Роль педагога в процессе игры детей младшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №33 (271) август 2019 г.

Дата публикации: 16.08.2019

Статья просмотрена: 1269 раз

Библиографическое описание:

Сунцова, Н. Ю. Роль педагога в процессе игры детей младшего дошкольного возраста / Н. Ю. Сунцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 33 (271). — С. 124-126. — URL: https://moluch.ru/archive/271/62042/ (дата обращения: 15.11.2024).



Успешность любого человека зависит от того, как он умеет исполнять те или иные социальные роли. Уже в самом раннем возрасте попадая в социум, ребенок вынужден выполнять эти роли. Игра как основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста помогает ему освоить различные социальные роли: роль партнера, инициатора и др. Важной задачей педагога научить ребенка этому, так как дальше ему предстоит освоить более сложные роли. Данной проблеме посвящена статья.

Ключевые слова: игра, социум, дети младшего дошкольного возраста, воспитатель, коллектив.

Игра, будучи важной частью жизни ребенка, является отражением жизни социума, в котором проживает отдельно взятый ребенок.

Игровой коллектив — это социальный «организм» со своими отношениями: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля. Воспитатель, являясь непосредственным руководителем детских игр, формирует у них определенные навыки жизни в коллективе: умение играть вместе на основе взаимопонимания, помогать друг другу.

Изначально все дети имеют равные права на роли в игре, но в то же время в любой момент каждый из них может придумать и предложить что-то свое, предложить свое развитие игры, а также разрешить спорные вопросы.

Таким образом, в коллективе уже начинают зарождаться первые традиции, свое «общественное мнение», которое в дальнейшем будет определять поступки детей, регулировать отношения между ними, служить «мерилом» оценки своего поведения, а также поведения других.

Уже в самом раннем возрасте у детей появляется потребность в общении. С первых месяцев жизни ребенок своей улыбкой, разными издаваемыми им звуками, движениями ручек выражает радость от общения со взрослыми, которые в свое время являются первыми его партнерами. В то же время взрослые учат малыша узнавать окружающий мир, различать его звуки, запахи, краски и т. д. И уже в самом раннем возрасте у детей можно наблюдать избирательные игровые действия. Один с удовольствием гремит погремушками с изображением птиц и животных, а другой выберет для себя простые ложки и тоже будет счастлив, извлекая из них звуки. А с того момента, когда малыш начинает ползать и сидеть, его игровые возможности расширяются. У него возникает интерес к предметам, которые развивают его движения.

Взрослые, руководя играми детей, помогают им развивать сюжет игры, уметь завершать игровые действие. Искренняя заинтересованность педагога в игре, ласковый тон, заботливое отношение к ребенку и образу, создаваемому в игре, воспитывает у детей чуткость и отзывчивость.

В совместной игре со взрослым, ребенок учится придумывать игру, совершать необходимые игровые действия, использовать не только непосредственно игрушки, но и их заместители, учиться завершать игру. Важно, чтобы детям игра доставляла удовольствие, приносила им радость. Если малыш уже умеет играть в одиночку относительно длительное время (5–10 мин), педагог может направить его внимание на сверстника, играющего рядом, стараясь вызвать интерес к его игре.

Вначале малыш заинтересовывается игрушкой, находящейся в руках соседа, и непременно захочет получить ее. В этот момент между детьми могут возникнуть противоречия, которые вправе и должен разрешить педагог. Зная индивидуальные особенности каждого ребенка, воспитатель должен постараться увлечь их совместными игровыми действиями с одной игрушкой, или переключить внимание на игру с другими предметами. Иногда целесообразно развить активность одного ребенка и несколько затормозить действия другого.

Разыгрывая определенные роли, ребенок подражает не только действиям взрослого, но и его отношению к игрушкам, другим участникам игры. Увлеченность ролью педагога в игре, его искренность способствует проявлению чувств самого ребенка. У детей в силу отсутствия знаний, умений и навыков наблюдается неустойчивый интерес к игре. В данном случае роль педагога поддержать интерес детей к определенной роли, дать детям необходимые знания для развития сюжета игра, а также обучать их определенными навыками, подсказывать выполнять необходимые действия.

Вовлеченность в совместные игры детей должно проходить постепенно с большой осторожностью, ни в коем случае не должно препятствовать желанию самого ребенка. Общительные дети будут самыми первыми участниками игр. А дети более замкнутые вначале станут лишь наблюдателями. И это никаким образом не должно быть оценено воспитателем. В противном случае вторые могут надолго потерять интерес к коллективным играм и тогда пребывание в детском саду для ребенка превратиться лишь в испытание.

Важно учитывать особенности детей младшего дошкольного возраста, организовывать игры небольшими группами. В таких играх ребенок может ярче проявить себя как партнера игры, что в дальнейшем послужит базой для взаимопонимания и доверия к своим сверстникам. Ребенка умеющего самостоятельно придумывать и развивать сюжет можно легко заинтересовать игрой другого.

Выполнение норм поведения зависит и от внутреннего побуждения ребенка, от того какие чувства он испытывает и какие чувства испытывают к нему его партнеры в игре. В маленьком игровом коллективе, где основой служит в большинстве своем личная симпатия, детям легче выстроить дружеские отношения, соблюдать нормы коллективного поведения.

Для развития коллективного творчества, умения анализировать свои действия важен навык подведения итога в игре. На помощь может прийти такой прием как разговор с детьми в конце игры. Такие разговоры способствуют развитию мыслить не только самостоятельно, но и с перспективой на будущее. Во время беседы педагог учит детей с достоинством оценивать свои поступки, анализировать поступки других героев игры, размышлять: почему игра так закончилось и что можно изменить в следующий раз.

Дети постепенно накапливают определенные знания об окружающих их вещах и явлениях, о предметах домашнего обихода, о труде взрослых. Их интересуют не только действия окружающих людей, но и их переживания, заботы, взаимоотношения. Накопленные знания позволяют расширить тематику игр, появляются сюжетно-ролевые игры. Однако в этом возрасте у детей интерес к сюжету еще неустойчив, и они от одной игры легко переходят к другой. Следовательно, в младшем дошкольном возрасте дети могут играть в совместные игры только при условии сохранения организующей и направляющей роли взрослого.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. — 1966. -№ 06. — С. 62–68.
  2. Запорожец А. В. Игра и развитие ребенка / А. В. Запорожец // Дошкольное воспитание. — 1964. — № 4.
  3. Новоселова С. Л., Зворыгина Е. В. Игра и всестороннее воспитание детей / С. Л. Новосёлова, Е. В. Зворыгина // Дошкольное воспитание.- 1983. — № 10 с. 38–46.
  4. ФГОС дошкольного образования: первые результаты: [Текст]: материалы межрегиональной научно-практической конференции / под. общей. ред. Е. В. Коточиговой — Ярославль: ГОУ ЯО ИРО, 2015. — 72 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, младший дошкольный возраст, самый ранний возраст, действие, роль, самый ребенок, уж.


Похожие статьи

Формирование знаний экологического воспитания у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. А так как игра — это ведущий вид деятельности в д...

Игры интеллектуального сотрудничества как метод обучения в школе

В соответствии с конструктивной точкой зрения, обучение должно активно вовлекать учащихся в образовательный процесс через участие в реальных ситуациях из жизни. Игры интеллектуального сотрудничества могут быть востребованы на старшей ступени обучения...

Развитие конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается конструктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста. Даются определения понятий конструирования, конструктивного творчества. Раскрывается сущность художественного конструирования. Делается вывод, что констр...

Влияние детско-родительских отношений на тревожность детей старшего дошкольного возраста

На сегодняшний день тревожность детей в дошкольном возрасте стала довольно распространённой проблемой. В этом возрасте эмоционально-личностное развитие тесно связано с семьей. Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его р...

Социальная адаптация младших школьников с задержкой психического развития

Статья представляет собой анализ научной литературы по проблеме социальной адаптации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Социальная адаптация играет важную роль в жизни младшего школьника, так как от её протекания и р...

Пальчиковые игры в развитии активной речи детей третьего года жизни

В обществе проблема развития активной речи детей дошкольного возраста является одной из наиболее актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активной речи, а также потому, что развитие активной речи являетс...

Адаптация дошкольников: первый раз в детский сад

Статья посвящена важному этапу в жизни ребенка и его семьи — первым шагам в детский сад, сопровождающемуся множеством эмоций и возможными трудностями в процессе адаптации. Описываются основные проблемы, такие как разлука с родителями, новые условия и...

Игровые технологии в дополнительном образовании детей

В статье обосновывается целесообразность использования игры как активного метода обучения в системе современного дополнительного образования детей, предоставляющей каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля програм...

Развитие творческого воображения у детей подготовительной к школе группы в театрализованной деятельности в ДОО

Актуальность статьи обусловлена тем, что процесс развития творческого воображения ребенка — неотъемлемый компонент любой формы детской творческой деятельности, детского поведения в целом. Психологическая и педагогическая литература все чаще задается ...

Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений математического содержания

В данной статье рассказывается о том, какую роль играют дидактические игры и упражнения математического содержания в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста, описывается разнообразие дидактических игр, которые используются с...

Похожие статьи

Формирование знаний экологического воспитания у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. А так как игра — это ведущий вид деятельности в д...

Игры интеллектуального сотрудничества как метод обучения в школе

В соответствии с конструктивной точкой зрения, обучение должно активно вовлекать учащихся в образовательный процесс через участие в реальных ситуациях из жизни. Игры интеллектуального сотрудничества могут быть востребованы на старшей ступени обучения...

Развитие конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается конструктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста. Даются определения понятий конструирования, конструктивного творчества. Раскрывается сущность художественного конструирования. Делается вывод, что констр...

Влияние детско-родительских отношений на тревожность детей старшего дошкольного возраста

На сегодняшний день тревожность детей в дошкольном возрасте стала довольно распространённой проблемой. В этом возрасте эмоционально-личностное развитие тесно связано с семьей. Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его р...

Социальная адаптация младших школьников с задержкой психического развития

Статья представляет собой анализ научной литературы по проблеме социальной адаптации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Социальная адаптация играет важную роль в жизни младшего школьника, так как от её протекания и р...

Пальчиковые игры в развитии активной речи детей третьего года жизни

В обществе проблема развития активной речи детей дошкольного возраста является одной из наиболее актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активной речи, а также потому, что развитие активной речи являетс...

Адаптация дошкольников: первый раз в детский сад

Статья посвящена важному этапу в жизни ребенка и его семьи — первым шагам в детский сад, сопровождающемуся множеством эмоций и возможными трудностями в процессе адаптации. Описываются основные проблемы, такие как разлука с родителями, новые условия и...

Игровые технологии в дополнительном образовании детей

В статье обосновывается целесообразность использования игры как активного метода обучения в системе современного дополнительного образования детей, предоставляющей каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля програм...

Развитие творческого воображения у детей подготовительной к школе группы в театрализованной деятельности в ДОО

Актуальность статьи обусловлена тем, что процесс развития творческого воображения ребенка — неотъемлемый компонент любой формы детской творческой деятельности, детского поведения в целом. Психологическая и педагогическая литература все чаще задается ...

Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений математического содержания

В данной статье рассказывается о том, какую роль играют дидактические игры и упражнения математического содержания в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста, описывается разнообразие дидактических игр, которые используются с...

Задать вопрос