О влиянии театрального искусства на развитие эмоциональной сферы детей известно давно. Участие в инсценировках сказок и театрализованных играх для ребенка — всегда праздник. Не подлежит сомнению то, что приобщение детей к театрализованной деятельности предполагает целенаправленное руководство со стороны педагога. Специальные занятия с детьми и их участие в драматизациях, т. е. практика собственной театральной деятельности, способствуют формированию у детей осознанного применения средств образной выразительности (интонации, мимики, позы, жестов, пантомимики), умения перевоплощаться, соединять речь с движением, вести диалог по ролям и т. д. Театрализованная деятельность благоприятствует нравственно-эстетическому воспитанию, обогащает детей навыками, впечатлениями, воспитывает интерес к театру, литературе, формирует речь, активизирует словарь. Более того, театральная деятельность имеет психопрофилактический характер, так как помогает детям эмоционально и физически разрядиться. Театрализованная деятельность способствует раскрыть творческий потенциал ребенка, формировать доброжелательное отношение к ровесникам, исправлять поведение ребенка, повышать его уверенность в себе и испытывать чувство радости от своего и совместного творчества.
В последнее время совершается активное реформирование системы дошкольного воспитания: увеличивается сеть альтернативных дошкольных учреждений, разрабатываются новые программы дошкольного воспитания, оригинальные методические материалы. В свете этих прогрессивных перемен развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда предоставляется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Впрочем, как справедливо указывали Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, только согласованная деятельность этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал К. Изард: «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие» [3, с. 3].
Одно из достоинств дошкольного возраста — это повышенная эмоциональность ребенка, его эмоции. Известный отечественный психолог В. В. Зеньковский писал: «Психическая организация детства исключительно прекрасна, и этой красотой и грацией своей детство обязано той непосредственности, корень которой лежит в преимущественном развитии эмоциональной сферы» [1, с. 66]. Преобладание эмоций в оценке мира и окружающих людей, в осмыслении всего, что окружает, выставляет эмоциональную сферу ребенка в ранг базовых основ личности, ее «центрального звена» (Л. С. Выготский).
Эмоциональное развитие дошкольника сопряжено, прежде всего, с возникновением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Наибольшим изменением в мотивационной сфере выступает создание общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных практических целей. Благодаря этому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства, которые в раннем возрасте отсутствовали или наблюдались в зачаточном состоянии.
К изменениям в эмоциональной сфере ребенка приводит установление иерархии мотивов. Выделение главного мотива, от которого зависит целая система других, активизирует устойчивые и глубокие переживания. Вдобавок они относятся не к ближайшим, сиюминутным, а довольно отдаленным результатам деятельности. Иначе говоря, эмоциональные переживания теперь обуславливаются не тем фактом, который непосредственно воспринимается, а глубоким внутренним смыслом, который этот факт получает в связи с ведущим мотивом деятельности ребенка. Чувства утрачивают ситуативность, делаются более глубокими по смысловой сущности, появляются в ответ на предполагаемые мысленные обстоятельства. У детей дошкольного возраста формируется эмоциональное предвосхищение, которое побуждает его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предполагать реакцию других людей на его поступки. Вследствие этого роль эмоций в деятельности ребенка значительно изменяется.
Изменения в эмоциональной сфере сопряжены с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности ребенка, его самосознания. Включение речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, когда они становятся гораздо осознанными, обобщенными. Начальные попытки приостановить свои чувства можно заметить у ребенка в 3–4 года. Однако малышу это еще плохо получается. Старший дошкольник в некоторой мере начинает управлять проявлением эмоций, влияя на себя с посредством слова. Отметим, что дошкольники с усилием сдерживают эмоции, сопряженные с органическими потребностями. Голод, жажда толкают их поступать непроизвольно.
Преимущественно мощный и значимый источник переживаний ребенка — его взаимоотношения с другими людьми — взрослыми и детьми. Если окружающие ласково относятся к ребенку, ценят его права, демонстрируют к нему внимание, он ощущает эмоциональное благополучие — чувство уверенности, безопасности. Как правило, в этих условиях у ребенка доминирует бодрое, жизнерадостное настроение. В. С. Мухина утверждает, что «эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям» [4, с. 199].
Под эмоциональным неблагополучием расценивается отрицательное самочувствие ребенка. Оно обуславливается многими причинами. Главной выступает неудовлетворенность ребенка общением со взрослыми, прежде всего с родителями и со сверстниками. Дефицит тепла, ласки, разлад между членами семьи, отсутствие тесных эмоциональных контактов с родителями провоцирует к формированию у ребенка тревожно-пессимистических личностных ожиданий. Их характеризует неуверенность малыша, чувство незащищенности, иногда страх в связи с прогнозируемой отрицательной позицией взрослого. Подобное отношение взрослого вызывает у ребенка упрямство, нежелание подчиняться требованиям родителей, иначе говоря, является серьезным «психологическим» препятствием между взрослым и детьми. В то время, как тесные, насыщенные эмоциональные контакты, при которых ребенок представляется объектом доброжелательного, но требовательного оценочного отношения как личность, создает у него уверенно-оптимистические личностные ожидания. Для них присуще переживание возможного успеха, похвалы, одобрения со стороны близких взрослых.
Особая роль, сопряженная с воспитанием ребенка-дошкольника, принадлежит театру. Театр — один из наиболее демократичных и приемлемых для детей видов искусства, он позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, сопряженные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности, раскованности.
Кроме того для каждого ребенка театр может быть исполнен в двух ипостасях: как вид искусства, в процессе понимания которого ребенок выступает в роли зрителя, и как театрализованная деятельность, в которой он сам принимает участие. Специальные исследования, осуществленные в нашей стране и за рубежом, убедительно показали, что обе роли — зрителя и актера — являются для развития ребенка очень важными.
Развитию эмоциональной сферы ребенка, как одной из главных задач театрализованной деятельности, на театрализованных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях отдается довольно много внимания.
Опыт работы с дошкольниками показывает, что приступать знакомить детей с эмоциями можно с четырехлетнего возраста (в средней группе или во втором полугодии младшей группы). Дети в этом возрасте воспринимают необходимые понятия, их словарный запас дополняется словами, обозначающими эмоции, однако само слово «эмоция» не вводится, оно подменяется более доступным для детей данного возраста понятием «настроение». И, конечно же, они с большим удовольствием выполняют практические упражнения, играют.
Работа в данном направлении на театрализованных занятиях состоит в применении определенных этюдов, упражнений, игр, нацеленных на развитие мимики и пантомимики. В ходе выполнения таких заданий осуществляется знакомство с основными эмоциональными настроениями и способами их жестового выражения. Важность этой работы усугубляется тем, что без глубокого осознания эмоционального состояния и способов его внешнего проявления невыполнима выразительность речи. Ненавязчиво и непринужденно дети учатся вербальному перевоплощению, стремятся, чтобы характер героя, его голос легко узнавались всеми. Вместе с тем, особое внимание детей направляется на взаимосвязь между настроением и особенностями вербальной и невербальной выразительности (силой голоса, темпом, интонационными и логическими ударениями). Определение и передача эмоций и чувств являются значительным моментом в становлении личности растущего человека.
Но немаловажно то, что театрализованные занятия, развивая эмоциональную сферу ребенка, побуждают его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые им ситуации. «В процессе этого сопереживания, — как отмечал психолог и педагог, академик Б. М. Теплов, — создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» [2, с. 4].
Театрализованные занятия пользуются у детей большой любовью. Дошкольники с радостью включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, исполняют их просьбы, дают советы, превращаются в тот или иной образ. Дети смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с героями, извещают об опасности, плачут над поражениями любимого героя, всегда готовы прийти к нему на выручку. Из этого следует, что театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей отзывчивости, т. е. умения распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, способности ставить себя на его место в разных ситуациях, применять соответствующие способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно встать на его место», — утверждал Б. М. Теплов [2, с. 5].
В роли основных способов в театрализованной деятельности выделяется игровая драматизация сказок. Благодаря чему сказка так эффективна при работе с детьми, главным образом в дошкольном возрасте? Во-первых, в дошкольном возрасте понимание сказки становится особенной деятельностью ребенка, обладающего невероятно притягательной силой, допускающей ему свободно мечтать и фантазировать. Наряду с этим сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это еще и своеобразная реальность, которая допускает раздвигать рамки обычной жизни, встречаться со сложными явлениями и чувствами и в понятной для понимания ребенка сказочной форме узнавать взрослый мир чувств и переживаний. Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т. е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и принятие его норм, ценностей, образцов как своих. Следовательно, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сопоставляет себя со сказочным героем, и это дает ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, с помощью ненавязчивых сказочных образов ребенку предоставляются выходы из различных трудных ситуаций, способы решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и уверенности в себе. Вместе с тем ребенок идентифицирует себя с положительным персонажем. Совершается это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что позиция героя более привлекательна по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку приобретать правильные моральные нормы и ценности, разделять добро и зло.
Особенная роль принадлежит театрализованной деятельности в формировании положительного эмоционального фона. Положительный эмоциональный настрой на театрализованных занятиях способствует перебороть робость, неуверенность в себе, стеснительность. Поэтому психологи, невропатологи и психотерапевты настойчиво рекомендуют педагогам и родителям начать бороться с чувством неуверенности в себе со времени его появления. Исправление поведения ребенка может совершаться по очень многим направлениям. Одним из них представляется коллективная театрализованная деятельность, в основу которой положен принцип предоставления всем детям равных возможностей для участия в инсценировке и в одинаковых ролях. Наблюдения за детьми показали, что при таком подходе даже самым застенчивым проще справиться со сценическим волнением при выходе на сцену («На сцене детей много, и я смогу спрятаться за них!»). После того как ребенок смог пересилить себя и выйти на сцену, он как бы попадает под влияние большинства детей, которым весело и радостно, и заряжается их эмоциями. Специалисты считают, что только коллективное художественное действо способно предоставить ребенку такой подъем чувств, который, независимо от его эмоционального состояния, заразит его радостью и предчувствием чего-то яркого, увлекательного, прекрасного. Разумеется, что именно в театрализованной деятельности у ребенка открывается уникальная возможность на фоне положительных эмоций руководить своим поведением, что, кроме психотерапевтического эффекта, формирует один из существенных моментов, образующих психологическую готовность к школе.
Следовательно, можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Исполняя роль, ребенок может не только передавать вербально и невербально эмоции героя, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, непременно, влияет на развитие сферы чувств дошкольника. Эстетические переживания способствуют ребенку испытать восторг теми проявлениями жизни, которые он до этих пор не замечал, и изображать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации косвенно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. В этом значительную роль играет положительный эмоциональный фон, который присутствует на каждом театрализованном занятии, а также общая коллективная деятельность. Созданная благоприятная атмосфера способствует проявлению индивидуальности, развитию эмоциональной чуткости, формированию умения управлять собственными эмоциями.
С древних времен различные модели театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. В дальнейшем театр как вид искусства стал не только средством изучения жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, совмещая возможности нескольких видов искусств — музыки, танца, живописи, литературы и актерской игры, театр отличается громадной силой влияния на эмоциональный мир ребенка. Занятия по театрализованной деятельности не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Знакомство со спецификой и видами театрального искусства, общеразвивающие и ритмопластические игры и упражнения, занятия по культуре и технике речи благодатны всем детям, так как развивают качества и формируют навыки, требующиеся любому культурному и творчески мыслящему человеку, увеличивают знания ребенка об окружающем мире, подготавливают его к тонкому восприятию различных видов искусства. А самое важное, в результате занятий театрализованной деятельностью у детей формируются нравственные чувства — высшая ступень развития эмоциональной сферы.
Литература:
- Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 320 с.
- Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2001. — 128 с.
- Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников: занятия, игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. — М.: АРКТИ, 2001. — 48 с.
- Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. институтов / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 1985. — 272 с.
- Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 160 с.
- Эльконин Д. Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. Заведений / Ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — М.: Изд. центр «Академия», 2004. — 384 с.