых доступных и эффективных способов создания условий для освоения социальных ролей, в игре дифференциация интересов мальчиков и девочек осуществляется посредством ориентации на взрослых своего пола и проявляется в распределении игровых ролей.
По мнению Т. А. Репиной, именно в игре закрепляются позитивные стереотипы маскулинных и феминистских качеств поведения, закладываются основы эмоционально положительного отношения к будущей роли ребенка в обществе как мамы или папы [12].
О. Акулова утверждает, что освоение полоролевого поведения у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста происходит в ходе совместной игры [9].
И. С. Кон считает, что игровая деятельность позволяет создавать условия для формирования позитивной полоролевой идентичности. В игре ребенок испытывает различные чувства по отношению к тому, что он делает, и создание ситуаций, когда ребенку нравится выполнение данной роли, когда он видит ее положительные характеристики и примеряет ее на себя, оказывает влияние на то, что он начинает принимать себя такого, какой он есть, принимать себя с этими качествами, понимать, что эти качества являются важной составляющей его поведения. В игровой деятельности дети осознают половые различия. Происходит осознание того, что мальчики и девочки отличаются, так же как отличаются мужчины и женщины [6].
С точки зрения исследователей Т. А. Репиной, Л. В. Коломийченко, О. И. Ивановой и др., для закрепления позитивных стереотипов маскулинного и фемининного поведения у детей, организации сотрудничества и взаимодействия мальчиков и девочек в игре большое значение имеют сюжетно-ролевые игры [12]. Так как полоролевые модели поведения различны у детей разного пола, то и игры их существенно отличаются. Мальчики больше играют в игры героической тематики: военные, спасатели, пожарные, летчики и пр. У девочек большинство игр семейно-бытовой тематики: «дочки-матери», больница, парикмахерская и другие.
Как отмечает А. Р. Аблитарова, важное значение игры в полоролевом развитии дошкольников обусловлено возможностью «практиковать» в игре, пусть в воображаемом плане, поведение модели, соответствующей роли [1].
По мнению Е. О. Смирновой и Н. Е. Татаринцевой, целью такого педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой является не проработка знаний, а формирование игровых умений, которые обеспечат самостоятельную игру. В этой игре мальчики и девочки по собственному желанию реализуют свои полоролевые представления и предпочтения, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях [14].
В своем исследовании мы делаем акцент также на сюжетно-ролевые игры, поскольку этот вид игр является наиболее значимым для развития дошкольника как особой формы удовлетворения его потребности занять определенное место в окружающем мире. Сюжетно-ролевая игра помогает формированию положительных стереотипов мужских и женских качеств личности, способствует закладке фундамента эмоционально позитивного отношения к будущей роли мужчины и женщины. Важным для нас в работе с детьми является формирование игровых умений в самостоятельной игре детей, когда дети самостоятельно на свой выбор реализуют полоролевые предпочтения и представления в игре. Основной задачей при организации сюжетно-ролевых игр дошкольников мы ставим использование игр с многотемными сюжетами, в которых отражаются разнообразные события и отношения из жизни мужчин и женщин в обществе с целью закрепления в поведении детей положительных стереотипов мужественных качеств и черт женственности.
В условиях имеющегося развивающего пространства мы стараемся создать такую игровую среду, в которой имеются зоны самореализации мальчиков и девочек, организовываем равноправное сотрудничество детей в совместной деятельности, способствуем снятию традиционных культурных запретов на эмоциональное самовыражение мальчиков, поощрения их к выражению чувств, созданию у девочек опыта самопоощрения и повышения самооценки, созданию условий для тренировки гендерной чувствительности, привлечение к воспитанию родителей того и другого пола.
Также в работе с детьми по формированию полоролевой идентификации посредством игры мы учитываем особенности, обеспечивающие полноценное становление мужественности и женственности:
‒ обеспечение большого количества участников игры;
‒ продумывание четкой иерархии в игре (доминирование-подчинение);
‒ развитие игровой конкурентности и корпоративности;
‒ предоставление возможности проявления мальчиками физической силы в борьбе за лидерство во время игры;
‒ использование соревновательного момента игры.
В соответствии со спецификой и динамикой развития детей старшего дошкольного возраста мы планируем усилить работу по развития половой идентичности детей. Данная работа предполагает пересмотр педагогических позиций применительно к практике полового воспитания детей, а именно:
‒ учет факторов полоролевой социализации в образовательном процессе;
‒ субцессирование целей воспитания с когнитивного компонента полоролевого развития на эмоционально-аффективный и поведенческий и обеспечения их взаимосвязи;
‒ реализация в образовательном процессе координирующей и компенсирующей функции полового воспитания;
‒ создания условий для обеспечения интеграции процессов социализации и индивидуализации в ходе полоролевого развития ребенка.
Считаем также необходимым четко продумать создание игровых уголков для мальчиков и девочек, его содержания с целью преодоления разобщенности между ними при организация совместных игр и других видов детской деятельности, в процессе которых дети могли бы действовать вместе, но в тоже время в соответствии с гендерными особенностями.
Помимо сюжетно-ролевой игры, в которой ребенок моделирует свой опыт полоролевого поведения, необходимо также организовывать и другие виды игр, которые также несут в себе определенный потенциал для формирования полоролевой идентичности у дошкольников. В частности, мы можем отметить, что в дидактических играх дети могут учиться обозначать эмоциональное состояние другого человека, качества, соответствующие представителю какого-либо пола, сознавать себя со своими половыми характеристиками, что значит «я мальчик», что значит «я девочка».
Наши наблюдения за игровой деятельностью дошкольников показывают, что использование подвижных игр помогает расширять опыт детей, на основании которого они лучше осознают различия между мальчиками и девочками. Эти различия проявляются на уровне поведения в том, что мальчики чаще всего физически более развитые, смелые, активные, а девочки, наоборот, более спокойные, осторожные и т. д.
Придерживаясь мнения Н. Л. Белопольской [3], мы считаем, что использование в процессе формирования полоролевой идентичности народных игр, позволяет познакомиться с особенностями, традициями взаимоотношений между представителями разного пола, которые были ранее: взаимоотношений в семье, отношений матери к детям, выделить важные черты и качества, которые являются ценностными и признаются как наиболее значимые в отношениях в семье.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте игровая деятельность выступает важнейшим средством полоролевого развития детей. Идентификация дошкольника себя как представителя определенного пола в игровой деятельности является неотъемлемой частью полоролевой социализации и свидетельствует об уровне компетентности на данном этапе его развития.
Подводя итог, мы можем сделать вывод о том, что для развития полоролевой идентичности детей старшего дошкольного возраста важное значение имеет учет следующих психолого-педагогических условий: обогащение предметно-развивающей среды; осуществление педагогического руководства разными видами деятельности (игровой, продуктивной и т. д.), направленными на формирование полоролевой идентичности; организация взаимодействия с семьей как первостепенным источником формирования полоролевой идентичности.
На основе проведенного анализа психолого-педагогической литературы мы убедились в том, что сюжетно-ролевые игры могут быть эффективным средством развития полоролевой идентичности детей старшего дошкольного возраста. Эти выводы легли в основу нашей работы при составлении методического сборника практических рекомендаций по организации сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста «Играют девочки. Играют мальчики».
Литература:
- Аблитарова А. Р., Сейтбелялова Р. Р. Воспитывающий потенциал сюжетно-ролевой игры в полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 59–61.
- Абраменкова В. В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе / В. В. Абраменкова // Вопросы психологии. — 2007. — № 5. — С. 70–76.
- Белопольская Н. Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания / Н. Л. Белопольская. — М.: Когито-Центр, 2008. — 24 с.
- Кашкарева Л. М., Шинкарева Н. А. Педагогические условия развития гендерной идентичности у детей седьмого года жизни / Л. М. Кошкарева // Молодой ученый. — 2016. — № 24. — С. 461–464.
- Клецина И. С. Гендерная социализация: Учебное пособие / И. С. Клецина. — СПб, 2008. — 189 с.
- Кон И. С. Ребенок и общество: Учеб. пособие / И. С. Кон. — М.: Академия, 2013. — 334 с.
- Ледовских Н. К. Педагогические условия полоролевого развития в старшем дошкольном возрасте. — М.: Владос, 2008. — 237 с.
- Пекина О. В. Педагогические условия развития полоролевой идентичности дошкольников в условиях ДОО / О. В. Пекина // Pedagogical excellence and pedagogical technologies: материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Cheboksary, 1 мая 2016 г.) / редкол.: O. N. Shirokov [и др.]. — Cheboksary: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (7). — С. 65–68.
- Пекина О. В. Игра-драматизация как средство полоролевого развития детей дошкольного возраста / О. В. Пекина // Молодой ученый. — 2016. — № 10. — С. 1269–1270.
- Попова Л. А. Гендерные особенности психического развития в дошкольном детстве / Л. А. Попова // Научно-методический журнал для педагогов и родителей. — 2004. — № 2. — С. 110–123.
- Репина Т. А. Мальчики и девочки: две половинки? / Т. А. Репина // Обруч. 2008. — № 6. — С. 19–28.
- Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации детей / Т. А. Репина. — Воронеж: ВГПУ, 2004. — 300 с.
- Суслова Э. К. Половое воспитание детей дошкольного возраста / Э. К. Суслова // Детский сад от А до Я. — 2014. — № 5. — С. 146–158.
- Татаринцева Н. Е. Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций / Н. Е. Татаринцева. — М.: Центр педагогического образования, 2008. — 96 с.
- Леонтьев А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. С. 4.
- Эльконин Д. Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. 1996. № 3. С. 5-19.
- Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. № 6. 1966. С. 48-57.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Пункт 2.6. // URL:http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.ht.
- Постановление от 16 июня 1989 года № 7/1. Программно-методическое обеспечение дошкольного образования. Концепция дошкольного воспитания.