Успешность любого человека зависит от того, как он умеет исполнять те или иные социальные роли. Уже в самом раннем возрасте попадая в социум, ребенок вынужден выполнять эти роли. Игра как основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста помогает ему освоить различные социальные роли: роль партнера, инициатора и др. Важной задачей педагога научить ребенка этому, так как дальше ему предстоит освоить более сложные роли. Данной проблеме посвящена статья.
Ключевые слова: игра, социум, дети младшего дошкольного возраста, воспитатель, коллектив.
Игра, будучи важной частью жизни ребенка, является отражением жизни социума, в котором проживает отдельно взятый ребенок.
Игровой коллектив — это социальный «организм» со своими отношениями: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля. Воспитатель, являясь непосредственным руководителем детских игр, формирует у них определенные навыки жизни в коллективе: умение играть вместе на основе взаимопонимания, помогать друг другу.
Изначально все дети имеют равные права на роли в игре, но в то же время в любой момент каждый из них может придумать и предложить что-то свое, предложить свое развитие игры, а также разрешить спорные вопросы.
Таким образом, в коллективе уже начинают зарождаться первые традиции, свое «общественное мнение», которое в дальнейшем будет определять поступки детей, регулировать отношения между ними, служить «мерилом» оценки своего поведения, а также поведения других.
Уже в самом раннем возрасте у детей появляется потребность в общении. С первых месяцев жизни ребенок своей улыбкой, разными издаваемыми им звуками, движениями ручек выражает радость от общения со взрослыми, которые в свое время являются первыми его партнерами. В то же время взрослые учат малыша узнавать окружающий мир, различать его звуки, запахи, краски и т. д. И уже в самом раннем возрасте у детей можно наблюдать избирательные игровые действия. Один с удовольствием гремит погремушками с изображением птиц и животных, а другой выберет для себя простые ложки и тоже будет счастлив, извлекая из них звуки. А с того момента, когда малыш начинает ползать и сидеть, его игровые возможности расширяются. У него возникает интерес к предметам, которые развивают его движения.
Взрослые, руководя играми детей, помогают им развивать сюжет игры, уметь завершать игровые действие. Искренняя заинтересованность педагога в игре, ласковый тон, заботливое отношение к ребенку и образу, создаваемому в игре, воспитывает у детей чуткость и отзывчивость.
В совместной игре со взрослым, ребенок учится придумывать игру, совершать необходимые игровые действия, использовать не только непосредственно игрушки, но и их заместители, учиться завершать игру. Важно, чтобы детям игра доставляла удовольствие, приносила им радость. Если малыш уже умеет играть в одиночку относительно длительное время (5–10 мин), педагог может направить его внимание на сверстника, играющего рядом, стараясь вызвать интерес к его игре.
Вначале малыш заинтересовывается игрушкой, находящейся в руках соседа, и непременно захочет получить ее. В этот момент между детьми могут возникнуть противоречия, которые вправе и должен разрешить педагог. Зная индивидуальные особенности каждого ребенка, воспитатель должен постараться увлечь их совместными игровыми действиями с одной игрушкой, или переключить внимание на игру с другими предметами. Иногда целесообразно развить активность одного ребенка и несколько затормозить действия другого.
Разыгрывая определенные роли, ребенок подражает не только действиям взрослого, но и его отношению к игрушкам, другим участникам игры. Увлеченность ролью педагога в игре, его искренность способствует проявлению чувств самого ребенка. У детей в силу отсутствия знаний, умений и навыков наблюдается неустойчивый интерес к игре. В данном случае роль педагога поддержать интерес детей к определенной роли, дать детям необходимые знания для развития сюжета игра, а также обучать их определенными навыками, подсказывать выполнять необходимые действия.
Вовлеченность в совместные игры детей должно проходить постепенно с большой осторожностью, ни в коем случае не должно препятствовать желанию самого ребенка. Общительные дети будут самыми первыми участниками игр. А дети более замкнутые вначале станут лишь наблюдателями. И это никаким образом не должно быть оценено воспитателем. В противном случае вторые могут надолго потерять интерес к коллективным играм и тогда пребывание в детском саду для ребенка превратиться лишь в испытание.
Важно учитывать особенности детей младшего дошкольного возраста, организовывать игры небольшими группами. В таких играх ребенок может ярче проявить себя как партнера игры, что в дальнейшем послужит базой для взаимопонимания и доверия к своим сверстникам. Ребенка умеющего самостоятельно придумывать и развивать сюжет можно легко заинтересовать игрой другого.
Выполнение норм поведения зависит и от внутреннего побуждения ребенка, от того какие чувства он испытывает и какие чувства испытывают к нему его партнеры в игре. В маленьком игровом коллективе, где основой служит в большинстве своем личная симпатия, детям легче выстроить дружеские отношения, соблюдать нормы коллективного поведения.
Для развития коллективного творчества, умения анализировать свои действия важен навык подведения итога в игре. На помощь может прийти такой прием как разговор с детьми в конце игры. Такие разговоры способствуют развитию мыслить не только самостоятельно, но и с перспективой на будущее. Во время беседы педагог учит детей с достоинством оценивать свои поступки, анализировать поступки других героев игры, размышлять: почему игра так закончилось и что можно изменить в следующий раз.
Дети постепенно накапливают определенные знания об окружающих их вещах и явлениях, о предметах домашнего обихода, о труде взрослых. Их интересуют не только действия окружающих людей, но и их переживания, заботы, взаимоотношения. Накопленные знания позволяют расширить тематику игр, появляются сюжетно-ролевые игры. Однако в этом возрасте у детей интерес к сюжету еще неустойчив, и они от одной игры легко переходят к другой. Следовательно, в младшем дошкольном возрасте дети могут играть в совместные игры только при условии сохранения организующей и направляющей роли взрослого.
Литература:
- Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. — 1966. -№ 06. — С. 62–68.
- Запорожец А. В. Игра и развитие ребенка / А. В. Запорожец // Дошкольное воспитание. — 1964. — № 4.
- Новоселова С. Л., Зворыгина Е. В. Игра и всестороннее воспитание детей / С. Л. Новосёлова, Е. В. Зворыгина // Дошкольное воспитание.- 1983. — № 10 с. 38–46.
- ФГОС дошкольного образования: первые результаты: [Текст]: материалы межрегиональной научно-практической конференции / под. общей. ред. Е. В. Коточиговой — Ярославль: ГОУ ЯО ИРО, 2015. — 72 с.